Пьеса – драматургическое произведение С.Маршак «Сказка про козла»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Познакомить с произведением С. М аршака, рассказать, что такое пьеса, воспитывать бережное и чуткое отношение к страикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kozel.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                              «Основная общеобразовательная школа № 6»

Пьеса – драматургическое произведение

С.Маршак «Сказка про козла».

Открытый урок по чтению в 3 а классе. Разработала и провела учитель начальных классов Кульбида С.П.

г. Старый Оскол

1. Запись на доске.

1кл

2кл

3кл

«Цирк шапито», «Дождь»

(стихи)

Три песни к сказке Д.Родари «Приключение Чиполино». «Сказка о глупости» (перевод).

«Сказка про козла» (закрепить слово пьеса).

  1. Что означает запись на доске?
  2. Кто написал все эти произведения? (С. Маршак.)
  3. Кому адресованы произведения С. Маршака? Почему вы так думаете?

(С.Маршак писал для детей. Его произведения понятны детям, легко запоминаются, интересны, поучительны, остроумны).

Уже много лет живут на свете ни за что не желающие стареть стихи, сказки С.Маршака. Сам он считал, что быть детским писателем труднее, чем писать для взрослых: «Ведь мы не кормили детей худшими продуктами, чем взрослых. Мы не зовем к ним менее опытных врачей».К.И. Чуковский видел в мире Самуиле Яковлевича пять Маршаков.

Маршак – детский поэт,

Маршак – драматург

Маршак – лирический поэт

Маршак – переводчик

Маршак – старик

  1. Посмотрите еще раз запись на доске. Какие слова подчеркнуты. Почему? (Это жанры, в которых работал писатель.)
  2. Какого Маршака знаете вы? (Маршака – поэта и сказочника переводчика.)

Вы немного повзрослели, и сейчас для вас давно знакомый С. Маршак открывается с новой стороны.

2.Мы с вами показывали сказки для детей нач. школе. Вы были артистами.

  1. Чем отличается сказка, прочитанная в книге, от той, что показывают артисты на сцене.

3.Ответы детей записывать на доске. А теперь ответьте на вопросы Насти?

- Прочитайте самостоятельно. Потом вслух, подчеркнутые карандашом три главных вопроса Насти найдите соответствующие ответы папы? 

Вопросы и задания после чтения.

  1. Прочитайте вопросы Насти и ответы папы.
  2. На какой вопрос Насти мы с вами искали ответ? (На второй: «А что это значит – как пьеса»? )
  3. Прочитайте наши ответы и сравните с ответами папы.
  4. Что же такое пьеса?
  5. Какие пьесы – сказки С. Маршака вспоминают Настя и папа?
  6. Какую мы будем читать?
  7. Запишем, в III классе мы будем читать пьесу – сказку С.Маршака «Сказка про козла».

- Прочитаем еще раз высказывание Чуковского.

  1. Какого Маршака узнали мы? (Маршака - драматурга).

4.Чтение «сказки про козла».

а) Работа до чтения.

  1. Какие вы читали сказки, где героем является коза или козел?
  2. Какими мы их видим в сказках?

  (В сказке «Лисица и козел». Козел доверчив, глуп, в сказке «Волк и семеро козлят». Коза заботливая мать, сумела перехитрить волка; в норвежской сказке «Коза – золотые рожки» коза на доброту и ласку отвечает добром).

  1. Каким окажется Козел в сказке С.Маршака?
  2. Рассмотрите иллюстрацию. На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы?

(Почему здесь столько волков, какие они: добрые или злые?)

  1. Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц? (Это пьеса - сказка)
  2. Найдите и другие признаки пьесы (есть ремарки, текст разделен на действия.)

Инсценировка первого действия.

а) прочитайте первое действие про себя и подумайте, как бы вы сыграли эти роли?

б) Вопросы после чтения: назовите действующих лиц первого действия.

  1. Какими вы представили бабу и деда?
  2. Почему козел стал им помогать?
  3. Что он умел делать?
  4. Что удивило бабу и деда? (умеет говорить и выполнять работу по дому.)
  5. Как дед и баба относятся к козлу?

в) Рассмотрите иллюстрации на с.37-40, озвучьте словами из сказки.

  1. Чем заканчивается первое действие?
  2. Как вы думаете, что ожидает козла в лесу? (встреча с волками.)

г)  Чтение второго действия по вызову учителя.

Вопросы и задания после чтения:

  1. Где происходило второе действие?
  2. Какими вы видели волков?  (голодными, злыми, трусливыми).
  3. Почему один козел мог побороть 7 волков.  (был отважен, силен, хитер.)
  4. Как дед и баба отнеслись к пропаже козла? Зачитайте соответствующие строки.
  5. Как эту грусть, горе должны показать артисты, исполняющие роли бабы и деда? Найдите соответствующие ремарки.
  6. Чем закончилось второе действие?

5. Работа с иллюстрациями с. 41 – 47.

  1. Какие моменты действия отраженны на этих иллюстрациях?  (нападение волков, поиски козла дедом и бабой.)
  2. Какие черты внешнего облика, характера героев, отмеченные автором, удалось изобразить  художнику.  (Волки тощие и слабые, козел решительный и готов биться до конца, старики задумчивы и несчастны.)
  3. Какие иллюстрации понравились больше других. Почему?

6. Чтение второго действия по ролям.

7. Работа над текстом после чтения.

а) работа с пословицами (зад.1 стр.29 тетрадь.)

1) Любишь есть калачи – не сиди на печи.

2) Старость – не радость.

3) Волков бояться – в лес не ходить.

4) Кто любит трудиться, тому без дело не сидится.

5) Вся семья вместе, так и душа на месте.

6) Как волка ни корми, он все в лес смотрит.

7) Конец – делу венец.

8) Испуганный зверь далеко бежит.

9) Как аукнется, так и откликнется.

10) У страха глаза велики.

  1. Выберите и обведите в кружок те пословицы, которые соответствуют сказке
  2. Какие пословицы вы обвели?

 Дома их запишите  в таком порядке, чтобы получился план из пословиц.

б) Проблемный вопрос.

  1. Чему учит эта сказка?
  2. Какие мысли скрыты между строк? (Надо уважать старость)

Ребята, заботятся о стариках можно и нужно в любом возрасте, а не ждать, пока вы вырастите и потом поможете, как мы с вами уже читали в произведении  Александра Яшина «Добрые дела» на уроке риторики.

8. Помните о наших любимых бабушках и дедушках, заботитесь о них, помогайте и всегда старайтесь найти минуточку, чтобы поблагодарить своих родных, чтобы позвонить или написать, пошлите весточку нашим родным, ведь им так нужна ваша поддержка. Напишите на частичках сердечка (поделка, вырезанная из картона) слова благодарности и подарите бабушкам и дедушкам (под музыку пишут слова благодарности). Почаще вспоминайте о них и дарите им радость. Ведь как гласит народная пословица «Корми деда на печи, сам будешь там».

(под песню старики вы мои, старики пишут слова благодарности).

 9. Итог урока.

  1. Понравилась ли вам «Сказка про козла»?
  2. Почему ее легко поставить на сцене?
  3. Чем сказка – пьеса отличается от обычной сказки?

10. Д/З

1. Перечитать сказку – пьесу, выполнить задание на с.61

2. Составить план из пословиц (задание 2, в тетради с.29).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С. Я. Маршак сказка – пьеса «12 месяцев».Литературное чтение.

Материал  этого урока универсален,подойдет как для чтения ,так и для внеклассного чтения  любой программы.   На уроке дети показывают  работу творческих групп: художников, акт...

Иллюстрации к урокам чтения 3 класс С.Я.Маршак. "Сказка про козла"

Иллюстрация  к сказке "Сказка про козла".  С.Я.Маршака...

Урок литературного чтения в 4 «Б» классе по теме: Произведения С. Я. Маршака. Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»

Цель: Расширение знаний детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака. Знакомство со  сказкой – пьесой «Двенадцать месяцев»...

Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Самуил маршак Сказка про козла"

Предмет: литературное чтениеТема урока: Самуил Маршак «Сказка про козла»Цели урока: познакомиться с сказкой Планируемые результаты:·        Предметные: формирова...

Социально значимый проект. С.Маршак "Сказка про козла" для учащихся 2Б класса

laquo;Ах, ах! Ох, ох, ох!Что-то нынче стал я плох,Слаб, ленив и нездоров.Чуть донёс вязанку дров.»...