Рабочая учебная программа курса "Литературное чтение"
рабочая программа (чтение, 1 класс) по теме

Кляхина Наталья Николаевна

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС. УМК "Школа 2100" Р.Н. Бунев, Е.В. Бунеева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Шапша

Утверждено:

Приказ №              от             2011 г.

Рабочая учебная программа

курса «Литературное чтение»

1 класс

Автор: Кляхина Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

2011-2012 уч. год

Рабочая программа

курса «Литературное чтение»

Пояснительная записка

Рабочая  учебная программа курса «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе  Примерной  основной образовательной программы начального общего образования, авторской учебной программы Образовательной системы «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Литературное чтение», рекомендованной Министерством образования и науки РФ  и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального  общего образования 2011 года, а также учебного плана МОУ СОШ д. Шапша на 2011 - 2012 уч. г. и основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ д. Шапша

Данная программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.  

Учебный методический комплект:

  1. Литературное чтение «Капельки солнца». Учебник для 1 класса

Авторы: Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева

М:  «Баласс», 2009г.

  1. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Капельки солнца»

Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

     М.: Баласс, 2011г.

  1. Уроки литературного чтения в 1 классе. Методические рекомендации для учителя.

Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, О.В. Чиндилова

М: «Баласс» 2009г.

Количество часов на изучение программы           40

Количество часов в неделю                                       4

Общая характеристика учебного предмета:

        Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
  3. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
  4. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Формы и виды контроля

Текущий

Фронтальный, индивидуальный  

Тематический

Устный опрос

Итоговый

Проверка техники чтения

 В курсе литературного чтения реализуются сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью;
  2. овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей.

Содержание программы

«Попрыгать, поиграть…» Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, Саши Черного, В. Берестова, Ю.Мориц, И. Токмаковой, В.Драгунского, Э.Успенского, Е. Чарушина, Н.Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.

 Наш дом. Стихи и маленькие рассказы Г.Цыферова, В.Драгунского, А.Барто, Я.Акима, Г.Граубина, Э.Мошковской, М. Коршунова, В.Бирюкова, Г. Остера, И. Демьянова, Б.Заходера, М.Зощенко, О.Григорьева о детях и их родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестренках и братишках и отношении к ним.

 Ребятам о зверятах Стихи и маленькие рассказы   Б. Заходера, М. Пришвина, Г.Граубина Е. Чарушина, С. Михалкова, Ю.Коваля, М. Коршунова, Д.Хармса, А.Шибаева, Ю. Морица, В.Вересаева о дружбе людей и животных. О взгляде взрослого и ребенка.

Маленькие открытия    Стихи и небольшие рассказы  о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Г. Граубина, В.Бирюкова, Т. Золотухиной, В.Пескова, И. Токмаковой, Н. Сладкова, В. Лапина,  Г. Новицкой, С. Маршака, К.Паустовского, М.Пришвина, А. Александрова.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Попрыгать, поиграть 

11

2

Наш дом                            

6

3

Ребятам о зверятах          

11

4

Маленькие открытия

12

Итого

40

Требования к результатам обучения учащихся к концу 1-го класса

В результате обучения литературному чтению  ученик должен уметь:

  1. осмысленно, правильно читать целыми словами;
  2. отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  3. подробно пересказывать текст;
  4. составлять устный рассказ по картинке;
  5. заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  6. высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений;
  7. соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений;
  8. различать рассказы и стихотворения.

Личностные, метапредметные и предметные

 результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

заучивать наизусть небольшие стихотворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

различать рассказ и стихотворение.

Календарно-тематическое планирование

Условные обозначения:

Д*- тексты для домашнего чтения детей с родителями

Ч – самостоятельное чтение детей

С – слушание (читает учитель)

Ч, С – на уроке используются оба вида чтения

Дата

Тема

Материал для чтения

Вид

чт.

Применение ИКТ /контр. знаний

«Попрыгать, поиграть…»

1

Знакомство с новым учебником.  Первый урок вежливости

А. Барто «Я выросла», Я.Аким «Мой конь», Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего Мишку»

Ч,

 С

2

Любимые игрушки.

В. Берестов  А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», С. Черный «Про девочку…»

3

Настоящие друзья детства.

В.Драгунский «Друг детства»

С

4

Игрушки для девочек и мальчиков

В. Берестов «Про машину», А.Барто «С утра на лужайку», «Кукла»

5

Необычная Красная Шапочка

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»,

Д*

С.Маршак «Цирк шапито»          

6

Во что играют дети

Второй урок вежливости.

А. Барто «Малыши среди двора», Г.Остер «Вредные советы», И. Демьянов «Скакалочка».

7

Играть – это увлекательно!

Е. Чарушин «Никита-охотник»

Ч

8

Игры в слова. Как нужно играть. Третий урок вежливости.

Н.Носов «Приключения Незнайки» (отрывок), А. Барто «Игра в слова»

Ч,С

Д*

Г.Остер «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…» Э.Успенский «Удивительное дело», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон…», С.Маршак «Вот маленький плюшевый слон…»

9

Почему Незнайка не стал поэтом?

Проверка техники чтения

Н.Носов «Приключения Незнайки» (отрывок)

Ч

10

Как найти настоящих друзей?

Э. Успенский

«Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)

Ч

Пров. раб.

11

Обобщение по разделу. Внеклассное чтение. Развитие речи. Устные рассказы детей о своих игрушках.

Ч,С

Наш дом

12

Что можно увидеть в обычном дворе.

Г.Цыферов «Что у нас во дворе?»

Ч

13

О младших сестренках и братишках

В.Драгунский «Сестра моя Ксения», А.Барто «Две сестры глядят на братца», Я.Аким «Мой брат Миша»

Ч, С

14

О детях и их родителях

А.Барто «Разлука», «Одиночество», Г.Граубин «Окно», Э.Мошковская «Трудный путь»

Ч, С

15

Дружат взрослые и дети. Четвёртый урок вежливости.

М. Коршунов «Дом в Черемушках»,

16

Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Повторение по разделу.

Стихи В.Бирюкова, Г. Остер «Вредные советы», стихи

И. Демьянова.

Ч

Д*

Б.Заходер «Два и три», М.Зощенко «Глупая история», О.Григорьева.

17

Внеклассное чтение. Развитие речи. Подробный пересказ.  

Ребятам о зверятах

18

Очень разные животные

Б. Заходер «Мохнатая азбука». Разные азбуки

Ч

19

Так какой же он – медведь?

М. Пришвин «Медведь»

20

Веселые и грустные стихи о животных.

Пятый урок вежливости

Г.Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши», Саша Черный «Слоник, слоник…»

Ч,

 С

21

Какие сны снятся щенкам?

Е. Чарушин «Томкины сны»

Ч

22

Проделки любимого щенка

С. Михалков «Щенок»

Ч

23

Отношения человека и собаки

Ю.Коваль «Дик и черника», А.Шибаев «Без ужина»

Ч

24

«Любитель» живой природы

М. Коршунов «Рисунок с натуры»

С

25

Настоящие друзья живой природы

М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок)

Ч

26

Стихи о кошках и котятах

Д.Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята»

Ч

27

Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях.

Шестой урок вежливости

Ю. Мориц «Ворона», В.Вересаев «Братишка»

С

28

Повторение по разделу. Развитие речи.

Выразительное чтение любимых произведений.

Маленькие открытия

29

Маленькие открытия поэтов в стихах об осени

Г. Граубин «Сон», «Шишкопад», В.Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки»

Ч

30

Волшебная осень

В.Песков «Листья падают с кленов»,

 И. Токмакова «Туман», «Осень»

С, Ч

31

Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков.

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?»

Ч

32

Звуки и краски зимы

Е.Благинина «Улетают, улетели…», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь»

Ч

33

Загадки зимы

Н.Сладков «Песенки подо льдом»,

И. Токмакова «Куда в машинах снег везут»

С, Ч

34

Как нарисовать словами весну

Н.Сладков «Шапки долой!»,

 И. Токмакова «Весна»

Ч

35

Недолгая красота весны

Н. Сладков «Бегство цветов», Г.Новицкая «Зонтик», С.Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь…»

С,Ч

36

Поэтические зарисовки

В. Лапин  «Утро»,

Г. Новицкая «Зонтик»,

С. Маршак «Дождь»

С, Ч

37

Удивительные цветы

К.Паустовский «Приточная трава»

С

38

Маленькие открытия писателя

М.Пришвина рассказ «Берестяная трубочка»

Ч

39

Тайны леса

А. Александров «Лесные шорохи», Г. Скребицкий «Лесной голосок»

Ч

40

Развитие речи.

Выразительное чтение любимых произведений

С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО...

Рабочая учебная программа по литературному чтению по образовательной системе «Школа 2100»

Программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Е.В. Бунеевой, Е.В. Бунеева. (3 часа в неделю)...

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

Рабочая учебная программа по курсу «Литературное чтение», УМК «Перспектива» в 3 классе, 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению для 3  класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;с рекоменд...

Рабочая учебная программа по курсу «Литературное чтение» УМК «Перспектива» в 4 классе 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению для 4  класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомен...

Рабочая учебная программа по чтению учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая учебная программа по чтению составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальным...

Рабочая учебная программа Литературное чтение на родном (русском) языке

Программа разработана для учащихся 1 - 4 классов  Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного пр...