Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Лукьянова Светлана Сергеевна

Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"

Проводила: учитель Лукьянова Светлана Сергеевна

Цели: 

  1. Познакомить обучающихся  с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;

Задачи:

  1. формировать  коммуникативные умения: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать части текста, отвечать и задавать вопросы по тексту,
  2. учить давать характеристику героям произведения;
  3. подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки; развивать творческие способности, связную  речь, образное мышление,
  4. развивать познавательную способность учащихся, навык выразительного чтения,
  5. формировать информационную культуру учащихся: умение собирать, синтезировать и грамотно использовать информацию, полученную в сети «Internet»,
  6. воспитывать положительные нравственные качества: уважительное отношение друг к другу, чувство собственного достоинства, сообразительность, правдивость, не зазнаваться и не хвастать.
  1. формировать полноценное восприятие художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);
  2. формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения, в частности  - сказки;
  3. воспитание интереса к чтению и книге.

Оборудование: интерактивная доска,  презентация (Приложение 1), портрет В.М.Гаршина (в содержании презентации), учебник «Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В.  3-й класс, часть первая», мультипликационный фильм «Лягушка-путешественница», музыка и  текст песни «Квартет весёлых лягушат».

Ход первой части цикла  уроков (1 урок):

  1. Орг. момент. Психологический настрой.
  2. Повторение. Вводная беседа:

- На прошлых уроках мы говорили с вами о сказках. Давайте вспомним, а что такое сказка? (слайд 1)

- Совершенно верно. Сегодня мы вспомним также, какие бывают сказки? (слайд  2)

- Какие сказки мы читали с вами на прошлых уроках?

- Сказку В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница" я просила вас прочитать дома,  а некоторым ребятам я задавала домашнее задание: узнать с помощью родителей значение незнакомых слов, встретившихся в тексте, используя сеть «Internet»,   и оформить их в виде слайда презентации. Посмотрим, что получилось!

  1. Сообщение темы и целей урока   (слайд 3)
  2. Но  перед тем   как начать работать со сказкой, я расскажу вам об авторе этой сказки Всеволоде Михайловиче Гаршине  (слайд 4,5).
  3. Итак, открываем страницу 188 учебника и начинаем  читать « по цепочке», выделяя части текста и озаглавливая их. (Вызываемые ученики записывают на доске названия частей сказки)

1 часть «Жизнь лягушки в болоте»

2 часть «Встреча с утками»

3 часть «Подготовка к полёту»

4 часть «Лягушка отправилась в путешествие»

5часть «Результат хвастовства»

6 часть «Воспоминания о полёте»

  1. По ходу чтения разбираем незнакомые слова с опорой на слайды  (6-11). (Ученик, чей подготовленный дома слайд демонстрируется в качестве словарной работы, прочитывает его)

- Понравилось ли вам сказка? Чем?

- Почему это произведение мы относим к такому литературному жару, как «сказка»?

  1. После чтения отвечаем на вопросы учебника на стр. 195 (1,3,4 – слайд  12)

Физкультминутка.

          8.   Беседа по содержанию.

  1. Как жилось лягушке в болоте?
  2. Почему она решила отправиться в дальние края? (услышала рассказ уток о  юге,  и это стало её мечтой).
  3. Как лягушка относилась к окружающему миру?
  4. Какие автор использует выражения и слова, чтобы показать своё отношение к лягушке на протяжении всей сказки? Одинаково ли он к ней относится?
  5. В чем проявляется ироничное отношение автора к героине?
  6. Сбылась ли мечта лягушки?
  7. Что помешало сбыться её мечте? (Хвастовство, зазнайство, самолюбие)
  8. Можно ли поговорку «Хвастовство само себя наказывает» отнести к прочитанной сказке?
  9. Назовите, или прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль текста (« Это я! Я!»)

             9. Рефлексия.

- Чему научила вас эта сказка?

- Какой совет вы бы дали всем?

Ход второй части цикла уроков (2 урок):

  1.  Орг. момент. Психологический настрой.
  2. Вступительное слово учителя:

Русские писатели сочиняли  настолько интересные сказки, что многие художники – мультипликаторы  с удовольствием создавали на их основе красочные, яркие и не менее поучительные мультфильмы! Сегодня мы посмотрим мультипликационный фильм «Лягушка-путешественница», снят он был в 1965 году в Москве на студии «Союз – мультфильм», автор сценария Николай  Эрдман, режиссёры и художники – постановщики – Александр  Трусов и  Вячеслав  Котёночкин.    http://mults.info/mults/?id=972

 

По ходу просмотра мультфильма, сравните, так ли вы представляли действия сказки, когда читали сами, с представлениями авторов мультфильма.

  1. Просмотр мультфильма «Лягушка-путешественница»  (17мин. З0 сек.)

Физкультминутка.

  1. Обмен мнениями о сказке и мультфильме.
  2. – А сейчас давайте исполним песенку  «Квартет весёлых  лягушат », представим, как лягушата могут весело жить в болоте!  (по типу «караоке», сопровождающееся  импровизированными движениями). 

http://b-track.ru/song/117584/

– Молодцы! Отличное исполнение, отличный танец!

  1. Рефлексия.

- Скажите, ребята, а могли бы эти события происходить у нас на Севере? Есть ли у нас болота с лягушками, на которых останавливаются отдохнуть перелётные птицы – утки?

- Что нового вы узнали и чему научились сегодня на уроке?

- Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки   –  лягушки?

- Я уверена, что эта сказка научит вас не хвастаться, не зазнаваться, не считать себя выше других!

  1. Оценки за урок.

Краткая аннотация к циклу уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"

На изучение сказки В.М.Гаршина  "Лягушка-путешественница" в  3 классе (2 четверть)  по программе «Школа России» отводится  2 урока.  Для более эффективного восприятия изучаемого материала обучающимися, согласно требованиям  ФГОС,  на данных уроках  применяются   элементы ИКТ, учащиеся сами принимают  активное участие в подготовке и проведении урока.  Задачи данных уроков  (см. конспект уроков,1 часть).

  Рекомендации по проведению цикла уроков:

  1. Распределение домашнего задания (узнать с помощью родителей значение незнакомых слов, встретившихся в тексте, используя сеть «Internet»,   и оформить их в виде слайда презентации) проводить не позже, чем за неделю до начала данных уроков. Данные слайды на уроке будут использованы в качестве иллюстраций к сказке.
  2. В ходе урока вызывать детей на активную дискуссию при ответах на проблемные вопросы.

Используемые  интернет - ресурсы:

kinokopilka.tv

http://mults.info/mults/?id=972

     http://b-track.ru/song/117584/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В гостях у сказки… Сказка – это произведение, в котором рассказывается о вымышленных событиях; сказка учит добру, мудрости, в сказках добро всегда побеждает зло. Ещё Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

Слайд 2

Какие бывают сказки? Народные (их сочинили люди и передают из поколения в поколение) Литературные (написаны конкретным человеком – автором)

Слайд 3

С молодых лет писал рассказы и сказки для детей.

Слайд 4

О писателе Родился 14 февраля 1855 года в Екатеринославской губернии в семье военного. Учился с семи лет в гимназии, поступил в горный институт, но прямо с учёбы ушёл на войну с турками. На войне был ранен и, потрясённый войной, заболел психически. Пытался покончить, спрыгнув с высокой лестницы, жизнь самоубийством, умер 24 марта 1888 года (33 года) в Санкт-Петербурге не приходя в сознание.

Слайд 5

Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка – путешественница» Сказка

Слайд 6

Лакированная спинка – блестящая, гладкая, будто покрытая лаком.

Слайд 7

Прутик – очищенная веточка с дерева.

Слайд 8

Захватило дух – перехватило дыхание. Присутствие духа – сохранение спокойствия.

Слайд 9

Сжатые поля – поля, на которых убран урожай.

Слайд 10

Скирда - плотно сложенное сено или солома, которой придана продолговатая форма, предназначенная для хранения под открытым небом.

Слайд 11

Цепы – орудия для обмолота колосьев.

Слайд 12

Какой была лягушка? Изобретательной Сообразительной Смелой Хвастливой Находчивой Болтливой Любопытной Решительной Жизнерадостной Осторожной

Слайд 13

Чему нас научила сказка?

Слайд 14

Используемые интернет - ресурсы learning.9151394.ru lol54.ru sunhome.ru isaak-levitan.ru graycell.ru apxiv.ucoz.ru okino.su kinokopilka.tv


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс

Цели:Познакомить обучающихся  с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать  коммуникативные умения: выделять главную мысль те...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения по программе" Перспективная начальная школа" по теме "Рифмы. Удивительные хвосты" 1 класс

Тема. Рифмы. Шуточные стихотворения. Цель урока. Создание условий для формирования  метапредметных умений средствами урока «литературное чтение». Задачи урока.1. Познакомить обучающихся...

Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, технологии и музыки

Данный урок даёт возможностьпоказать учащимся влияние поэзии о природе на чувства, настроение и внутреннее состояние человека, отражение этих особенностей в музыке и декоративно-прикладном искусстве. ...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Конспект интегрированного урока русского языка с элементами окружающего мира, музыки изобразительного искусства и литературного чтения

Интегрированные уроки в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся....