Памятки для учащихся
материал по чтению по теме

Памятки для учащихся  по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_uchitelya_i_uchenikov.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Памятки  для учеников

 по литературному чтению

Знакомство с новой книгой

  1. Рассмотри обложку книги.
  2. Прочитай фамилию автора и название произведения.
  3. Внимательно рассмотри иллюстрации, перелистывая книгу.
  4. Определи примерное содержание книги.
  5. Самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т. д.)

Памятка по работе над кратким пересказом по плану

  1. Раздели рассказ на смысловые части.
  2. Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.
  3. В каждой части рассказа выдели важные мысли (2-3 предложения).
  4. Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу).  

Памятка по составлению плана рассказа

  1. Прочитайте рассказ целиком, обращая внимания на то, как построен текст.
  1. О чем говорится в начале рассказа?
  2. Какие события описаны дальше?
  3. Чем заканчивается текст?
  1. Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием).
  2. Определи главное в каждой части, отметив  в тексте основные предложения.
  3. Перечитай их, расскажи своими словами, о чем говорится данной части. Подбери к ней заголовок.
  4. Запиши свой заголовок в каждой части.
  5. Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок иное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо иное.

   Памятка по работе над сказкой

  1. Как называется сказка, и кто её сочинил.
  2. перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она (бытовая, волшебная, о животных?)
  3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
  4. Какие события описываются в сказке?
  5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
  6. Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить.
  7. Как относится автор к своим героям?
  8. Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?

Памятка по заучиванию стихотворения наизусть

  1. Перечитайте стихотворение и подумай, о чем в нем говорится.
  2. Перечитай каждое четверостишие и определи, о чем говорится в каждом из них.
  3. Перечитай первое четверостишие и пометь в нем для себя важные слова, которые несут основные мысли.
  4. Прочитай четверостишие выделяя важные слова.
  5. Повтори медленно четверостишие (книгу держа закрытой).
  6. Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о которых говорилось в тексте стихотворения).

Виды работ над текстом на уроке чтения

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя).
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение и пересказ после чтения.
  5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  6. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно пропустить). Подготовка к сжатому пересказу.
  7. Чтение цепочкой по предложению.
  8. Чтение цепочка по абзацу.
  9. Самостоятельное чтение вполголоса.
  10. Чтение, поиск отрывка по рисунку.
  11. Чтение, ответы на вопросы.
  12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  13. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  14. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  15. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
  16. Нахождение предложения (отрывка), отражающего главную мысль.
  17. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки) .
  18.  Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  19. Чтение, составление сценария для диафильма (кратко, подробно).
  20. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
  21. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  22. Нахождение в тексте 3 (4, 5…) выводов.
  23. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после прочтения учителем или учеником.
  24.   Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  25. Чтение по ролям.
  26.  Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  27. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
  28. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально  и т. д.
  29. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, точкой многоточием.
  30. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
  31. Поиск и чтение образных слов и описаний.
  32. Поиск и чтение слов с логическим ударением.
  33. Поиск и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  34. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
  35. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
  36. Выразительное чтение отрывка, стихотворения, рассказа, по собственному выбору.
  37. Чтение отрывка в тексте с распространением в нем.
  38. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме.
  39. Кто быстрее найдет в тексте одно слово на заданное учителем правило.
  40. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
  41. Нахождение в рассказе двух-, трех-, четырехсложных слова.
  42. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:
  1. Существительное + прилагательное;
  2. Существительное + глагол;
  3. Местоимение + глагол (можно наоборот)
  1. Чтение, пометка непонятных слов.
  2. Чтение слабо читающими учениками слово с предварительной разбивкой их на сапоги (например:  мор-ков-ка).
  3. Поиск слов и выражений, с помощью которых можно составить устный портрет)
  4. Поиск и чтение слов в тексте, близких по значению данным( данные слова выписаны на доске).
  5. Чтение слов, к  которым даны сноски.
  6. Поиск и чтение слов и предложений, которые можно использовать в сочинении.
  7. Чтение и выписывание слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима» и. т. д.
  8. Комбинированное чтение (учитель – хором ученики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над предложениями. Памятки для учащихся.

Такие памятки могут пригодиться на уроках русского языка и для индивидуальной, и для групповой работы....

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Памятка для учащихся 3-4 классов по математике

Памятка для учащихся 3-4 классов по математике поможет ученикам  при решении уравнений, задач, написании арифметических диктантов, при подготовке к мини-ЕГЭ....

Памятки для учащихся.

Эти правила помогут научить ребёнка жить дружно в коллективе....

Памятка для учащихся, собирающих материал в Интернете.

Памятка для учащихся, собирающих материал в сети Интернет....

памятка для учащихся

Попытка схематизировать общее в условиях простых задач с целью показать зависимость величин в задачах. Рекомендовано для очень слабых учащихся....

Памятка для учащихся по математике

Памятка для работы над ошибками по математике....