С. Я. Маршак сказка – пьеса «12 месяцев».Литературное чтение.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Материал  этого урока универсален,подойдет как для чтения ,так и для внеклассного чтения  любой программы.   На уроке дети показывают  работу творческих групп: художников, актеров, режиссеров( домашняя подготовка),знакомятся с театральными словами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение

Тема урока: С. Я. Маршак сказка – пьеса «12 месяцев».

Цель:

  1. совершенствовать навыки выразительного чтения.
  2. развивать устную речь детей, воображение, образную речь.
  3. учить выражать свои мысли, настроение.
  4. воспитывать доброту, взаимопомощь, уважительное отношение к старшему поколению.

Оборудование:

  1. Музыкальное сопровождение «Подснежник» П.И.Чайковского.
  2. Видеодвойка для просмотра отрывка из мультфильма «12 месяцев».
  3. Природные звуки «вьюга».
  4. Портрет писателя.
  5. Художественное оформление сцен:

а) зимнего леса (елочки)

б) поляны с подснежниками

в) словарные слова

г) афиша «12 месяцев»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Итак, ребята, начнем наш урок чтения.

2. Беседа с детьми по выяснению исходного уровня знаний.

- Поднимите руки, кому нравится урок чтения? Почему?

- Что любите читать?

- Дополните стишок словечком.

О чем то скрипит половица

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски

По комнате ходят… (сказки)

- Как вы уже догадались, мы опять побываем в гостях у сказки. Они бывают разные. Те, которые сочинил народ, называются народные, а автор – авторские.

- С какой ск4азкой мы познакомились на прошлом уроке?

- Что в ней особенного?

(ответы детей)

3.Сообщение темы урока:

 - Сегодня мы продолжим работать над этой сказкой.

- Кто автор этой сказки?

- Что запомним о нем?

4. Викторина по творчеству Маршака

 - Угадайте его произведения.

1. Не хотел котенок мыться-

Опрокинул он корытце.

И в за сундуком

Моет лапу языком.

Вот какой глупый котенок.

        (усатый полосатый).

  1. Побежала мышка мать

Петю лошадь в няньки звать,

- Приходи к нам тетя-лошадь,

Нашу детку покачать.

        (Сказка о глупом мышонке)

  1. Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказались, это брюки.

        (Вот какой рассеянный)

  1. Пообедал я сперва за решеткою у льва

Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы.

                        (Где обедал воробей)

(- Молодцы! Вы великолепные знатоки Маршака)

5. Режиссерская, постановочная работа.

- На прошлом уроке мы разделились на творческие группы. Дайте ответ, что эти слова обозначают? (на доске)

Театральный словарь.

Афиша  - объявление о спектакле.

Гастроли – поездки со спектаклями, концерт.

Гримм – косметика для лица.

Декорации – оформление сцены.

Занавес – полотнище, закрывающие сцену от зрительного зала.

Аплодисменты – хлопки.

Режиссер – художественный руководитель спектакля.

- Итак, посмотрим на работу творческих групп: художников, актеров, режиссеров.

Любое представление спектакля начинается с афиш. Художник рисует ее. Представьте ее, пожалуйста. (помещается афиша)

- Режиссеры должны были подумать над действующими лицами. Скажите о них. А также о характере героя. ( ответы детей)

Мачеха

Дочка мачехи

Падчерица

Королева

Профессор

12 месяцев

- Режиссеры! К кому относитесь с уважением?

- Кого осуждаете? (расставить грустное и веселое личико)

- Кто исполняет роли действующих лиц? (актеры)

- Группа актеров должна была выбрать роль и сыграть сценку.

- слово предоставляется актерам.

6. Инсценирование отрывка из сказки «12 месяцев».

 Анализ группы.

- Передали ли они характер героев?

7. Художественное оформление спектакля.

- В пьесе встают перед нами картины зимнего леса.

- Найти описание в сказке. (выборочное чтение)

- А теперь посмотрим, что нарисовали художники? Что будем испытывать в зимнем лесу? (холод, мороз)

- Ребята, я сейчас хочу выступить в роли музыкального редактора. Я подобрала музыку. А вы закройте глаза и представьте зимний лес. (прослушивание вьюги)

- Ощутили ли на себе холод?

- Найдите описание весеннего леса.

- Что изобразили наши художники?

Закройте глазки, я вам включу музыку П.И.Чайковского «Подснежники» и в своем воображении представьте, как они появляются из земли. (художники на доске прикрепляют елки и подснежники)

- Молодцы, художники! Вы тоже славно потрудились.

Физкультминутка «Перышко», «Собачке жарко»

8. Закрепление словарных слов.

- не гневайся - не сердись

- посох – длинная палка

- мачеха – неродная мать

- падчерица – неродная дочь

9. Выборочный пересказ.

- Как жилось ей в доли падчерицы.

- Зачем она пришла в лес?

- Разве такое бывает? Кто помог?

- Почему?

10. Выборочное чтение.

Найдите разговор месяцев

январь

июня

июля

ноября

февраля

11. Зарядка для глаз.

- для укрепления глазных мышц («Часики», «Солнышко»)

12. Выборочное чтение.

- Сегодня мы проделаем емкую кропотливую работу.

- Найдите место, как постарались месяцы для падчерицы.

апрель

январь

март

февраль

13. Просмотр отрывка из мультфильма.

 Ссора мачехи и дочки, разговор с месяцем.

- Что о них скажите? (злые, жадные)

14. Итог урока.

- Почему изменилась жизнь падчерицы.

- С каким цветком можно сравнить душу девушки. (с подснежником

- чистая

- нежная

- трудолюбивая)

- Я хочу, чтобы вы были такими же ( «Как аукнется, так и откликнится»)

А сейчас упражнения для внимательных.

Тесты.

Стебельки…

а) лохматые

б) земные

в) пушистые

лепестки …

а) прозрачные

б) белые

в) хрустальные

15. Домашнее задание.

Нарисовать кадры к сказке для диафильма.

Оформление доски.

 

Словарные слова

Зимний лес

Театральные слова

  1. не гневайся
  2. посох
  3. мачеха
  4. падчерица

        

афиша

гастроли

гримм

декорации

занавес

аплодисменты

режиссер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пьеса – драматургическое произведение С.Маршак «Сказка про козла»

Познакомить с произведением С. М аршака, рассказать, что такое пьеса, воспитывать бережное и чуткое отношение к страикам....

Иллюстрации к урокам чтения 3 класс С.Я.Маршак. "Сказка про козла"

Иллюстрация  к сказке "Сказка про козла".  С.Я.Маршака...

Урок литературного чтения в 4 «Б» классе по теме: Произведения С. Я. Маршака. Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»

Цель: Расширение знаний детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака. Знакомство со  сказкой – пьесой «Двенадцать месяцев»...

Конспект урока по литературному чтению: "С.Я.Маршак. Сказка 12 месяцев".

-способствовать формированию представлений о С.Я. Маршаке, как о писателе разностороннего дарования;-формировать интерес к творчеству С.Я. Маршака, его произведениям знакомым и незнакомым;-формировать...

Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Самуил маршак Сказка про козла"

Предмет: литературное чтениеТема урока: Самуил Маршак «Сказка про козла»Цели урока: познакомиться с сказкой Планируемые результаты:·        Предметные: формирова...

Инсценирование сказки-пьесы "12месяцев " С.Я.Маршака

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Дворец. Классная комната Королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта. На бархатной подушке сидит и пишет длинным золотым пером   четырнадцатилетняя   ...

Фотоотчет на тему : "Инсценирование сказки - пьесы "12 месяцев" С. Я. Маршака"

Сказка «Двенадцать месяцев» уже давно стала неотъемлемым новогодним атрибутом для многих семей. Но мало кто знает, в каких тяжёлых условиях во время войны писал эту знаменитую пьесу Самуил...