ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
методическая разработка на тему

Кажан Наталья Николаевна

      Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, хотелось бы уделить внимание проектной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazhan_n.n.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кажан Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

высшая категория

МОУ «СОШ№4»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

      Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, хотелось бы уделить внимание проектной деятельности.

       При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

       Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.  От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Цель проектного обучения:

  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.
  2. Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.
  3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
  4.  Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

         Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлекать родителей. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней.

        Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

        Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности.

       Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:

  • помогает ученикам определить цель деятельности;
  • рекомендует источники получения информации;
  • раскрывает возможные формы деятельности;
  • содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
  • создаёт условия для активности школьника;
  • является партнёром;
  • помогает ученику оценить полученный результат и т. д.

Действия ученика можно охарактеризовать так:

  • определяет цель своей деятельности;
  • открывает новые знания;
  • экспериментирует;
  • выбирает пути решения возникающих проблем;
  • несёт ответственность за свою деятельность и т. д.

      Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий: желание самого ребёнка, благоприятная среда, грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.

Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.

      Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  • выбор темы проекта;
  • выдвижение первоначальных идей;
  • выбор лучшей идеи;
  • планирование проектной деятельности;
  • оценка и самооценка проекта;
  • презентация проекта.                                                                                                                                  

      Особое внимание в начальной школе требует этап проектной деятельности – презентация проекта. Необходимо помочь ученикам произвести самооценку проекта. Но самое главное – на презентации школьники учатся анализировать свои идеи, отмечать удачные творческие находки, стараются оценить вклад каждого и умение работать в команде.

      В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

      Учитывая индивидуальные, творческие возможности детей моего класса, мы вместе с родителями, рассмотрев предложение об участии в проектной деятельности, пришли к мнению: начать работу.

      Темы проекта были выбраны не случайно. Они связаны с интересами детей на данном этапе учёбы. Мы поработали над несколькими проектами. Во всех  проектах родители приняли активное участие

      Приведу несколько примеров проектов, разработанных и осуществленных в сотрудничестве с учащимися моего класса.

     

 Проект «Как лесные ягоды помогают мне быть здоровым»

Изучая программу «Разговор о правильном питании» мы с детьми выяснили, что у человека возникают болезни от того, что организму не хватает полезных веществ. Где же их взять? Один из учеников сообщил, что ему родители говорят, что надо обязательно есть лесные ягоды и решил проверить это утверждение. Так родился проект «Как лесные ягоды помогают мне быть здоровым» Мы изучили литературу о ягодах, получили сведения о пользе ягод при различных заболеваниях, пронаблюдали за их действием, получили сведения о их химическом составе. Также мы изучили инструкции к разным лекарствам. Провели опрос в двух классах и доказали пользу ягод.

        Проект Попова Сергея был отправлен на Всероссийскую конференцию «Первые шаги в науке». Мой ученик был приглашён в Москву. Сергей получил диплом 3 степени и его проект был опубликован в сборнике тезисов участников конференции.

      Проект «Радуга здоровья», над которым работала Лаврентьева Лиза,

в г.Архангельске на областном конкурсе коллажей был отмечен также дипломом 3 степени.

      Проект «Устойчивость зимней обуви в условиях гололёда».

      Над этим проектом мы работали с дочкой, заинтересовали ребят в её и моём классе. Дети экспериментальным путём выяснили, обувь с какой подошвой безопаснее использовать в зимнее время года, разработали  практические рекомендации для безопасного передвижения по скользкой поверхности. На городской конференции «Я – исследователь» данный проект был отмечен дипломом 2 степени.

      Проект «Безопасность глазами детей».

      Все учащиеся, работая над этим проектом, расширили знания о правилах дорожного движения, о безопасном поведении на дорогах. Учились самостоятельно работать с дополнительной литературой. Родители помогали в подборе фотографий, в презентации проектов. Кабанова Дарья и Лаврентьева Лиза стали призёрами на городском уровне.

     Заинтересовал родителей и учащихся проект «Письмо водителю», а именно актуальностью темы, возможностью высказать своё мнение. Детям хотелось привлечь внимание взрослых к ребёнку – пешеходу.

     Проект «Огонь - не забава»

     Работая в классе, дети разбились на несколько групп. Одни выясняли причины пожара, другие – правила поведения при пожаре. Родители организовали экскурсию в пожарную часть, помогали в оформлении работ. И когда был объявлен городской конкурс плакатов «Безопасность и дети», мы постарались отразить в нём всё, что наработали и заняли почётное 1 место.

      Благодаря проектной деятельности создаются условия для самостоятельного приобретения знаний из разных источников, учащиеся  учатся пользоваться самостоятельно приобретенными знаниями для решения разного рода задач, развивается аналитическое, логическое и системное мышление; приобретаются коммуникативные умения.