Проект по творчеству А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"
творческая работа учащихся по чтению (3 класс) по теме

Белозерова Елена Владимировна

Данный учебный проект вызвал огромный интерес у ребят. Каждая группа участников проекта работала над своей темой. В ходе работы над проектом ребята обогатили свои знания, получили богатый опыт поисково-исследовательской работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 УЧЕБНЫЙ  ПРОЕКТ

Тема: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Авторы: учащиеся 3 класса «В»

Школа: ГОУ ЦО «Марьино» №491

Город: Москва, 2008/2009 учебный год

Содержание          

  1. Введение
  2. Методический паспорт проекта                                      
  3. Описание проекта
  4. Заключение
  5. Приложения

  1. Введение

Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. В нынешнем году исполняется 210 лет со дня рождения Пушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его все растет. Пушкина не только читают, но и старательно изучают. Темой для исследования мы избрали сказки. С самого раннего детства многие из нас слышат их от родителей. Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, а, перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое такое, чего раньше не понимали. И тогда нам еще ближе, еще дороже становится Пушкин.

Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого. Сказки А. С. Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Нам показалась интересной и увлекательной эта тема. Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с детства.

  1. Методический паспорт проекта

  1. Название проекта -  «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
  2. Разработчик проекта – Белозерова Елена Владимировна
  3. Название образовательного учреждения – ГОУ ЦО «Марьино» № 491
  4. Год разработки учебного проекта – 2008/2009 учебный год
  5. Опыт использования – предполагается использовать в учебной деятельности,  как в отдельном классе, так и в нескольких классах
  6. Проблемная ситуация – классно-урочная система и рамки учебного плана не позволяют наиболее качественно изучить и познать литературное наследие классика русской литературы - великого сказочника А.С. Пушкина.
  7. Проблема проекта – в основе проекта лежит желание учащихся
  1. углубить свои знания знакомого литературного материала путем  решения исследовательских задач
  2. познакомиться с различными способами познания нового
  3. овладеть первичными навыками поисково - исследовательской деятельности
  1. Цель – представить свои исследования в разнообразной форме (в виде печатных работ, презентации), позволяющей использовать эти результаты в учебной деятельности
  2. Задачи-этапы-способы решения –
  1. Изучить знакомый литературный материал с позиции поставленной цели перед каждой группой в отдельности
  2. Изучить необходимый справочный материал
  3. Связать прочитанный материал с социальным опытом и жизненными наблюдениями учащихся
  4. Провести анализ набранного материала, систематизировать его
  5. Представить результаты работы в виде сообщения, докладов
  6. Презентовать оформленный материал перед классом, на внеурочном школьном мероприятии
  1. Форма организации детей – групповая работа
  2. Ведущая деятельность – поисково – исследовательская
  3. Сфера применения результатов - дополнительное учебное пособие при изучении сказок А.С. Пушкина на уроках литературного чтения
  4. Используемые технологии – создание печатной и электронной версии работы
  5. Форма представления проектной деятельности – мультимедийная презентация, групповой отчет проектантов
  6. Способ объединения результатов на презентации – конкурс, отчет
  7. Виды презентации – компьютеро-демонстрирующий
  8. Класс и возраст детей – 3 класс (10 лет)
  9. Количество участников – 4 группы по 2 человека
  10. Предметная область – филология и история
  11. Состав участников – одноклассный
  12. Характер координации – явный
  13. Темы учебно-тематического плана –
  1. Устное народное творчество
  2. Литературные сказки
  3. Жизнь русского народа в VIII-XIX веках
  4. Лексика русского языка
  1. Время работы – среднесрочный (3 месяца)
  2. Цель обучения, развития, воспитания:
  1. Привитие навыков поисковой работы
  2. Привитие навыка работы с научно-популярной, справочной, энциклопедической литературой
  3. Получение новых знаний по особенностям литературных сказок
  4. Применение информационных технологий для презентации полученных результатов
  5. Развитие речи учащихся, наблюдательности
  6. Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в группах
  7. Воспитание любви к культуре русского народа
  1. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений
  1. Знание теоретического материала об особенностях фольклорных и литературных сказок
  2. Навык чтения и первичного анализа литературного произведения
  1. Приращение в ЗУН и специфических умений –
  1. Расширить кругозор учащихся
  2. Обобщить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, об источнике его вдохновения
  3. Развивать речь учащихся, интерес к чтению
  4. Развивать критическое мышление, творческое воображение
  5. Развивать умение работать в группах
  6. Развивать умения точного ответа на поставленные вопросы
  7. Формировать высокие нравственные принципы: честность, порядочность, сострадание, трудолюбие.
  8. Расширить словарный запас учащихся
  9. Привить любовь и уважительное отношение к культурному наследию нашего народа.
  1. Режим работы – внеурочный
  2. Техническое оснащение –
  1. Компьютер для обработки материала
  2. Видеокамера, фотоаппарат для фиксации этапов работы
  1. Учебно-методическое оснащение –
  1. Сказки А.С. Пушкина
  2. Энциклопедии
  3. Словари
  4. Учебные и справочные пособия
  1. Информационное оснащение – печатные источники, Интернет
  2. Кадровое оснащение – классный руководитель, библиотекарь

  1. Описание проекта.

За основу проекта взяты 5 сказок А.С. Пушкина, изучаемые в начальной школе: 

  1. «Сказка о попе и его работнике Балде»

близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабараша».

  1. Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан

истоками со сказкой «Жадная старуха» и

был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем

В. И. Далем.

  1. «Сказка о царе Салтане…» перекликается

 с народной сказкой «О чудесных детях».

  1. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце»
  2. «Легенда об арабском астрологе» В. Ирвинга подтолкнула А.С. Пушкина к созданию «Сказки о золотом петушке»

Работа над проектом строилась по следующему плану:

  1. Постановка проблемы
  2. Деление на группы
  3. Обозначение целей, задач для каждой группы
  4. Первичный сбор информации по темам групп
  5. Проведение родительского собрания по работе над проектом
  6. Обработка собранного материала, систематизация
  7. Отчет о проделанной работе каждой группы
  8. Проведение предзащиты проекта
  9. Оформление печатных работ, компьютерной презентации
  10. Защита проекта

Каждая группа ребят выбирала тему для своей группы, исходя из интересов, возможностей. Перед каждой группой ставилась цель, определялись исследовательские задачи.

1 группа – учащиеся 3 «В» класса  Круглова Валерия и Огородникова Наталья

Тема работы: «Лексика сказок А.С. Пушкина»

Цель: узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках А.С. Пушкина, и передать собранную информацию учащимся класса, школы.

Задачи-этапы-способы решения:

  1. Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе
  2. Выписать те слова и словосочетания, значения которых мы не знаем.
  3. Систематизировать отобранный материал.
  4. Классифицировать слова по группам: первая – слова, ушедшие из употребления; вторая - слова, которые обрели новое звучание (заменены синонимами).
  5. Создать словарь старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказках.
  6. Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал

2 группа – учащиеся 3 «В» класса Сахарова Олеся и Ахромова Дарья

Тема работы: «Одежа, головные уборы, украшения

          XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»

Цель: узнать, как одевались люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих одежду, и передать собранную информацию учащимся класса, школы.

Задачи-этапы-способы решения:

  1. Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе
  2. Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают одежду, головные уборы, украшения
  3. Систематизировать отобранный материал.
  4. Классифицировать слова по группам: первая – одежда; вторая – головные уборы; третья – украшения.
  5. Создать словарь старинной одежды
  6. Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал

3 группа – учащиеся 3 класса Гурова Ксения, Ивлиева Наталия

Тема работы: «Строения, постройки, здания

           XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»

Цель: узнать, в каких домах жили люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих строения, постройки и передать собранную информацию учащимся класса, школы.

Задачи-этапы-способы решения:

  1. Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе
  2. Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают строения, постройки
  3. Систематизировать отобранный материал.
  4. Систематизировать слова по мере усложнения видов строений (от простой землянки до сказочного терема и дворца)
  5. Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал

4 группа – учащиеся 3 «В» класса Назина Анастасия и Абидова Нозанин

Тема работы:  «Традиции, праздники, обряды XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»

Цель: узнать, какие существовали праздники, традиции, обряды во времена А.С. Пушкина, что они обозначали и передать собранную информацию учащимся класса, школы.

Задачи-этапы-способы решения:

  1. Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе
  2. Выписать те традиции, обряды, праздники, которые встречаются в сказках
  3. Систематизировать отобранный материал.
  4. Посмотреть, какие обычаи дошли до наших дней
  5. Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал

  1. Заключение.

Деятельность учащихся в ходе работы над проектом:

  1. Прочитали сказки А.С.Пушкина, которые изучаются в начальной школе.
  2. Проработали справочную и энциклопедическую  литературу по творчеству Пушкина, по особенностям сказок Пушкина.
  3. Познакомились со значением многих непонятных слов, словосочетаний.
  4. Искали  необходимую информацию с помощью Интернет.
  5. Научились работать в группах, сообща.

5. Приложения (печатные работы каждой группы)



Предварительный просмотр:

Проект

«Что за прелесть эти сказки! Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Участники проекта: учащиеся 3 класса:

1 группа: Круглова Валерия, Огородникова Наталья;

2 группа: Сахарова Олеся, Ахромова Дарья;

3 группа: Гурова Ксения, Ивлиева Наталия;

4 группа: Назина Анастасия,  Абидова Нозанин.

Руководитель проекта: Белозерова Елена Владимировна

Школьная ступень: 1-4.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Цели проекта:

  1. Научить детей элементам ведения исследовательской деятельности на примере знакомого литературного материала
  2. Учить детей находить необходимый материал с использованием разнообразных источников (энциклопедий, справочников, Интернет-сайтов и т.п.)
  3. Расширить кругозор учащихся
  4. Совершенствовать навык чтения, обсуждения книг
  5. Учить связывать прочитанный материал с их социальным опытом и жизненными наблюдениями
  6. Обобщить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, об источнике его вдохновения
  7. Развивать речь учащихся, интерес к чтению
  8. Развивать критическое мышление, творческое воображение
  9. Развивать умение работать в группах
  10. Учить понимать эмоциональное настроение героев произведений А.С. Пушкина
  11. Воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности
  12. Учить находить в текстах нужные отрывки, слова, выражения в зависимости от поставленной прогблемы
  13. Развивать умения точного ответа на поставленные вопросы
  14. Способствовать формированию высоких нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия.
  15. Расширить словарный запас учащихся
  16. Привить любовь и уважительное отношение к культурному наследию нашего народа.

Достигаемые компетенции и учебные результаты из государственной программы:

Литературное чтение:

  1. Владеет техникой чтения незнакомого текста вслух и про себя
  2. Характеризует героев на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами
  3. Владеет культурой речевого поведения, пользуется формами речевого этикета
  4. Анализирует тексты, определяет тему текста, основную мысль
  5. Различает стили и типы речи
  6. Находит в тексте слова, характеризующие героя, его поступки, окружающую обстановку
  7. Выделяет события, устанавливает их последовательность, даёт собственную оценку
  8. Создаёт устные и письменные высказывания на репродуктивном и продуктивном уровне.

Труд:

  1. Правильно применять простейшие приёмы труда
  2. Планировать и осуществлять работу
  3. Самостоятельно работать по простым инструкциям
  4. Знать требования техники безопасности при применении различных приёмов труда

Рисование:

  1. Умеет использовать художественные различные техники  для творческого самовыражения
  2. Умеет передавать характер героев, сюжет произведения посредством живописи

Информатика:

  1. Умеет использовать устройства ввода информации
  2. Знает возможности применения графического редактора
  3. Умеет копировать и вставить рисунок
  4. Умеет редактировать текст

Москвоведение:

  1. Анализирует тексты, определяет тему текста, основную мысль
  2. Находит в тексте слова, характеризующие героя, его поступки, окружающую обстановку
  3. Выделяет события, устанавливает их последовательность, даёт собственную оценку
  4. Создаёт устные и письменные высказывания на репродуктивном и продуктивном уровне.

Проблемное задание  для учеников

1 группа – проанализировать язык сказок с точки зрения использования просторечий, славянизмов, язык старой лубочной литературы, язык русской литературы начала XIX века на примере сказок А.С.Пушкина.

2 группа – одежда начала XIX века на примере сказок А.С.Пушкина.

3 группа – строения начала XIX века на примере сказок А.С.Пушкина.

4 группа – обряды, традиции, праздники начала XIX века на примере сказок А.С.Пушкина.

Все участники проекта использовали 5 сказок А.С. Пушкина, которые изучают в начальной школе:

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о царе Салтане…»

Предварительные знания и умения, которые должны иметь ученики:

  1. Найти книгу нужного автора в библиотеке, найти необходимую справочную литературу, энциклопедии
  2. Бегло, осознанно и выразительно читать
  3. Анализировать прочитанный материал, систематизировать его
  4. Пользоваться Интернетом

( копировать графики Ms word, открывать документы, сохранять документы, находить необходимую информацию через Интернет, создание презентации в POWER POINT, сохранение и открытие презентации…)

  1. Проверять и исправлять собственные высказывания с помощью учителя и словаря
  2. Знания по литературе: элементарные представления о рассказе, научно- популярной статье, представление о построении произведения, его главной мысли, герое и событии
  3. Выделять события, устанавливает их последовательность, даёт собственную оценку
  4. Создавать устные и письменные высказывания на репродуктивном и продуктивном уровне

Описание проекта или деятельности в классе

Основной замысел проекта-

  1. углубить восприятие хорошо известных литературных  произведений
  2. постижение искусства быть читателем и исследователем
  3. дать педагогу возможность, наблюдая за школьниками, сравнивая результат в художественной различной деятельности, делать заключения о характере их творческого потенциала
  4. развитие воссоздающего воображения на уроках
  5. совершенствовать умение работать в группе, паре
  6. развитие творческого воображения и способностей

Ученики должны использовать для этого разнообразные источники информации: книги, периодические издания, Интернет.

В этом проекте учащиеся работают в 4-х группах.

  1. Прочитать сказки А.С. Пушкина

Итогом работы станет печатный отчет каждой группы и общая презентация по проекту.

Оценка учебного проекта

Во время учебного проекта учащиеся получают достаточно много нужной дополнительной информации. В процессе проведения проекта оценивалось:

  1. Выполнение работы по плану.
  2. Точность выполнения задания и качество решения поставленной проблемы
  3. Систематизация собранного материала.
  4. Оформление материала
  5. Создание презентации
  6. Создание компьютерных слайдов, а также альбома рисунков-иллюстраций по сказкам Пушкина.

Необходимая технология и программное обеспечение

  1. Компьютер
  2. Мультимедиа
  3. магнитофон
  4. фотоаппарат
  5. Видеомагнитофон
  1. Доступ в Интернет и к материалам, которые связаны с детской литературой
  2. MS Word
  3. MS Power Point


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Что за прелесть эти сказки"

Материал включает в себя презентацию. Даный материал можно использовать на уроках литературного чтения и во внеклассной работе....

Проект: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Школа-гимназия  №1 Судакского горсовета, 1-б классг. Судак , 2014-2015 учебный год...

Паспорт проекта "Что за прелесть эти сказки!"

Межпредметный проект, способствующий развитию творческих способностей учащихся...

Литературный проект "Что за прелесть эти сказки" А.С.Пушкин 1 класс

Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. В нынешнем году исполняется 215 лет со дня рождения Пушкина, а ...

К проекту "Что за прелесть эти сказки"

Помощь к  решению учебных и воспитательных целей .Проект  "Что за прелесть эти сказки"...

презентация к проекту "Что за прелесть эти сказки"

Проект  для детей 2 класса по сказкамСодержание.1.Цели и задачи исследования.2.План проведения исследования.3.Погружение в проект4.Как проводить исследования. 5.Выводы...

Паспорт проекта «Что за прелесть эти сказки»

Коллективный; групповой; долгосрочный (сентябрь декабрь 2016); творческий; межпредметный (все образовательные области)Цели:Представить свои исследования в разнообразной форме (в виде костюмов героев с...