«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»
проект (3 класс) по теме

Инжуваткина Галина Николаевна

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

«Развитие творческих способностей младших  школьников на уроках математики»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inzhenernyy_proekt_tspo_inzhuvatkina.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЦПО Самарской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Развитие творческих способностей младших  школьников на уроках математики»

Выполнила: Инжуваткина Галина Николаевна,

учитель начальных классов

ГБОУ НШ с.Красноармейское


                                                              Ребенок – не кувшин, который 
                                                             надо наполнить, а лампада, 
                                                             которую надо зажечь. 
       
Актуальность.   Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов».  Государственный заказ (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года), делает акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Обозначенная мною тема концепции продиктована противоречивой ситуацией, создавшейся в обществе: с одной стороны возрастающие потребности общества в творчески активных людях, с другой стороны недостаточно разработано научно-методическое обеспечение для организации и развитии творческой деятельности учащихся, а также недостаточно разработаны педагогические инструментарии для оценивания результатов творческой деятельности младших школьников. Таким образом, чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления. С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании креативного воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы  как первой ступени среднего образования. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.

        Проблема  Особые способности или одаренность зависит от врожденных задатков. Необходимо, не только выявить этих способных учащихся, но и помочь остальным ученикам открыть в себе способности, о которых они ранее и не подозревали.  Проблема формирования творческих способностей в рамках средней школы усложняется самой ситуацией учебного процесса, которая предполагает для всех единое задание, стандартные алгоритмы подходов в решении задач.

        Цель разработать  систему упражнений, способствующих развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения математике. 
         Задачи:

1) Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме. 
2) Выявление уровня развития творческих способностей у 
младших школьников. 
3) Составление системы упражнений, способствующих развитию 
творческих способностей младших школьников и

4)проверка эффективности системы упражнений на уроках и во внеклассной деятельности. 
       Гипотеза:  развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения математике будет успешным, если систематически, последовательно испытать в процессе обучения математики специально составленную систему упражнений.

        Творческая новизна. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью. 

        Срок реализации:   1 год

        Содержание деятельности

Этапы и механизмы реализации проекта.

АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ

Проведение диагностических исследований.

Основные задачи диагностики в начальной школе: 
1. Определить уровни развития ребенка. 
2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или 
худшую сторону. 
3. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон). 
4. Проанализировать полученные факты. 
5. Установить причины изменений. 
6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики. 

Создание программно-методического обеспечения

Совместное планирование деятельности по реализации проекта (учитель, родители, дети)

Систематизация изученных материалов, обеспечение наглядного сопровождения

Создание предметно-развивающей среды

        Методы  и  приемы:  проектирование,  планирование,  анализ,  сравнение, прогнозирование, анкетирование

Тестовые задания на определение творческих способностей 

«Дорисуй» (изображение кругов в предметах)

«Спрятанная форма» (нахождение фигур, скрытых в сложном изображении)

«Сложи узор» (кубики Косса)

«Определение понятий» (наборы слов)

«Придумай рассказ» и д.р.

           Что представляет собой ребенок, наделенный способностями к творческому восприятию, осмыслению. 
В этом поможет тест Т.Торранса. 
1. Дисциплинированный. + 
2. Неровно успевающий. 
3. Организованный. + 
4.Выбывающийсся из общей колеи. 
5. Эрудированный. + 
6. Не понятный в поведении, странный. 
7. Умеющий поддерживать общее дело. + 
8. Выскакивающий с нелепыми замечаниями. 
9. Стабильно успевающий. + 
10. Занятый своими делами. 
11. Быстро, на лету схватывающий. + 
12. Не умеющий общаться, конфликтный. 
13. Легко вступающий в контакт, приятный в общении. + 
14. Иногда тугодум, не умеющий уяснить очевидного. 
15. Ясно, понятно для всех выражающий мысль. + 
16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному 
руководству. 
Легко заметить, что «нечетные» качества оцениваются преимущественно как положительные, а «четные» - как отрицательные. 
Но именно, каждое второе качество характеризует нестандартного, одаренного, творческого ребенка. 

II – ОСНОВНОЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ)

Реализация задач проекта строится на основе системы дидактических принципов:

- принцип активности и сознательности;

- принцип системности и последовательности;

- принцип наглядности и доступности

Использование творческих заданий во всех уроках (как часть урока) и в индивидуальных занятиях, а также в свободной деятельности. Задания подбирать с учетом уровня развития детей и тематикой занятий.

Построение коррекционно-развивающей работы проводить в тесном сотрудничестве  педагогов и родителей

Развитие творческих способностей через развивающие игры в комплексном ключе с формированием у детей системы знаний и умений в разных областях.

Организация условий, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно творить, приобретая собственный действенный и чувственный опыт

Обеспечение охраны здоровья

Постоянное обновление предметно-развивающей среды

       Методы  и  приемы:  организованное обучение, экспериментирование, анализ,  сравнение, индивидуальная и подгрупповая деятельность

III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Проведение мониторинговых исследований

Анализ реализации проекта

Подведение  итогов, определение перспективы развития проекта, презентация

        Методы  и  приемы:  диагностирование,   анализ,   сравнение,   обобщение,  прогнозирование.

Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта

Наименование мероприятия        

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Ответственный за выполнение

АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ

Диагностическое исследование

сентябрь

Классный руководитель,

школьный психолог

Совместное планирование деятельности

октябрь

Классный руководитель, родители, дети

ОСНОВНОЙ

составление задач  по картинкам, составление сказок о цифрах 6, 66, рассказ, о чем говорят знаки арифметических действий меж собой, составление ребусов, головоломок).

сентябрь -декабрь

учащиеся

Создание базы творческих работ учащихся

сентябрь  - декабрь

Классный руководитель

Создание электронной версии сборника

январь -март

Классный руководитель

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Презентация сборника творческих работ

апрель

Классный руководитель

Анализ реализации проекта

май

все участники

Предполагаемые результаты:

готовность и способность учащихся творчески осмысливать преодолевать проблемные ситуации;

умения обретать новый смысл и ценности;

умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;

умения адаптировать в непривычных межличностных системах отношений;

гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);

художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств  при представлении идеи);

        Дальнейшее развитие проекта

     Предполагается дальнейшая более углубленная работа по данной теме для развития творческих способностей детей.

     Данный проект может быть использован в практике работы учителей начальной школы, воспитателей детских садов и других специалистов, работающих с детьми.

Материально – техническое обеспечение:  мультимедийный компьютер,  мультимедиапроектор,   средства телекоммуникации (выход в Интернет),   экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка

Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии"

Мастер - класс  показывает возможности уроков технологии по развитию творческих способностей учащихся...

Развитие творческих способностей в процессе обучения математике в начальной школе

            Происходящие в стране изменения выдвинули на первый план проблему формирования творческой личности, поскольку осуществление политических и экономически...

Мастер- класс «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики»

Развитие творческих способностей обучающихсяна уроках математики.Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным....

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики.

Одна из главных задач школьного обучения – развитие творческих способностей обучающихся. А одним из путей творческого развития при изучении математики является формирование у учащихся характерных для ...