Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа 2000"
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Фахриева Елена Леонидовна

Рабочая программа содержит почснительную записку и планирование. С учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitel_zapis_po_chteniyu.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

1 класс.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы

«Чтение и начальное литературное образование» (для четырехлетней начальной школы)

 -Р.НБунеев, Е.В. Бунеева Рекомендовано Министерством образования и науки РФ в рамках образовательной системы «Школа 2100»

- в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом 2009г. (

-учебный план МБОУ «СОШ№1» г. Мамадыш на 2011-2012 учебный год.

Количество часов:  68 часов

Всего  часов в неделю:   2 часа

Административных контрольных уроков:  1 час

Учебник:  «Букварь» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева  изд. Баласс 2011г.

                   «Капельки солнца» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева изд. Баласс 2011г.

  1. Пояснительная записка

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

• овладение функциональной грамотностью;

• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

• приобщение к литературе как искусству слова;

• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач подготовлена серия учебников по литературному чтению: (1-й класс – «Капельки солнца*»)а также методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учащихся. Обучение чтению по «Букварю» поможет начинающему овладеть навыком чтения, а читающему – усовершенствовать этот навык.

Цель курса обучения чтения по «Букварю» является формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали и совершенствование этого навыка у читающих детей; развитие интереса к чтению и желания читать; пропедевтическое ознакомление детей с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования , морфологии, синтаксиса и пунктуации, значительное обогащение словарного запаса детей.

Достижение и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».

Слово рассматривается с четырёх точёк зрения:

  1. Звуковой состав и обозначение звуков буквами.
  2. Состав слова (корень, приставка, суффикс), образование слов (образование имён существительных с помощью суффиксов, глаголов – с помощью приставок);
  3. Грамматическое значение (на какой вопрос отвечает);
  4. Лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи ; слова близкие по смыслу).

Знакомясь с предложением дети усваивают признаки предложения, правильно орфографически и пунктуационально оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие.

Структура курса обучения чтению :

  1. добукварный период – 17 часов
  2. букварный период – 35 часов

Задачи добукварного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого – звуковой  и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение.    

Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

В букварный период ведётся работа по обучению чтению, по развитию речи, по развитию интереса  к чтению. В процессе обучения большая роль отводится слого – звуковому  и звуко – буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием.

* Обучение по Букварю и прописям ведется с сентября до марта, затем уроки чтения проводятся по учебнику «Литературное чтение» («Капельки солнца», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). В классах читающих детей переход на «Капельки солнца» возможен раньше, тогда этот учебник используется одновременно с «Букварем». Учебники по литературному чтению и обучению грамоте выходят в издательстве «Баласс».

Нами взят за основу традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть ее заключается в следующем.

Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей.                                            

     В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

В 1-м классе героем учебника стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идет учиться в первый класс. Петя почти ничего не знает и не умеет, и первоклассники помогают ему учиться: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументированно рассуждать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включенные в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: герой и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п.

Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Тематика чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приемов понимания прочитанного.

4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.

5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

6. Развитие устной и письменной речи.

Примечание. В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные виды заданий.

                       

  1. Учебно-тематический план.

№п/п

Раздел программы

Количество часов.

1.

Добукварный период.   Говорим,   рассказываем.

17

2.

Букварный период .Учим буквы-учимся читать и писать

35

3.

«Попрыгать, поиграть…»

6

4.

«Наш дом…»

3

5.

«Ребятам о зверятах»

3

6.

«Маленькие открытия»

4

III. Содержание программы

1. Тематика чтения

1-й класс – 45 или 32 ч (4 ч в неделю) -12 часов по плану.(2 часа в неделю)

«Попрыгать, поиграть...» (12 или 8 ч). Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.

Наш дом. (8 или 6 ч). Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестренках и братишках и отношении к ним.

Ребятам о зверятах. (12 или 9 ч). Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребенка на мир природы.

Маленькие открытия. (13 или 9 ч). Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.

2. Техника чтения

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

1-й класс

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

3. Формирование приемов понимания прочитанного

1-й класс

Развитие умения разъяснять заглавие текста.

Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.

Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.

Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

4. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного

1-й класс

Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.

Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передает через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают свое отношение к прочитанному.

 5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

    На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

1-й класс

       Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор. Словесное рисование в рассказах и стихах.

6. Развитие устной речи

      1-й класс

   Развитие устной речи:

– обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);

– обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам*, со-ставлению устных рассказов по картинкам (комиксам);

– работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

– показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.

* Одни и те же задания и упражнения (например, различные пересказы, составление устного и письменного рассказа), будучи приемами понимания прочитанного, одновременно развивают речь, т.е. являются и целью, и методом обучения.

IV. Требования к уровню подготовки учащихся.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– различать рассказ и стихотворение.

       

V. календарно-тематическое  планирование по  литературному  чтению  1 класс.

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во часов

Дата

Примечание

по плану

фактичес-ки

Добукварный период.

РАЗДЕЛ 1. Говорим,   рассказываем. (17 часов).

1

Вводный урок. Календарь и календарные праздники

1

02.09.

2

Животные и растения вокруг нас. Слова -названия

1

07.09.

3

Природа вокруг нас. Знакомство с предложением.

1

09.09.

4

Кто помогает человеку в саду и огороде? Знакомство с текстом.

1

14.09.

5

Звуки речи и неречевые звуки. Составление текста по рисункам

1

16.09.

6

Цирк. Подборка тематических групп слов. Составление предложений и текса.

1

21.09.

7

Сказочные предметы и картинки. Предложение. Текст.

1

23.09.

8

Театр. Повторение основных понятий. Составление рассказа по картинкам с ведением диалога действующих лиц.

1

28.09.

9

Гласные звуки.

1

30.10.

10

Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.

05.10.

11

На уроке труда. Ударение. Деление слова на слоги. Ударный и безударный слоги. Наблюдение над значением слов.

1

07.10.

12

Звуки, обозначаемые буквами и,п,т, г ,р.

Знакомство с согласными звуками.

Разграничение понятий «Звук» -«буква»

1

12.10.

13

Чтение слогов с буквами и,г, п, т,р.

1

14.10.

14

Гласный звук

[ о ], буква о

1

19.10.

15

Заглавная буква О в именах людей.

1

21.10.

16

Гласный звук

 [  а ], буква а. Понятие о единственном и множественном числе.

1

26.10.

17

Гласный звук

 [ ы ], буква ы .

1

28.10.

Букварный период.

Раздел II. Учим буквы - учимся читать.

(35 часов)

18

Заглавные буквы И ,Г, Т, П, Р.

Заглавная буква в географических названиях.

1

02.11.

19

Заглавная буква И. Упражнение в чтении.

1

11.11.

20

Согласные звуки [н], [ н' ], буква  н

1

16.11.

21

Согласные звуки [к], [к'], буква  к .

1

18.11.

22

Знакомство с местоимениями он, она, оно. Упражнение в чтении.

1

23.11.

23

Гласный звук

 [ у ], буквыУ,у

1

25.11.

24

Точка, восклицательный знак в конце предложения. Работа над интонацией.

1

30.11.

25

Согласные звуки [с], [с'], буква   с .

1

02.12.

26

Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами

1

07.12.

27

Упражнение в чтении слов. Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как?

1

09.12.

28

Согласные звуки [л], [л'], [м], [ м' ], буквы  л, м.

1

14.12.

29

Знакомство с многоточием. Упражнение в чтении.

1

16.12.

30

Согласный звук [ ш ], буква  ш .Проверка техники чтения.

1

21.12.

31

Согласные звуки [ д ], [ д' ], буква д

1

23.12.

32

Согласные звуки [ в ], [ в' ], буква   в .

1

28.12.

33

Согласные звуки [ в ], [ в' ], буква   в . Заглавная буква В.

1

11.01.

34

Строчная гласная буква е. Упражнение в чтении и письме.

1

13.01.

35

Строчная гласная буква ё.

Упражнение в чтении. Заглавные буквы Е,Ё.

Упражнение в чтении.

1

18.01.

36

Согласные звуки [б], [б'], буква б.

1

20.01.

37

Заглавная буква В. Упражнение в чтении.

 1

25.01.

38

Согласные звуки [ з ], [ з' ], буква з. Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных

1

27.01.

39

Строчная гласная буква я и ее звуки. Заглавная буква Я

1

01.02.

40

Согласные звуки [ х ], [ х' ], буква  х. Слова-междометия.

1

03.02.

41

Согласный звук [ж], буква ж. Заглавные буквы Х и Ж.

1

08.02.

42

Строчная и заглавная буквы Й,й.

Слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

1

10.02.

43

Согласный звук [ ч' ],  буква   ч . Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? Буквосочетанияча,  чу.

1

22.02.

44

Согласные звуки [ ц ], [щ], буквыщ,ц. Заглавные буквы Ц,Щ. Буквосочетания ща,  щу

1

24.02.

45

Согласные звуки [ф], [ ф'], буква  ф Заглавная буква Ф.

1

29.02.

46

Гласный звук

[ э ], буква э. Заглавная буква Э.

1

02.03.

47

Строчная гласная буква ю. Заглавная буква Ю. Упражнение в чтении и письме.

 1

07.03.

48

Буква Ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.

 1

09.03.

49

Разделительный мягкий знак Ь.  Разделительный твёрдый знак Ъ

 1

14.03.

50

Проверка техники чтения.

 1

16.03.

51

Алфавит

 1

21.03

52

Праздник прощания с азбукой

    1

23.03.

календарно-тематическое  планирование по  литературному  чтению  1 класс.

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во часов

Дата

Примеча-ние

по плану

Факти-чески

Раздел 1. «Попрыгать, поиграть…»

(6 часов)

1

А.Барто «Я выросла»

Я.Аким «Мой конь»

С.Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку»

В. Драгунский «Друг детства»

1

04.04.

2

А.Барто «Про куклу», «С утра на лужайке»

С. Маршак «Цирк шапито»

В.Берестов «Про машину»

1

06.04.

4

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)

Г.Остер «Вредные советы»

1

11.04.

5

Е. Чарушин «Никита-охотник»

И. Демьянов «Малыши среди двора»

1

13.04.

6

Н.Носов «Приключения Незнайки»

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)

Обобщение по разделу

1

18.04.

Раздел 2 . «Наш дом…» (3 часа)

7

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»

В.Драгунский «Сестра моя Ксения»

Я.Аким «Мой брат Мишка!

1

20.04.

8

А.Барто «Разлука», «Одиночество»

Г. Граубин  «Окно»

Э.Мошковская «Трудный путь»            

1

25.04.

9

Э.Мошковская «Трудный путь»          

  М. Коршунов «Дом в Черемушках»

М.Зощенко «глупая история» (отрывок)

Обобщение по разделу

1

27.04.

Раздел 3 .  «Ребятам о зверятах»(3 часа)

10

М.Пришвин «Медведь»

Г. Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши»

Е.Чарушин «Томкинвы сны»

С.Михалков «Щенок»

1

02.05.

11

Е.Чарушин «Томкинвы сны»

С.Михалков «Щенок»

Д. Хармс «Удивительная кошка»

1

04.05.

12

И.Токмакова «Котята»

В.Вересаев «Братишка»

Обобщение по разделу

11.05.

Раздел 4 .  «Маленькие открытия»( 4 часа)

13

Г.Граубин «Сон», «Шишкопад»

В.Бирюков «Сентябрь»

Н.Сладков «Шапки долой»

И. Токмакова «Весна»

1

16.05.

14

Н.Сладков «Бегство цветов»

В.Лапин «Утро»

К.Паустовский «Приточная трава»

М.Пришвин «Берестяная трубочка»

1

18.05.

15

К.Паустовский «Приточная трава»

М.Пришвин «Берестяная трубочка»

1

23.05.

16

Заключительный урок по учебнику

«Капельки солнца»

1

25.05.

VI. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной):

Программа обеспечена учебниками: 1. «Букварь» для 1 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; «Капельки солнца»1 класса авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (изд. БАЛАСС 2011г.);

Тетрадь по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева  (изд. БАЛАСС 2011 г.);

Чтение 1 класс «Поурочные планы» по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой (изд. БАЛАСС 2011 г.).

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа 2000..."

Рабочая  программа 2 класс по программе  "Школа 2000..."Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по математике 3 класс "Школа 2000..."

Рабочая программа по математике ( 5 часов в неделю) для 3 класса по  "Школа 2000...", автор Л.Г.Петерсон на 2015 - 2016 учебный год...

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа 2000..."

Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по математике и...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...