Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Тип урока: урок обобщения изученного материала

 

Оборудование и материалы урока:

для учащихся

  • учебники литературного чтения,
  • книга В. Катаева «Цветик-семицветик»
  • рабочие листы с заданиями
  • конверты с пословицами

для педагога:

  • презентация к уроку (приложение диск)
  • выставка книг
  • компьютер, проектор

 

Место урока по программе:

Общеобразовательная программа «Школа России»

Раздел  «Я и мои друзья»

 

Учебник: Литературное чтение 2 класс, Москва “Просвещение”, 2013 год. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградова, М.В.Бойкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока.

Учитель: Милютина Екатерина Ивановна (milyutina-1996@mail.ru)

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Название урока: «Жизнь дана на добрые дела»

Тип урока: урок обобщения изученного материала

Оборудование и материалы урока:

для учащихся

  • учебники литературного чтения,
  • книга В. Катаева «Цветик-семицветик»
  • рабочие листы с заданиями
  • конверты с пословицами

для педагога:

  • презентация к уроку (приложение диск)
  • выставка книг
  • компьютер, проектор

Место урока по программе:

Общеобразовательная программа «Школа России»

Раздел  «Я и мои друзья»

Учебник: Литературное чтение 2 класс, Москва “Просвещение”, 2013 год. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградова, М.В.Бойкина.

Место проведения: МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2» в рамках межрегионального семинара «Метаметодическая модель культуротворческой школы. Педагогическое мастерство как условие успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов».

Дата: 7 апреля 2016 год.

Цель урока: познакомить учащихся с литературными произведениями, формирующими этические нормы поведения в обществе.

Планируемые результаты:

предметные:

развитие навыков правильного, осознанного, выразительного чтения;

 формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;

формирование потребности в систематическом чтении.

метапредметные:

формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

формирование умения грамотно строить речевые высказывания, слушать и слышать собеседника, вести диалог, умения работать в мини-группах.

личностные:

формирование позитивной самооценки, самоуважения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

План урока:

1. Орг. Момент. (1 мин.)

2. Создание учебной доминанты: (2 мин.)

3. Выявление субъектного опыта (5 мин.)

4. Актуализация знаний (5 мин.)

5. Работа по теме урока. (30 мин.)

6.Рефлексия (1 мин.)

7. Итог (1 мин.)

ХОД УРОКА:

1. Орг. Момент. (1 мин.)

2.  Создание учебной доминанты: (2 мин.)

Ребята, наш урок я хочу начать с песни.

Послушайте её внимательно.

Звучит песня Надежды Кадышевой «Наши добрые дела» с мультипликационным видеосопровождением (Приложение на диске)

/задаю детям вопрос/

О чём была песня?

А как выдумаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

/выслушиваю предположения детей/

/подвожу итог/

Сегодня я хочу поговорить с вами о важнейшем человеческом качестве – ДОБРЕ, об умении делать добро и о желании делать добро.

3. Выявление субъектного опыта (2 мин.)

/предлагаю ребятам прочитать пословицу на слайде/

G:\АТТЕСТАЦИЯ НОВАЯ\АТТЕСТАЦИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ\мой урок\презентация к уроку\Слайд3.JPG

Прочитайте пословицу.

/учащиеся самостоятельно читают пословицу про себя/

Добро творить - себя веселить.

/беседа учителя с учащимися/

-Как вы её понимаете?

/Если дети не отвечают на вопрос, то задаю дополнительный вопрос: Когда вы совершаете добрые дела и поступки, как становится у вас на душе?/

-Радостно, весело.

Почему же когда человек делает добро, становится весело на душе и у него?

-Приятно, когда ты кому-то помог, становится радостно за того, кому помог

/предлагаю учащимся составить пословицы о добре и хороших и добрых поступках/

4. Актуализация знаний (5 мин.)

У вас на партах лежат конверты с пословицами.

Посовещайтесь с соседом по парте и попробуйте собрать эти пословицы.

/Дети составляют пословицы. Самостоятельная работа учащихся в парах./

Какие получились у вас пословицы?

G:\АТТЕСТАЦИЯ НОВАЯ\АТТЕСТАЦИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ\мой урок\презентация к уроку\Слайд5.JPG

/предлагаю детям взять рабочие листы и соотнести картинки прочитанных произведений с данными пословицами/

Возьмите рабочие листы и попробуйте соотнести собранные пословицы с произведениями, которые вы читали на уроках чтения. Если затрудняетесь, то можете воспользоваться учебниками чтения и посмотреть названия произведений.

/проверка выполненного задания/

К какому произведению подходит 1 пословица, 2 пословица?

А третью пословицу к какому произведению можно отнести?

(1 пословица - «Волшебное слово» В. Осеева, 2 пословица – «Хорошее» В. Осеева; 3 пословица – «Два пирожных» Ю. Ермолаев)

Ребята, на уроках чтения мы читаем с вами в классе, дома вы тоже читаете. /задаю детям проблемный вопрос/

А как вы думаете, зачем писатели пишут книги?

(Чтобы рассказать интересную историю, научить нас чему-то, заставить задуматься.)

/предлагаю детям обратить внимание на выставку книг/

Обратите внимание на выставку книг.

G:\АТТЕСТАЦИЯ НОВАЯ\АТТЕСТАЦИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ\мой урок\презентация к уроку\Слайд6.JPG

Обложки этих произведений есть в ваших рабочих листах.

Вспомните какой раздел мы с вами заканчиваем читать на уроках чтения и определите, какая книга лишняя. Обведите её.

Какая книга у вас лишняя? Почему? (лишняя книга Виталия Бианки, т.к. она о животных)

Книги каких авторов остались?

(Агнии Барто, Валентины Осеевой и Валентина Катаева)

/ читаю детям вслух высказывание Валентины Осеевой/

4.  Работа по теме урока. (30 мин)

Я сейчас вам прочитаю, что сказала о своих произведениях одна знаменитая писательница.

“Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать”.

/задаю детям вопрос после прочтения/

Как вы думаете, кто бы мог сказать о своих рассказах такие слова?

(Валентина Осеева)

А как вы догадались?

(Катаев это мужчина - писатель, а Агния Барто писала стихи, значит это Валентина  Осеева)

-А что вы знаете о Валентине Осевой?

/заслушиваю разные высказывания детей о писательнице/

/далее сообщаю детям тему занятия/

Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Валентины Осеевой, который называется «Просто старушка»

Мы будем работать над рассказом, а вы подумайте, почему он так называется.

G:\АТТЕСТАЦИЯ НОВАЯ\АТТЕСТАЦИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ\мой урок\презентация к уроку\Слайд7.JPG

/предлагаю детям прочитать начало рассказа про себя/

Прочитайте начало этого рассказа про себя.  

Прочитаем вслух 

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

Ребята, как вы думаете, что могло произойти дальше?

/заслушиваю разные варианты ответов детей/

А как бы вы поступили?

/заслушиваю разные варианты ответов детей/

Как вы считаете, как поступили ребята?

/заслушиваю разные варианты ответов детей/

Дочитаем рассказ.

– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик.

Это просто старушка.

/беседа по прочитанному учителя и учащихся/

Как поступил мальчик? (он помог старушке)

А почему  удивилась девочка? /если дети не отвечают, то задаю доп. вопрос. Была ли старушка знакомой мальчика?/

(Она удивилась, что мальчик помог незнакомой старушке)

А почему она удивилась?

(Она считает, что помогать нужно только близким людям)

Почему рассказ называется «Просто старушка»?

(Мальчик помог старушке, которую совсем не знал)

/обращаю внимание детей на диалог мальчика и девочки/

Рассмотрим диалог девочки и мальчика.

Перечитайте его.

Найдите слова девочки, какие это по интонации предложения?

(Вопросительные)

Причем вопросительная интонация с каждым вопросом усиливается.

Кто может прочитать её слова с такой интонацией?

/спрашиваю 1-2 человека/

Найдите слова мальчика

А какие у него по интонации ответы? (сначала повествовательные, а потом восклицательные)

Перечитаем диалог мальчика и девочки по ролям.

/дети читают по ролям/

С какой целью Валентина Осеева написала этот рассказ?

(Помогать любым людям, которые нуждаются в помощи)

На доске слова, прочитайте их.

G:\АТТЕСТАЦИЯ НОВАЯ\АТТЕСТАЦИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ\мой урок\презентация к уроку\Слайд8.JPG

Какой частью речи являются  все эти слова? (прилагательные)

Почему? (отвечают на вопрос: какие?)

У вас в рабочих листах, тоже есть такие слова. Найдите их.

Выберите в своих карточках прилагательные, которые описывают людей, помогающих другим людям и подчеркните их.

Что вы выбрали? /заслушиваю варианты выбора слов детьми/

А какие лишние?

ФИЗМИНУТКА (2 мин.) /под музыку песни «Цветик семицветик»/

/беседа учителя с учащимися/

Какие слова из песни вам знакомы?

Откуда вы их знаете?

(Они из сказки «Цветик-семицветик»)

Кто автор произведения?

(Валентин Катаев)

G:\АТТЕСТАЦИЯ НОВАЯ\АТТЕСТАЦИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ\мой урок\презентация к уроку\Слайд9.JPG

К какому жанру относится произведение?

(Это сказка)

Докажите.

(Тут присутствует волшебство)

Кто главный герой сказки?

(Главный герой Женя)

А почему сказка называется «Цветик-семицветик»?

(Женя тратила лепестки для исполнения своих желаний)

На что потратила Женя шесть лепестков?

1.Чтобы она была дома с баранками,

2.Чтобы вазочка мамина сделалась целая,

3.Чтобы оказаться на северном полюсе,

4.Чтобы вернуться домой,

5.Чтобы все игрушки на свете стали Жениными,

6.Чтобы игрушки исчезли.

Стала ли Женя счастливой после исполнения этих желаний?

(Нет, она не стала счастливой)

Почему?/если дети не отвечают на вопрос, то задаю доп. Вопрос: Вспомните, на кого она потратила первые 6 лепестков/

(она тратила лепестки только на себя)

На что потратила Женя последний лепесток?

(На то, чтобы вылечить мальчика)

А как чувствовала себя Женя когда использовала последний лепесток?

(Она была рада)

Ребята вернёмся к пословице в начале урока.

Добро творить – себя веселить.

Можно ли этой пословицей описать душевное состояние Жени?

(Можно)

Почему?

(Она была счастлива что помогает мальчику)

Какие слова и выражения использовал автор для того, чтобы показать радостные чувства, которые переполняли девочку от правильно выбранного решения.

Прочитайте их. /дети зачитывают из текста слова и выражения/

После урока вы раскрасите цветики-семицветики и подумаете, какие бы желания вы загадали а потом запишите их на лепестки.

/обращаю внимание детей на выставку книг/

Посмотрите на выставку книг.

Произведения какой писательницы мы ещё не обсудили  на уроке? (произвеения А. Л. Барто)

Сегодня на уроке я хочу вас познакомить ещё с одним произведением замечательной писательницы Агнии Барто, которое называется «Три очка за старичка»

ИСЦЕНИРОВКА

/заранее подготовленные дети инсценируют стихотворение/

Ребята ради чего дети совершали добрые поступки?

(Ради очков, баллов)

Сегодня на уроке мы познакомились с героями литературных произведений А.Барто, В. Катаева, В.Осеевой. А ещё я хочу вас познакомить с героем юмористического киножурнала Ералаш. Давайте посмотрим фильм.

/Ералаш «Вовка-добрая душа»/

Как зовут героя киножурнала?

(Вовка)

Как вы думаете, что сделает Вовка  дальше?

/дети высказывают свои предположения/

Ребята, зачем Вовка расчистил опять лёд?

/дети высказывают своё мнение/

Ради чего?

/чтобы его хвалили/

А маленький мальчик ради чего так поступил?

/чтобы люди не упали на скользкой дорожке/

Ребята, так ради чего мы совершаем добрые поступки?

5. Рефлексия

Найдите в рабочих листах последнее задание.

Кто изображён там?

(герои сегодняшнего урока)

Выберите героев нашего урока, которые по настоящему совершали добрые поступки.

Проверим.

6. Итог.

Наш урок подошёл к концу.

Что для вас было самым главным?

Спасибо за урок.

Давайте попрощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"

Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Я и мои друзья" 2 класс

Данная работа поможет проверить знания учащихся по разделу...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения по разделу "Русские писатели" во 2 классе

Материал  презентации  можно использовать как на уроке,так и во внеурочное время....

Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Великие русские писатели"

Цели:  Обобщить знания детей по разделу. Прививать интерес и любовь к чтению, к книгам. Воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде. Оборудование:  Н...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 4 классе по теме "Литературные сказки" УМК "Школа России"

Данная презентация содержит материал по сказкам, а также сведения об авторах сказок....

Обобщающий урок литературного чтения " Я и мои друзья " 2 класс

Сам урок и карточки к уроку. Для индивидуальной работы и работа по группам....