Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики
консультация (математика, 1 класс) по теме

О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего возраста в учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. Так в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и государственной программе. Развитие воспитания детей в РФ до 2010 года четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Ориентирами нового образования в России становятся два принципа, сформулированные ЮНЕСКО Образование для всех и Образование через всю жизнь.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования . Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству , воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Педагог, разделяющий идеи вариативного развивающего образования и поставивший перед собой цель научить каждого ребенка, должен, во-первых, сделать ставку на полноценное формирование и развитие творческих способностей учащихся, поскольку именно творческая деятельность позволяет ребенку занять позицию активного участника процесса обучения, дает возможность реализовать собственные жизненные замыслы.

Во-вторых, педагог должен стать учителем партнером, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. Творчество- это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации человеческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования.

В младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности. От ученика- это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала. Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают поступательное совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию. Ученику в равноправном диалоге с учителем необходимо научиться общим способам действия, осуществляя пошаговый контроль и самооценку выполненной деятельности с целью установления соответствия своих действий намеченному плану. Помощь ребенку в постепенном переходе от конкретно действенного мышления к отвлеченно-образному. Должна работать формула-овладение= усвоение + применение знаний на практике. В вопросе развития творческих потенций на уроках математики особую роль играют задания повышенной трудности,  требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение. Опыт работы убеждает, что среди занимательных задач особый интерес у учеников вызывают те, которые предлагают несколько вариантов решения. Это позволяет каждому ученику проявить себя и предложить свой, отличный от других вариантов решения. Важно в круг рассматриваемых задач включить такие, в которых надо предусмотреть результат данного действия, рассмотреть целесообразность выполнения действия или цепочки действия, ведь такого рода задачи нередко нам диктует жизнь. В то же время необходимо вырабатывать у учеников стремление предусмотреть результаты своей деятельности.


ЗАДАЧА 1.

Периметр квадрата равен 20 см. На сколько квадратных сантиметров увеличится площадь квадрата, если его периметр увеличить на 12 см?

ЗАДАЧА 2.

Сумма цифр загадочного числа равна некоторому двузначному числу, при этом число, стоящее в разряде десятков, в 4 раза меньше числа в разряде единиц. Найдите загаданное число.

ЗАДАЧА 3.

На первой грядке росло в 5 раз больше кустов клубники, чем на второй. Когда с первой грядки пересадили 22 куста на вторую грядку, то на грядках стало поровну. Сколько кустов клубники было на каждой грядке?

ЗАДАЧА 4.

12 корзин с яблоками и 14 корзин с грушами весят 6 ц 92 кг, причем вес одной корзины груш на 10 кг меньше веса одной корзины яблок. Сколько весят по отдельности одна корзина груш и одна корзина яблок?

ЗАДАЧА 5.

У кенгуру насморк. Она пользуется квадратными платками размером 25 на 25 см .За 8 дней кенгуру израсходовала 3 м .кв. ткани. Сколько платков в день тратила кенгуру?

ЗАДАЧА 6.

Из пунктов А и Б, расстояние между которыми 300 км, одновременно выехали два автомобиля. Скорость автомобиля, выехавшего из  А, равна 40 км в час. Определите скорость второго автомобиля, если известно, что через 2 ч. расстояние между автомобилями было 100 км.

ЗАДАЧА 7.

Из пунктов А и В , расстояние между которыми 70 км, отправились одновременно пешеход и велосипедист со скоростью 5 км в час и 15 км в час соответственно. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Белошистая А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе. Вопросы психологии. 2002.№ 6.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

3. Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике: 1-4 классы. М., 2004.

4. Кедров Б. М. Научное творчество. М., 1969.

5. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования. Народное образование. 2005. № 2.

6. Лернер П.С. Среда бытия растущего человека в изменяющемся мире. Там же.

7. Рахимов А.З. Психодидактика творчества. Уфа, 2003.

8. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников.М., 1990.

9. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция. Вопросы   психологии. 1997. № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Творческий  отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих  способностей на уроках литературного чтения"...

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики при решении текстовых задач.

В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической к...

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Данная статья разработа на актуальную тему, ведь творческие способности, эта важный стереотип нашей жизни, уметь думать нетрадиционно, создать что-то новое. В статье представлена актуального данной пр...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие творческих способностей младших  школьников на уроках математики»...