Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
статья по теме

Ржакова Инна Николаевна

Данная статья разработа на актуальную тему, ведь творческие способности, эта важный стереотип нашей жизни, уметь думать нетрадиционно, создать что-то новое. В статье представлена актуального данной проблемы, материалы и способы развития творчесикх способностей!

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Ржакова И.Н.

Обучение поколения не сводится лишь к даче знаний, умений и навыков. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах. Условия побуждают систему образования уделять внимание  в процессе обучения и воспитания проблемам творчества, формированию творческих способностей школьников.

Для того чтобы рассматривать развитие творческих способностей младших школьников, необходимо вспомнить, что понимают под творчеством. Творчество – это, прежде всего, умение отказаться от стереотипов мышления, только в этом случае можно сказать что-то новое [2]. Творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, решение задачи [2].

Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка. Мы считаем, что формирование творчества особо важно в младшем школьном возрасте, так как в данном возрасте дети отличаются огромным стремлением к познанию, творческой активной деятельности. Поэтому особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития творческого начала.

Творчество связано с необходимостью развития творческих способностей.             Вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике [2]. Творческая способность – это способность понять необходимость и возможность создания чего-то нового, способность формулировать проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, подтвердить эту гипотезу теоретически и практически или совсем отказаться от нее, искать и найти решение проблемы.

Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;

- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;

- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

  • ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений;
  • реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе;
  • вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся.

С целью развития творческих способностей на уроках математики, можно использовать следующие задания:

«Незваные гости»

На день рождения к Василисе Прекрасной пришли 10 гостей: Винни – Пух, Незнайка, Бармалей, заяц, Доктор Айболит, Алиса, Красная Шапочка, Волк, Карабас – Барабас и Баба – Яга. Из всех гостей Василиса Прекрасная приглашала только шестерых.

    Задачи на смекалку

Сколько сказочных героев пришло без приглашения? как ты думаешь кто это?

-Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)

- Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? (5)

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

- В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (отдать одно яблоко вместе с корзиной).

Задачи-шутки

- В моём саду выпадает в 2 раза больше снега, чем у соседа. Почему?

-Без чего невозможно сделать табуретку, даже если есть все-все инструменты и все-все деревяшки, гвозди, клей?

Первоклассники с удовольствием воспринимают объяснение нового в форме сказок, хорошо запоминают их содержательную сторону. В процессе прослушивания возможно выполнение учебного задания. Например, рассказывая сказку об отрезке, можно иллюстрировать ее содержание при помощи простейшего чертежа на доске, а дети работают на листках бумаги или в альбомах.

«Сказка об отрезке»

«Жил-был карандаш. Был он очень любознательный и хотел все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

- Как эта линия называется?

Вышел однажды карандаш на прямую линию и пошел по этой прямой. Шел, шел по прямой линии, долго шел. Устал, остановился и говорит:

-Долго ли я еще буду идти? Скоро ли конец прямой?
   Засмеялась прямая:

- Эх ты, карандаш! Ведь ты не дойдешь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?

-Тогда я поверну назад, - сказал карандаш. - Я, наверно, пошел
не в ту сторону.

- И в другую сторону не будет конца. У линии совсем нет концов».

 «Прямая  даже спела про себя песенку:

Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней иди,

Не найти конца пути».

Опечалился карандаш, узнав, что у линии совсем нет концов.

-Как же быть? Что же мне так и придется идти без конца?

-Ну, если ты не хочешь идти без конца, то отметь на прямой
две точки, - подсказала прямая.

-Ура! - закричал карандаш. Появились два конца, теперь могу
гулять по прямой линии от одной точки до другой. Что же получилось на прямой? Как это называется?

-Это мой отрезок, - улыбнулась Прямая линия.

-Отрезок прямой, отрезок прямой, - с удовольствием повторял карандаш, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого».

Выполняя данные задания, ребенку приходится мыслить нестандартно, творчески. Творческий подход к выполнению заданий с целью развития творческих способностей младших школьников помогает решить ряд задач: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, установить доверительные отношения между ребенком и взрослыми, позволяет ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свое мнение.

Таким образом, в процессе обучения младших школьников на всех предметах, а в особенностях, на уроках математики, учитель должен развивать творческие способности, так как сегодня очень важна готовность человека действовать, творчески и инициативно при любых обстоятельствах.

             Список литературы

  1. Грицевский И. М.   От учебника - к творческому замыслу урока / И. М. Грицевский // книга для учителя. - М.: Просвещение, 2004. - 207с.
  2. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук// - Спб., 2009. - 125с.
  3. Шиянов Е. Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова //  Учеб. пособие для студ. пед. Вузов. М.: Академия, 2006. – 288с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: