Памятки для учеников начальной школы по литературному чтению
материал по чтению (4 класс) по теме

 Анжелла Александровна Сёмочкина

Памятки, которые помогут выполнить домашнее задание по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_po_chteniyu.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Работа над сказкой._________________________

  1. Как называется сказка, кто её сочинил?
  2. Определи тип сказки (бытовая, о животных, волшебная).
  3. Назови героев. Какие это герои?
  4. Какие события описываются в сказке?
  5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
  6. Найдите слова и выражения, которые хочется запомнить.
  7. Как относится автор к своим героям?
  8. Какой урок даёт сказка?

В бытовых сказках  высмеивается скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

  В волшебных сказках  всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает. В волшебных сказках добро всегда побеждает зло благодаря какому-нибудь чуду. Характерно троекратное повторение какого-нибудь эпизода.

                                 Признаки сказки._________________________

  1. зачин
  2. волшебные предметы
  3. троекратный повтор
  4. борьба добра и зла
  5. добро побеждает зло
  6. концовка

                             Сочинение сказки.________________________

  1. О чём будет сказка?
  2. Чему она должна научить?
  3. Придумайте героя или героев вашей сказки.

             4.  Что с ними произойдёт? Какие приключения ждут?

  1. Какие волшебные предметы будут в сказке?
  2. Кто будет противостоять героям?
  3. Как добро победит зло?
  4. Какие троекратные повторы вы будете использовать?

             Памятка по заучиванию стихотворения наизусть.

  1. Перечитай стихотворение и подумай, о чём в нём говорится.
  2. Перечитай каждое четверостишие и определи, о чём говорится в каждом из них.
  3. Перечитай первое четверостишие и пометь в нём для себя важные слова, которые несут основные мысли.
  4. Прочитай четверостишие, выделяя важные слова.
  5. Повтори медленно четверостишие (книгу держи закрытой).
  6. Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о которых говорилось в тексте стихотворения).

                            Слова-настроения.___________________________

*  грустное любование; мечтательное ожидание

* печальное, радостное, светлое, спокойное, тихое, торжествующее, торжественное, тревожное, тёплое, сонное, хвастливое, сердитое, обиженное, капризное

*восторг, восхищение, лёгкость, очарование

                           Образные средства языка.__________________

 * Метафора – употребление слова в переносном значении.

      Под крышей белый гвоздь висит.

 * Олицетворение – сопоставление предмета, явления с человеком, животным.    Часы ходят, ветер воет.

 * Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей художественной выразительности.

      Повернулось к солнцу золотое донце.

* Сравнение – сопоставление одного предмета, явления с другим.

    Кругла, как шар; красна, как кровь.

                   

                Анализ стихотворного произведения.____________

1. Подумай какое было настроение у автора, когда он писал это стихотворение?

2. Что могло послужить поводом для создания этого произведения?

3. Отметь строки, которые показались тебе наиболее выразительными, образными (прочитав их, ты смог представить себе написанное).

4. Какие образы как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми?

5. Назови рифмы, которые показались тебе необычными, новыми.

6. Перечисли самые яркие сравнения в стихотворении.

7.  Какова роль этих сравнений?

8. Есть ли в произведении слова, употреблённые в переносном значении?

9. При каких обстоятельствах тебе могли бы вспомниться строки этого произведения?

10. Какую иллюстрацию ты бы сделал к этому стихотворению?

Правила выразительного чтения стихотворного произведения

1. Прочитай произведение « про себя » и определи его главную мысль, идею.

2. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери:

-  темп (скорость)
-  интонацию

-  громкость чтения
-  жесты и мимику

3. При чтении вслух выдели голосом важные по смыслу слова.

4. Обязательно соблюдай:

-  рифму (делай правильное ударение в словах);

-  стихотворный размер (все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).

5. Постарайся выразить:

-  эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя;

- эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения.

6. Выбери стиль чтения, который больше подходит для данного произведения.

7. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчётливо.

                         

                   

                     Особенности былины:__________________________

  1. Былинный зачин
  2. повторы
  3. образность языка: гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы
  4. определённое содержание – сказ о героических делах богатырей
  5. неспешность, обстоятельность, подробность повествования

 Басня  небольшое произведение, написанное прозой или стихами, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость…

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня заканчивается или начинается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

                           План анализа басни.___________________

1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под определение басни.

2.  Есть ли в басне слова, которые прямо выражают её мораль, то есть главную мысль, идею?

3. Попробуй передать главную мысль (мораль) басни своими словами.

4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни.

5. Определи, как написана басня: прозой или стихами.

6. Какие людские недостатки  или пороки высмеиваются в этой басне?        

7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

8. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?

10. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили его?

 

               

                 Знакомство с новой книгой._______________________

1. Рассмотри обложку.

2. Прочитай фамилию автора и название произведения.

3. Внимательно рассмотри иллюстрации (перелистывая).

4. Определи примерное содержание книги.

5. Подготовь любое произведение.

                  Составление плана рассказа.____________________

1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

   * О чём говорится в начале?

   * Какие события описаны дальше?

   * Чем заканчивается текст?

2. Раздели рассказ на смысловые части (по содержанию).

3. Определи главное в каждой части, отметив основные предложения.

4. Перечитай их, скажи своими словами, о чём говорится в этой части. Подбери к ней заголовок.

5. Запиши свои заголовки.

6. Проверь себя: определи, отражает ли заголовок главное.

   Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.

                    Краткий пересказ по плану.____________________

1. Раздели рассказ на смысловые части.

2. Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.

3. В каждой части выдели важные мысли (2-3 предложения).

4. Перескажи каждую часть по плану.

                       Характеристика героя._______________________                    

1.  Где живёт герой?

2.  Чем занимается?

3.  Какие поступки совершает?

4.  Какой характер у героя?

5.  Что думает о нём автор?

6.  Что вам понравилось или не понравилось в герое?

                       

           План анализа рассказа.______________________

Рассказ – любое небольшое повествовательное произведение.

  1. Прочитай внимательно рассказ.
  2. Подумай, отражает ли название рассказа его содержание.

3. Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты знаешь о нём? Какие еще книги этого писателя ты читал?

4. Узнай, когда и где рассказ был написан.

5. Подумай, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе:

 - повествование (рассказывает);

- описание (показывает);

- рассуждение (доказывает).

6. Кратко перескажи рассказ.

7.Что, по-твоему, явилось кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?

8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких — отрицательными и почему?

9 .Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало, обрадовало, а что показалось грустным, странным?

10. Кому из героев ты больше всего сопереживал? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.

11.0 чём нам предлагает задуматься автор? Сформулируй главную идею этого произведения.

12. Подумай, как может сложиться судьба героев в будущем?

13. Какие достоинства произведения ты отметил?

                                     

                       

                           План рассказа о герое.____________________

  1. Начни рассказ о понравившемся (непонравившемся) герое со слов: «мне очень понравился», «меня ужаснул», «больше всего мне запомнился», «мне показался интересным (странным, необычным)», «я восхищаюсь»,«мне очень не понравился», «я был удивлен, узнав» и т. д.
  2.  Опиши внешность героя: его лицо, фигуру, одежду, манеру поведения.
  3.  Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше всего раскрывается характер героя.
  4.  Перечисли основные черты характера этого героя.
  5. Расскажи о взаимоотношениях героя с другими персонажами.
  6. Вспомни героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
  7.  Хотелось (не хотелось) бы тебе быть похожим на этого героя? Почему?
  8. Подумай, какая из пословиц, поговорок или крылатых фраз лучше всего передаёт характер этого героя?
  9.  Если бы ты был художником, как бы ты изобразил этого героя? В какой момент развития действия? Что делал бы герой? Какое у него было бы выражение лица, поза? Во что он был бы одет? Что происходило бы вокруг?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учеников начальной школы по соблюдению орфографического режима

.Памятка для учеников начальной школы по соблюдению орфографического режима...

Работа над ошибками. Памятка для ученика начальной школы.

Правила выполнения работы над ошибками в начальных классах....

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ - ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ По русскому языку - ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫПечатать в режиме 2 страницы на лист...

Учебно-методическое пособие по русскому языку "Работа над ошибками". Памятка для ученика начальной школы.

Работа над ошибками- важнейшее звено в системе обучения. Приёмы работы с "Памяткой" на уроках русского языка. Памятка для учащихся....

Работа над ошибками. Памятка для ученика начальной школы.

Использование данной памятки поможет учащимся выполнить работу над ошибками самостоятельно....

Работа над ошибками (памятка для учеников начальной школы)

Памятка "Как работать над ошибками" составлена на основе программы по русскому языку В.П. Канакиной (УМК "Школа России").  Данная методическая разработка представляет собой перечень орфограмм, из...

Памятка для ученика начальной школы по созданию творческого проекта

Работа над проектом всегда вызывает сложности у детей и родителей. В помощь можно предложить памятку, которая поможет  оформить проект поэтапно правильно. Проект - это «продукт», созданный к...


 

Комментарии

Чеканова Нина Трофимовна

Анжелла Александровна, огромное спасибо за памятки!