Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деятельность
методическая разработка на тему
Всякое знание остаётся мёртвым, если
в учащихся не развивается инициатива
и самодеятельность: учащихся нужно
приучать не только к мышлению, но и к
хотению.
Н. А. Умов
Современное поколение знакомится с компьютером раньше, чем начинает читать. Именно поэтому идея создания проектов на персональных компьютерах в рамках урочной и внеурочной деятельности в стенах нашего образовательного учреждения вызвала массу положительных эмоций, а значит желания самостоятельной творческой работы
Актуальность: научно-исследовательская деятельность младших школьников востребована, поскольку она способствует развитию познавательной активности личности и формированию положительной мотивации к получению знаний. Данная форма распространена, в основном, в старших классах, но я на практике убедились, что целесообразно и возможно вводить её в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt_formirovanie_issledovatelskih_umeniy_i_ikt.docx | 58.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№11
с. Константиновского Петровского района Ставропольского края
Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деятельность
Автор: Бондаренко Елена Александровна,
учитель начальных классов
Всякое знание остаётся мёртвым, если
в учащихся не развивается инициатива
и самодеятельность: учащихся нужно
приучать не только к мышлению, но и к
хотению.
Н. А. Умов
Современное поколение знакомится с компьютером раньше, чем начинает читать. Именно поэтому идея создания проектов на персональных компьютерах в рамках урочной и внеурочной деятельности в стенах нашего образовательного учреждения вызвала массу положительных эмоций, а значит желания самостоятельной творческой работы
Актуальность: научно-исследовательская деятельность младших школьников востребована, поскольку она способствует развитию познавательной активности личности и формированию положительной мотивации к получению знаний. Данная форма распространена, в основном, в старших классах, но я на практике убедились, что целесообразно и возможно вводить её в начальной школе.
Педагогическая идея: исследовательская работа учащихся младших классов имеет свои особенности. Деятельность, которой необходимо научить малышей, должна быть для них увлекательна, понятна, ярка, занимательна и на первоначальном этапе, что немаловажно, организована в игровой форме.
В современном мире все большее значение приобретает владение детьми коммуникативными умениями и навыками, а также их способность к самореализации через определенные виды деятельности. Значительная часть учащихся начальной школы испытывают проблемы в развитии творческого мышления, формировании информационных компетентностей. Данные трудности смогут помешать детям успешно продолжать обучение в средней и старшей школе.
Задача.
• Вовлечь детей в проектную деятельность;
• Научить представлять продукты проектов;
• Научить учащихся использовать ИКТ для поиска, обработки и представления информации.
Концептуальность: на собственном опыте убедилась, что использование ИКТ во внеурочной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Тип проекта:
· По доминирующему виду деятельности - исследовательский, творческий;
· По предметному содержанию - межпредметный;
· Форма организации детей и родителей - индивидуальная и групповая работа;
· Используемые технологии: проектная, ИКТ;
· Режим работы (организационная форма) - внеурочный.
Форма презентации проекта: научная конференция, творческие выставки.
Продукт деятельности педагога - организация и функционирование клуба, передача опыта коллегам.
Продукт деятельности учащихся:
· идеальный - развивающаяся личность с навыками исследовательской деятельности;
· практический - творческие исследовательские работы, банк медиапрезентаций, печатная газета по материалам конференций, творческие выставки.
Основные результаты работы:
• расширение кругозора учащихся, увеличение объёма посещаемости учащимися школьной и сельской библиотек;
• развитие информационно-коммуникационных компетенций;
• качественный скачок в развитии информационных навыков (сравнительный анализ контрольных данных и стойкий интерес к познанию и творчеству);
• формирование таких личностных качеств учащихся, как инициативность, целеустремленность, креативность, умение работать в группе, развитие коммуникативных навыков ;
• формирование нравственно-ценностных отношений к природе, другим людям;
• внедрение деятельностного подхода к выполнению учебной задачи.
Практическая значимость проекта.
Результаты реализации проекта способствуют формированию коммуникативной и информационной компетентностей, развитию целенаправленных поисковых способностей в работе с информацией, формируют презентационные умения детей, развивают речь малышей. Кроме того, будут решены задачи формирования у учащихся положительного отношения к себе, уверенности в своих силах. Но главное - развивается способность работать творчески.
Схема-Ученик- родитель- учитель
Я считаю целесообразным проводить исследовательскую работу со 2 класса. Это могут быть мини-проекты, которые развивают творческие способности
1. Придумать окончание рассказа и нарисовать рисунок
2. Сочинить рассказ, сказку к теме урока, пословицы, поговорки.
Таким образом, можно сделать вывод: интеграция метода проектов во внеурочной и урочной деятельности и ИКТ-технологии – это ресурс, необходимый для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.
Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...
Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность
Консультация для учителей начальных классов по формированию читательской компетентности у обучающихся через внеурочную деятельность...
Формирование ИКТ – компетентности младших школьников через внеурочную деятельность
Выступление на ярмарке педагогических идей...