Главные вкладки

    Работа над предложениями. Памятки для учащихся.
    материал по русскому языку (3 класс) по теме

    Такие памятки могут пригодиться на уроках русского языка и для индивидуальной, и для групповой работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Rabota_nad_predlozheniyami_pamyatki_dlya_uchashchihsya..rar25.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа над предложения (памятки)

    Предложения бывают:

    1. Повествовательные, вопросительные, побудительные.
    2. Восклицательные и невосклицательные.
    3. Простые и сложные.
    4. Распространенные и нераспространенные.
    5. С однородными членами и без.

    Образец:

    На заводе человек наливает жидкое стекло в сито.

                                .

    (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

    Синими и зеленоватыми искрами блестит снег!

                  и          

    (Повествовательное, восклицательное, простое, распространенное , с однородными определениями.)

    Главные и второстепенные члены предложения № 1.

    Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое  (грамматическая основа)

    Второстепенные члены предложения:

    Обстоятельство - обозначает место, время, каким образом происходит действие.  Отвечает на вопросы: где? когда? как? каким образом?

    Определение – обозначает признаки предметов, принадлежность чему либо. Отвечает на вопросы:  какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи?

    Дополнение  -  обозначает предметы. Отвечает на падежные вопросы (кроме И.п.): кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?

    Образец:

    В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц.

    Однородные члены предложения № 2.

    Однородными членами предложения называют слова, которые:

    1. Относятся к одному и тому же слову.

    2. Отвечают на один и тот же вопрос.

                    А для определений:

    3. Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)

    Например:

                                                                                                         за что?               за что?                   за что?

    Суворов ценил своих солдат за храбрость, смекалку, выносливость.

                                         ,             ,           .

            какие?           какие?                какие?

    Маленькие, большие разноцветные кораблики покачивались на воде.

    (Маленькие, большие – однородные определения, а слово разноцветные не является однородным, так как обозначает другой признак)

           

                      ,                               .

    Запятая при однородных членах предложения № 3.

    ставится                                                не ставится

                                                                     

         ,            ,                .                                              и                  .

        , а               .            

       , но             .      

        и          , и             .

    Сложное предложение № 4.

    Сложным  - называют предложение, в котором несколько грамматических основ.

    На письме части сложного предложения разделяются запятой.

                          ,                .

                         , а               .

                         , но               .

                          , и                .

    Например:

    Догорел апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак лег.

                          ,               .

    День темнеет , и трава седой росой в лугах блестит.

                         , и                 .

    Прямая речь № 5.

    Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.

    Слова автора – показывают, кому принадлежит прямая речь.

    Князь печально отвечает:  «Грусть- тоска меня съедает».

               слова автора                                                       прямая речь

                      А:                                                     «П».

    Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

    А: «П».                        «П», - а.

    А: «П!»                        «П!» - а.

    А: «П?»                        «П?» - а.

    Обращение № 6.

    Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.

    На письме обращение выделяется запятыми.

    Например:

    Колобок, спой свою песенку еще разок.

    Эта пара, царь, моя и хозяин тоже я.

    Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем!

    В добрый путь вам, господа.

    Обращение не является членом предложения.

    Изменение имен существительных по падежам № 7.

    Иван

    Рубил

    Дрова

    Велел

    Топить

    Печь

    Падеж

    Вспомогательные слова

    Падежные вопросы

    Предлоги

    Примеры

    И.п.

    существует

    кто?  что?

    Р.п.

    нет

    кого? чего?

    Без, для, до, из, от, у, между, с…

    Комната без окна подарок для друга доехал до школы

    вышел из школы

    письмо от мамы

    съехал с горы

    Д.п.

    дать

    кому? чему?

    к, по

    склонились к земле плывут по небу

    В.п.

    вижу

    кого? что?

    в, на, за, под, про, через,

    ушел в море

    смотрит на море

    сел за стол

    спрятался под стол

    узнал про сестру

    перешел через дорогу

    Т.п.

    доволен

    кем? чем?

    над, перед, за, с, под

    росли над рекой

    росли перед лесом

    росли за домом

    встретился с другом

    росли под окном

    П.п.

    думаю

    о ком? о чем?

    при, о, об, в, на

    построили при школе

    думаю о маме

    учусь в школе

    играли на перемене

    Как отличить  И.п. от В.п.?

    И.п.

    В предложении всегда является подлежащим

    Употребляется без предлога

    В.п.

    В предложении является второстепенным членом

    Употребляется и без предлога, и с предлогами


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка для учащихся по работе над ошибками.

    Памятка поможет учащимся правильно выполнить работу над ошибками. Будет полезна учащимся  2 -4 классов и родителям....

    Памятка для учащихся "Работа над ошибками"

    Памятка поможет правильно и быстро выполнить работу над ошибками на уроках русского языка в начальной школе....

    Памятка для учащихся "Как выполнить работу над ошибками"

    Памятка как работать над ошибками  по русскому языку 2-4 класс....

    Памятка для учащихся. Работа над ошибками на уроках русского языка

    Данная памятка помогает ученику  увидеть свои ошибки и правильно выполнить работу над ошибками и закрепить проблеммную орфограмму. Данную памятку можно использовать на уроке работая совместно...

    Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе

    "Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками  . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...

    Работа над ошибками. Памятка для учащихся начальной школы.

    Работа над ошибками. Памятка для учащихся начальной школы....