"Д. Мамин-Сибиряк. Медведко"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Финиковская Валентина Евгеньевна

Урок литературного чтения.  Образовательная система "Школа 2100". 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения «Д. Мамин-Сибиряк. Медведко»

______________________________________________________

Финиковская В. Е., учитель начальных классов

Цель: развивать умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию,

            иллюстрации и группе ключевых слов;

            продолжить развивать умение анализировать прочитанное произведение, а также  

            умение ориентироваться в тексте;

            прививать интерес к чтению произведений о животных;

            воспитывать сострадание и милосердие.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Сегодня мы будем опять открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

  1. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
  1. Работа со стихотворением.

- Послушайте отрывок из стихотворения Бориса Заходера и вспомните, какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке.

 (Подготовленный ученик читает наизусть отрывок)

           Все-все                                             Нельзя обойтись

Все на свете                                               Без чудищ нелепых

На свете нужны.                                       И даже без хищников –

И мошки                                                     Злых и свирепых.

Не меньше нужны.                                  Плохие дела

Чем слоны.                                                У кошки без мышки,

Нужны все на свете!                               У мышки без кошки

Нужны все подряд -                                Не лучше делишки.

Кто делает мёд                                         А если нам кто-нибудь

И кто делает яд.                                       Лишним покажется,

                                                                      То это, конечно,

                                                                      Ошибкой окажется…

       Д.: Мы начали изучать раздел «Животные в нашем доме».

   В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» есть строчки – «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Они станут эпиграфом нового раздела.

  1. Фото - газета «Верные друзья»

- На нашей фото – газете видно, чио у вас есть или были домашние животные. Можно ли назвать домашних животных вашими друзьями? Почему?

                    3.   Работа со стихотворением В. Берестова «Знакомый»

- Послушайте строчки из стихотворения Валентина Берестова «Знакомый»:

Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу – навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем

Мы – неразлучные друзья.

Визжим, и прыгаем, и скачем

И он, и я, и он, и я!

- Догадались о каком знакомом идёт речь? (О собаке). Вспомните созвучные строчки о дружбе с животным в стихотворении «Прощание с другом»

(«Мы с ежом замечательно жили,

Уважали друг дружку, дружили,

Позволял он потрогать брюшко.

Он с ладони лизал молоко.»)

- Кто желает прочитать это стихотворение полностью?

                   4.  Выразительное чтение наизусть стихотворения В. Берестова «Прощание с другом» (3-4 уч.)

- Как вы думаете, ребята, почему это стихотворение открывает раздел «Животные в нашем доме»?

- Автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу, заставить задуматься, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.

-  Давайте вспомним, каких ещё авторов произведений о животных вы знаете.

                    5.  Разгадывание кроссворда.

1.  Автор рассказов о жизни леса «Беличья память» (Пришвин).

2.  Автор рассказа «Томкины сны» (Чарушин).

3.  Автор рассказов и сказок «Лесные тайнички» (Сладков).

4.  Автор «Длиннохвостых разбойников» (Скребицкий).

5.  Автор «Серой шейки» (Мамин-Сибиряк)

                  6. Выставка – презентация  книг о животных.

III.            Совместное открытие новых знаний.

  1. Работа над рассказом «Медведко» до чтения.

- Прочитайте, пожалуйста, имя и фамилию автора. О чём же пишет Дмитрий Мамин-Сибиряк?

- Прочитайте заглавие и ключевые слова:

              Медвежонок, не больше рукавицы, забавный зверёк, забавлял публику, разодрался с собакой, стащил всю клеёнку, не дал спать, взял охотник.

- Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Попробуйте предположить, кто герой рассказа и о чём будем читать.

                 2.  Чтение 1-й части. Беседа после чтения.

- Прочитаем  первую часть цепочкой по абзацам с комментированием и узнаем, подтвердятся ли наши предположения.

Словарная работа.

Барин – помещик, дворянин-землевладелец;

                хозяин;         лицо, принадлежащее к обеспеченному и образованному слою городского населения;

Кучер – возница, работник, который правит запряжёнными в экипаж лошадьми.

После 1-го абзаца.

- Кто подарил соседям медвежонка?

- Сколько недель от роду было зверьку?

- Покажите, как это – переваливает?

После 2-го абзаца.

- Что мы узнали о рассказчике?

- Какое решение принял барин?

После 3-го абзаца.

- Докажите словами из текста, что медвежонок был маленький.

- Почему автор использует имя существительное – глазёнки, а не глаза.

После 4-го абзаца.

- Как зверёк исследовал комнаты?

После 5-го абзаца.

- Объясните, пожалуйста, значение слова гимназисты.

- Как к медвежонку относились гимназисты?

- Каким новым словом автор называет зверька? (Медведко)

         Детские и юношеские годы Дмитрия Мамина-Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там называют медведко. Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём – трогательность, мягкость, доброта.

После 6-го абзаца.

- Почему рассказчик  решил оставить медвежонка у себя?

После 7-го абзаца.

- С кем сравнивается медвежонок?

- Подтвердились ли ваши предположения?

       Давайте поищем слова, которыми автор называет, описывает медвежонка.

       1 часть

Славный медвежонок, забавный зверь, не больше рукавицы, милые синие глазёнки, как котёнок мило мурлыкал, уснул, как маленький ребёнок.

  1. Физкультминутка.
  2. Продолжение работы над рассказом «Медведко».
  1. Чтение 2-й части про себя. Беседа по содержанию.

- Прочитайте внимательно  про себя вторую часть. Проследите, изменится ли отношение автора к медвежонку.

       После чтения 2-й части:

- Изменилось ли отношение автора к медвежонку?

Докажите словами из текста.

- какими словами, словосочетаниями называет медвежонка Мамин- Сибиряк во второй части? (Маленький увалень, упрямый зверь)

                 4. Выборочное чтение 2-й части.

 - Найдите и прочитайте, что больше всего занимало зверя.

- Прочитайте, что нарушило сон рассказчика.

- Найдите и прочитайте, за что хозяин отнёс медвежонка в гостиную.

                 5. Чтение 3-ей части хорошо читающими учениками.

- Вслух читает катя до этих слов:

П Л К Ё Ы К Ы Й            \/\/\/\

К О Е Р  Н  Т О Й           /\/\/\/

(Покрытый клеёнкой)

- Сделайте предположение: что произошло в комнате гимназистов?

После предположений читает Юля до этих слов:

В А Д – 3, 1, 2.

О К У Л Ь Г А – 3, 6, 1, 4, 5, 2, 7.

                     (Два уголька)

- Оправдались ли ваши предположения?

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

- Какое сравнение использовал автор в последнем предложении?

- прочитайте до слов:    Н      С Л Д Щ       Н Ч Ь  (на следующую ночь), передавая голосом настроение героев.

- Как, по – вашему  поступит рассказчик?

- До конца части читает Владик.

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Какими новыми словами и выражениями называет Дмитрий Мамин-Сибиряк медвежонка? (Зверина, маленький квартирант, беспокойный гость, разбойник, поганый зверь)

                  6. Чтение 4-й части.

- Читаем в полголоса, готовясь к цифровому диктанту.

Если моё утверждение верное- ставите 1, если ложное – 0.

Цифровой диктант:

  1. Рассказчик был очень рад, когда знакомый забрал медвежонка (1)
  2. Знакомый возвратил медвежонка на тритий день (0)
  3. Медвежонок забрался в экипаж, заложенный старой лошадью (0)
  4. Лошадь бросилась стремглав и сломала экипаж (1)
  5. Что же мы будем с ним делать? –взмолился рассказчик, обращаясь к гимназистам (0)
  6. Нашёлся охотник, который взял его с удовольствием (1)

Прочитаем полученное число: 100 101

Замените синонимом глагол – накуралесил (натворил).

- Давайте прочитаем подряд слова, как меняется отношение автора к маленькому зверю.

(Чтение текста с доски)

               7. Творческое задание

- Пофантазируйте и расскажите, как сложится жизнь  медвежонка в дальнейшем.

               8. Повторное обращение к иллюстрации и заглавию.

- Озвучьте иллюстрацию словами из текста.

(Через полчаса принёс крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы)

- Так почему же автор выбрал именно это заглавие, а не «Медведь», «Медвежонок»?

               9. Тест

Обведите букву правильного ответа:

  1. Кучера звали:

а) Андрей              б) Кирилл       в) Василий

       2.   Медвежонок был не больше:

             а) руки                   б) рукавицы    в) ведра

       3.  Острые зубы медвежонка автор сравнивает с:

             а) пилой                б) гвоздиками    в) иголками

       4.   В гостиной зверь разодрался с:

             а) собакой            б) кошкой            в) мишкой

       5.  В комнате гимназистов медвежонок стащил вместе с клеёнкой:

             а) три чернильницы    б) одну чернильницу   в) две чернильницы

       6.  На следующую ночь беспокойный гость был заперт в:

             а) чулане               б) кладовой        в) столовой

       7.   В ларе хранилась:

             а) соль                    б) крупа               в) мука

V.  Итог урока

- К какой мысли подводит автор своих читателей?

(Несовместимость жизни в доме человека и дикого зверя)

Дикие животные должны жить на воле. А если мы завели домашних питомцев, то должны нести за них полную ответственность. На планете 400  млн. только домашних кошек. Им люди дарят своё внимание, доброту, заботу. Так давайте будем добры и милосердны и к животным, и друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения " У каждого своё место в природе. Мамин - Сибиряк "Медведко" 3 класс.

Урок литературного чтения в 3 классе построен в соответствии с ФГОС. Урок развивающий, используется технология правильной читательской деятельности....

Д.Н.Мамин-Сибиряк "Медведко"

урок литературного чтения в 3 классе на тему "У каждого свое место в природе" по произведению Д.Н.Мамина-Сибиряка "Медведко"...

Д.Н. Мамин-Сибиряк "Медведко"

Разработка урока по чтению....