Урок литературного чтения 4 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Преловская Оксана Анатольевна

Технологическая карта урока с позиции реализации технологии интерактивного обучения

Урок литературного чтения 4 класс, учитель: Преловская Оксана Анатольевна

Тема: С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт»

Цель: научить искать и структурировать необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание; учить постановке проблемы  при анализе рассказов С.Алексеева.

Урок проводился в рамках городского семинара

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с позиции реализации технологии интерактивного обучения

Урок литературного чтения 4 класс, учитель: Преловская Оксана Анатольевна

Тема: С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт»

Цель: научить искать и структурировать необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание; учить постановке проблемы  при анализе рассказов С.Алексеева.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

Целеполагание

- Сегодня на уроке научимся искать и структурировать необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, будем учиться постановке проблемы при анализе рассказов С.Алексеева Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт».

 

Принимают цель урока

Постановка целей совместной деятельности

Стимулирующе-мотивационная ситуация

Предположите, о ком или о чём эти рассказы? Ваши предположения.

Давайте проверим наши гипотезы.

Откройте стр. 83, пролистайте страницы Подтвердились ли наши предположения?

Чтение вопроса:

Для чего авторы выделили раздел?

Где может пригодиться эта информация?

Учащиеся выдвигают свои предположения.

 Проверяют правильность своих предположений

Отвечают на вопросы

.

Проблемный вопрос:

Как автор пытается сделать исторические сведения доступными и интересными детям?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно найти и проанализировать необходимую информацию, отделить существенную от несущественной.

Трудную задачу всегда легче решать в команде, поэтому сегодня работаем в группах.

Вспомните правила работы в группе. Они помогут лучше организовать вашу работу.

Принимают цель урок.

Каждая группа будет работать по следующему плану:

  1. Прочитать        тексты, познакомиться с новыми фактами из биографии Петра I.
  2. Проанализировать текст и при помощи таблицы структурировать информацию.
  3. Учиться        работать в команде, принимать коллективные решения.
  4. Познакомиться        с приёмами создания образа литературного персонажа.

Учебная задача: составить образ литературного персонажа Петра I, используя различные источники информации.

Какими источниками информации мы можем пользоваться? Попробуем проанализировать таблицу.

Назовите, из каких составных частей складывается образ литературного персонажа.

В рассказах вы встретите новые слова. Объяснение этих слов вы найдёте в глоссарии.

Учитель курирует работу в группах, оказывает направляющую помощь.

Проверяем результат групповой работы: как составили образ персонажа.

Будем действовать так: группа зачитывает один вопрос. Ответ подтверждает текстом рассказа или информацией из справочной литературы. Номер вопроса, который озвучивает группа, лежит на столе группы.

Организация взаимоконтроля: Ребята из других групп внимательно слушают отчет, дополняют, корректируют информацию.

Поднимите руки, какая группа ответила на пятый вопрос. Возможно создание проблемной ситуации: как в произведении узнать об исторической эпохе?

Найдём описание исторического события в тексте.

По этим фактам мы можем сказать, в каком времени жил персонаж? Вернёмся к проблемному вопросу, который мы поставили на уроке: Как автор пытается сделать исторические сведения доступными и интересными детям?

Можете ли вы теперь ответить на этот вопрос?

Что помогло нам ответить на этот вопрос?

Можем ли, прочитав два рассказа С. Алексеева, сказать, какими принципами руководствовался Петр I в своей жизни? Подтвердите ответ текстом.

Чтобы создать образ персонажа, что необходимо?

Моделирование образа литературного персонажа.

Поможет ли эта модель раскрывать характер других персонажей и в других рассказах?

Поможет ли данная модель вам самим в будущем создавать интересные персонажи?

Рефлексия урока:

Дадим оценку нашим результатам.

Оправдал ли урок твои ожидания?

Что показалось наиболее интересным?

Что запомнилось?

Появилось ли у тебя желание узнать больше о Петре I и его делах?

Твои предложения, как сделать урок интереснее.

Нравится ли вам работать в группе?

Почему мы работаем в группах?

Дети зачитывают памятку «Правила работы в группе»:

Каждая группа должна выбрать руководителя, который будет направлять работу.

Помнить, что каждый член группы несёт ответственность за качество выполненной работы.

Каждый имеет право высказаться. Выражай свою точку зрения кратко, доступно.

Учись слушать и уважать мнение своих товарищей.

Учащиеся знакомятся с планом работы.

Учащиеся в группах заполняют таблицу, затем анализируют её:

1

рассказ

2

рассказ

Справочная

литература

видеофильм

В какое время жил персонаж?

Какова

внешность

персонажа?

Каковы

поступки?

Что сделал?

Дети работают с глоссарием.

Учащиеся работают в группах 20 минут

Группы отчитываются о результатах своей работы.

1группа: Какова внешность литературного персонажа?

2группа: Каковы черты характера?

3группа: Каковы поступки?

4группа: Что сделал?

Находят способы решения проблемной ситуации.

Работают с текстом.

Производят самооценку своей деятельности.

КАРТА

Вопросы, побуждающие к продуктивной деятельности

Осознанное принятие правил группового общения

Организация пространства общения Отказ учителя от навязывания своего мнения

УУД: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками УУД: моделирование

УУД: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

УУД: поиск и выделение необходимой информации

УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Отработка навыков межличностного взаимодействия.

Организация пространства общения

УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

УУД: умение структурировать знания Вопросы, побуждающие к продуктивной деятельности.

УУД: умение структурировать знания Вопросы, побуждающие к продуктивной деятельности.

УУД: моделирование

Наличие рефлексивного этапа Отработанная система оценивания деятельности учащихся.

УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...