Главные вкладки

    Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Евстифеева Ирина Анатольевна

    Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .

                    (Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство

    Тема: К. Г. Паустовский « Скрипучие половицы» ( Отрывок из повести « О лесах»). Обобщение.

                                                                                                                         Берегите эту землю, эту воду,

                                                                                                                        Даже малую былиночку любя,

                                                                                                                        Берегите всех зверей природы,

                                                                                                                        Убивайте лишь зверей внутри себя.                                                                                                   

    Цели: осознание детьми смысловой, содержательной стороны читаемого текста;

    развитие речи учащихся, творческого воображения через слово, музыку, живопись; развитие выразительности чтения и умения формулировать идею произведения, развитие интереса  к чтению и музыке;

     воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование: портреты К.Г. Паустовского, П. И. Чайковского, И. И. Шишкина, диск с записями произведений композитора П. Чайковского( « Танец маленьких лебедей» из балета « Лебединое озеро», «Вальс цветов» из балета « Щелкунчик», симфония №4финал), репродукции картин И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем», « Утро в сосновом лесу», выставка книг с произведениями К. Паустовского.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .

                    (Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство

    Тема: К. Г. Паустовский « Скрипучие половицы» ( Отрывок из повести « О лесах»). Обобщение. 

                                                                                                                         Берегите эту землю, эту воду,

                                                                                                                        Даже малую былиночку любя,

                                                                                                                        Берегите всех зверей природы,

                                                                                                                        Убивайте лишь зверей внутри себя.                                                                                                  

    Цели: осознание детьми смысловой, содержательной стороны читаемого текста;

    развитие речи учащихся, творческого воображения через слово, музыку, живопись; развитие выразительности чтения и умения формулировать идею произведения, развитие интереса  к чтению и музыке;

     воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование: портреты К.Г. Паустовского, П. И. Чайковского, И. И. Шишкина, диск с записями произведений композитора П. Чайковского( « Танец маленьких лебедей» из балета « Лебединое озеро», «Вальс цветов» из балета « Щелкунчик», симфония №4финал), репродукции картин И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем», « Утро в сосновом лесу», выставка книг с произведениями К. Паустовского.,

            Ход урока:

    1. Орг. момент.

    2. Создание эмоционального настроя.

    Звучит « Танец маленьких лебедей» из балета « Лебединое озеро».

    3.Сообщение темы и цели урока.

    - Не случайно  урок мы начали с  прослушивания этой необыкновенной по красоте музыки. Вы узнали, наверное, мелодию?

    - Правильно, это « Танец маленьких лебедей». Произведение это всем знакомо. Его автором является знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский. Перед нами портреты двух замечательных людей- писателя и композитора. Им мы посвятим наш урок. Но скажите, почему композитор и писатель оказались в центре нашего внимания на уроке литературного чтения? Что объединяет этих людей? ( Произведение К. Г. « Скрипучие половицы», любовь к родине, родной природе.

    - Сегодня мы продолжим работу над этим произведением В каком разделе учебника оно помещено?( В разделе « Природа и мы» )Мы – это люди, значит произведения собранные здесь рассказывают о взаимоотношениях людей и окружающей природы. Какая проблема поднимается автором произведения? ( Экологическая проблема, проблема сохранения природы в ее первозданном виде). Давайте вспомним о чем это произведение.

    4. Работа над содержанием произведения.

    - Давайте обратимся к началу рассказа. итак, мы сказали, что К. Паустовского и П. Чайковского объединяет любовь к природе. Из чего мы сделали такой вывод?( Паустовский посвящал свои художественные произведения природе, П. Чайковский также старался выразить свою любовь к природе , ее обитателям музыкальными произведениями.)

    -Найдите в тексте слова, подтверждающие это.( стр. 84)

    - Скажите, что помогло Петру Ильичу сочинять прекрасные произведения?( Старый дом, окружавший его лес, деревушки, просеки и даже заброшенная дорога).

    - Как называлось любимое место композитора?( Рудый Яр)

    - Почему Петр Ильич любил это место посещать?( Оно казалось ему наилучшим выражением русской природы)Как понять эти слова?( стр. 84 Это вдохновляло его на работу)

    - Что восхищало П.И. Чайковского в природе этих мест?( стр. 84-85)

    - Обратите внимание вот на это произведение искусства – картину И.И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем».Не кажется ли вам, что художник и композитор побывали в одном и том же месте. ( Звучит «Вальс Цветов», на фоне музыки учитель продолжает урок)Петр Ильич Чайковский восхищался увиденным, что вдохновляло его на сочинение прекрасных музыкальных произведений, К.Г. Паустовский написал об этом в своей повести, а И.И. Шишкин изобразил это на картине, помог нам представить то, о чем писал Паустовский и чем восхищался Чайковский. Вот оно, это место, которое является « наилучшим выражением русской природы»

    - Петр Ильич Чайковский не просто сочинял музыку, он старался сотворить ее такой, чтобы она была понятной всем. Чего он добивался от своих произведений? ( стр.85,начало 2 части.)

    -Здесь же , во второй части отрывка Паустовский противопоставляет прекрасное и ужасное, мы узнаем о страшной вести. Здесь мы знакомимся с  отрицательным героем произведения- купцом Трощенко. Сам он еще не появляется, но о нем говорят те, с кем он знаком. Давайте найдем эти слова, которые характеризуют Трощенко.( стр.87)

    -Вот видите, оказывается, не всегда приличные с виду люди бывают добрыми и порядочными.

    - Для чего скупал Трощенко лес?

    - Какой путь спасения леса видел Василий?

    - Во время разговора Василия со слугой Чайковский был занят сочинением музыки, он еще не знает о предстоящей вырубке леса. Он играл, играл, играл. Василий Вслушиваясь в музыку, слышал в ней что-то знакомое, родное. Что же напоминала старому леснику музыка Чайковского?( стр. 88, конец 2 части)

    - А сейчас вы послушайте одно из произведений Чайковского и скажите что прослушивается в этом произведении?( Звучит симфония № 4 финал. Прослушивается  мелодия  усской народной песни « Во поле береза стояла…»)

    - А сейчас давайте перечитаем 3-ю часть произведения. О чем в ней говорится? (Чтение по ролям)

    - Как отреагировал Чайковский на весть о вырубке леса?

    - Какими словами называют слуга и Чайковский вырубку леса? ( Палачество, подлость, мерзость чудовищная)

    - Помог ли губернатор Чайковскому? Почему? На что решился композитор?

    -Как произошла встреча Чайковского и Трощенко?

    -Как понимал Трощенко желание Чайковского выкупить лес? Найдем этот отрывок и прочтем.( стр.90-91)

    - Пятая часть рассказа самая трагическая.  Почему? Как ее можно озаглавить?

    - Как Паустовский описывает вырубку леса?( стр. 91-92. Звучит симфония № 4 , финал. Учитель читает отрывок вслух)

    - В каких словах выражается главная мысль рассказа?( Чтение и разбор основной мысли)

    ( На плакате слова :

     Рыбе вода, птице воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину! М. Пришвин.

    - Что понимает автор под словами « калечить и безобразить землю»?

    - Как вы думаете, что нельзя оценить деньгами? Что нельзя купить?( Здоровье, счастье, совесть, друзей, любовь, жизнь)

    - В чем состоит могущество государства? (« В душе народа»)Как это понять?

    _ Что воспитывает широту духа? ( Природа) Каким образом?

    - К чему призывает автор?

    -Для чего нужно беречь природу?( стр. 93)

    - Каким вы представляете этот уголок природы( обращается внимание на картину Шишкина) после вырубки леса?

    - Как бы вы поступили на месте Чайковского?

    - Какие чувства вызывает этот рассказ?

    5. Итог урока.

    - Итак, мы подробнее разобрали произведение К.Г. Паустовского « Скрипучие половицы».

    Этот рассказ имеет грустный финал. Если бы вы были писателем, какой финал этой истории придумали? Почему?

    - Встречались ли вы в своей жизни с подобными ситуациями?

    6. Домашнее задание.

    Перечитать 4-ую часть рассказа и приготовить слова, которыми бы вы попытались убедить купца Трощенко не вырубать лес.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

    Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

    Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.

    Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки....

    Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс

    Цели:Познакомить обучающихся  с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать  коммуникативные умения: выделять главную мысль те...

    Методическая разработка открытого интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру, литературному чтению и изобразительному искусству. 4 класс Тема урока «Природа и мы»

    Мечта каждого учителя - воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.  Нач...

    Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

    Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

    Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»

    Материал содержит в себе интегрированный урок. На  этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...

    Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 3 класс

    Сегодня на уроке научимся выразительно читать стихотво­рение И. Бунина «Листопад», найдем изобразительные средства, которые использовал поэт, познакомимся с понятием «пейзаж&raqu...