Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деятельность
методическая разработка на тему

Бондаренко Елена Александровна

 

Всякое знание остаётся мёртвым, если

в учащихся не развивается инициатива

и самодеятельность: учащихся нужно

приучать не только к мышлению, но и к

хотению.

Н. А. Умов

 

      Современное поколение знакомится с компьютером раньше, чем начинает читать. Именно поэтому  идея создания проектов  на персональных компьютерах в рамках урочной и внеурочной деятельности в стенах нашего образовательного учреждения вызвала массу положительных эмоций, а значит желания  самостоятельной творческой работы

      Актуальность: научно-исследовательская деятельность младших школьников востребована, поскольку она способствует развитию познавательной активности личности и формированию положительной мотивации к получению знаний. Данная форма распространена, в основном, в старших классах, но я на практике убедились, что целесообразно и возможно вводить её в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_formirovanie_issledovatelskih_umeniy_i_ikt.docx58.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№11

 с. Константиновского Петровского района Ставропольского края

Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деятельность

http://i504.mycdn.me/image?t=56&bid=666479686480&id=666479686480&plc=WEB&tkn=*egDzUZCNtBLR3PVuV4IztyoYCyQ

Автор:  Бондаренко Елена Александровна,

учитель начальных классов

Всякое знание остаётся мёртвым, если

в учащихся не развивается инициатива

и самодеятельность: учащихся нужно

приучать не только к мышлению, но и к

хотению.

Н. А. Умов

      Современное поколение знакомится с компьютером раньше, чем начинает читать. Именно поэтому  идея создания проектов  на персональных компьютерах в рамках урочной и внеурочной деятельности в стенах нашего образовательного учреждения вызвала массу положительных эмоций, а значит желания  самостоятельной творческой работы

      Актуальность: научно-исследовательская деятельность младших школьников востребована, поскольку она способствует развитию познавательной активности личности и формированию положительной мотивации к получению знаний. Данная форма распространена, в основном, в старших классах, но я на практике убедились, что целесообразно и возможно вводить её в начальной школе.
       Педагогическая идея:
исследовательская работа учащихся младших классов имеет свои особенности.    Деятельность, которой необходимо научить малышей, должна быть для них   увлекательна, понятна, ярка, занимательна и на первоначальном этапе, что немаловажно, организована в игровой форме. 

        В современном мире все большее значение приобретает владение детьми коммуникативными умениями и навыками, а также их способность к самореализации через определенные виды деятельности. Значительная часть учащихся начальной школы   испытывают   проблемы  в развитии творческого мышления, формировании информационных компетентностей. Данные трудности смогут помешать детям успешно продолжать обучение в средней и старшей школе.

    Задача.
• Вовлечь детей в проектную деятельность;
• Научить представлять продукты проектов;
• Научить учащихся использовать ИКТ для поиска, обработки и представления информации.
         Концептуальность:   на собственном опыте убедилась, что использование ИКТ во внеурочной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. 
    Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Тип проекта:

·         По доминирующему виду деятельности - исследовательский, творческий;

·         По предметному содержанию - межпредметный;

·         Форма организации детей и родителей - индивидуальная и групповая   работа;

·         Используемые технологии: проектная, ИКТ;

·         Режим работы (организационная форма) - внеурочный.

Форма презентации проекта: научная конференция, творческие выставки.

Продукт деятельности педагога - организация и функционирование клуба,   передача опыта коллегам.

Продукт деятельности учащихся:

·         идеальный - развивающаяся личность с навыками исследовательской деятельности;

·         практический - творческие исследовательские работы, банк медиапрезентаций, печатная газета по материалам конференций, творческие выставки.

    Основные результаты работы:
• расширение кругозора учащихся, увеличение объёма посещаемости учащимися школьной и сельской библиотек;
• развитие информационно-коммуникационных компетенций;
• качественный скачок в развитии информационных навыков (сравнительный анализ контрольных данных и стойкий интерес к познанию и творчеству);
• формирование таких личностных качеств учащихся, как инициативность, целеустремленность, креативность, умение работать в группе, развитие коммуникативных навыков ;
• формирование нравственно-ценностных отношений к природе, другим людям;
• внедрение деятельностного подхода к выполнению учебной задачи.

Практическая значимость проекта.

     Результаты реализации проекта способствуют формированию коммуникативной и информационной компетентностей,   развитию целенаправленных поисковых способностей в работе с информацией, формируют презентационные умения детей, развивают речь малышей. Кроме того, будут решены задачи формирования у учащихся положительного отношения к себе,  уверенности в своих силах.  Но главное - развивается способность работать творчески.

Схема-Ученик- родитель- учитель

Я считаю целесообразным проводить исследовательскую работу со 2 класса. Это могут быть мини-проекты, которые развивают творческие способности

1.    Придумать окончание рассказа и нарисовать рисунок

2.    Сочинить рассказ, сказку к теме урока, пословицы, поговорки.
      Таким образом,  можно сделать вывод: интеграция метода проектов во внеурочной и урочной  деятельности  и ИКТ-технологии – это ресурс, необходимый для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...

Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность

Консультация для учителей начальных классов по формированию читательской компетентности у обучающихся через внеурочную деятельность...