Урок чтения и развития речи в школе V вида для детей с ТНР. Тема: «Скороговорка. Даниил Хармс «Иван Топорышкин».
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

 

Урок чтения и развития речи в

 школе Vвида для детей с ТНР.

Тема: «Скороговорка.  Даниил Хармс «Иван Топорышкин».

Учебник «Литературное чтение» Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова

 

Цели:

  • Выявить в тексте приметы скороговорки и небылицы на примере произведения Даниила Хармс «Иван Топорышкин».
  • Закрепить и развивать  представления о жанрах небылицы и скороговорки
  • Выявить основной прием создания небылицы (изменение расположения слов, их сочетания с другими словами)
  • Углубить  представления о культуре русского народа, его традициях, обычаях.
  • Развитие выразительной речи, памяти,  логического мышления, тренировка темпа чтения, сообразительности, фантазии, чувства юмора у детей с ТНР
  • Развитие представлений о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.
  • Воспитывать интерес к народному искусству.

Оборудование : надпись «Фольклор» , словарь Даля , рисунок  пуделя, солнышко «Устное народное творчество», лучики с жанрами:сказки, песни, загадки, потешки, пословицы, частушки, небылицы, памятки детям «Как выучить  скороговорку» учебник Грехнева, Корепова «Литературное чтение» 3 класс.

 

Ход урока:

I. Организационный момент

- Ребята, есть такая русская народная пословица: “Мир освещается солнцем, а человек знанием”. Как вы её понимаете? (ответы детей)
- Я желаю вам сегодня открыть для себя много нового и интересного.

II. Повторение

У- Мы живём в огромной стране, имя которой Россия. У каждого народа своя мудрость, другими словами свой фольклор. Русский народ славится своими талантами, традициями, творчеством.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

У- Ребята, а как смогли до нас дойти произведения русского народа, которые были написаны очень давно? (ответы детей)

У Народная мудрость и знание передавались через произведения устного народного творчества. Но сначала давайте вспомним, что же такое устное народное творчество ;Как по-другому называют  его?

Д- фольклор

У- Что означает устное?

Д-  Это значит, что эти произведения передавались из уст в уста, т.е. мама рассказывала детям, бабушка внукам своими словами. Каждый рассказывал по-своему, поэтому произведения постоянно изменялись.

У-  Что значит народное?
Д  Это значит, что сочинял не один какой-то человек, а народ.
У  Что такое творчество?
Д-  Творчество произошло от слова творить, т.е. создавать, делать.
У-  Давайте вспомним жанры устного народного творчества и обратимся  к нашему солнышку лучики с их названиями.

Д- (Сказки, песни, загадки, потешки, пословицы, частушки, небылицы) Слайд №2

-У- Молодцы! Посмотрите, как заулыбалось наше солнышко.
Сегодня на уроке вы познакомитесь ещё с одним жанром устного народного творчества.

Речевая минутка (см.  презентация слайды с1-9 )

III. Проверка домашнего задания

Прочитайте свои небылицы которые вы придумали

IV. Новый материал

  1. Первичное чтение учителем  произведения

Вопросы после прочтения:

 

У- Что показалось смешным в скороговорке Д. Хармса «Иван Топорышкин»?

У -- Кто такой Иван Топорышкин? Куда пошел Он? Как называют человека, который ходит на охоту? Д- Охотник

Слайд № 9

У- Кто такой пудель?

Д-  порода собаки

Слайд № 10

У - Что вы знаете об этой породе?

Д-  (комнатная собака, кудрявая)

Вывешивается рисунок пуделя

У- Прочитайте первое четверостишие или строфу.

У- Скажите, могло произойти на самом деле этот случай с охотником?

Д-(частично)

У- Как называют вымысел по другому?

Д-Вымысел, лживое сообщение, вранье, небылица

 

У- Прочитайте вторую строфу. Читает Саша

 

У - Сравните с первой строфой. Что автор изменил? Сравните каждую строчку. Стало ли забавнее?

У - Можно ли сказать что вторая строфа это небылица?

Д- (да)

У- Читаем третью строфу. Читает Оля

У- Сравниваем каждую строчку

Чем два последних четверостишия отличаются от первого?

Д-- Второе и третье получаются как «перепутывание» того, что есть в первом?

 У - Но уже в первом четверостишии есть забавные нелепицы . Бревно не может сразу провалиться  в болото и пудель не может утонуть, как топор, собаки умеют плавать

 

У- Можно ли назвать небылицей, нелепицей это стихотворение?

Почему тогда Хармс называет своё стихотворение скороговорка?

Вспомним что такое скороговорка ?

Д- Подготовленный ученик -Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка

Дополнительные сведения о скороговорке.

- Скороговорка - жанр устного народного творчества. Из каких двух слов состоит слово “скороговорка?”

Скороговорки учат чисто говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки".

Но, тем не менее, изначально скороговорки представляли из себя игру. Если б мы на машине времени вернулись бы в прошлое, в крестьянский дом, то что бы мы увидели? Представьте: зимний вечер, на улице метель, вся работа выполнена, чем заняться детям? А занимают они себя различными играми: это и загадки, и молчанки, и голосянки, и, конечно же, скороговорки

Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отражали различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий и др.

Впервые собрание скороговорок ( 49 текстов) было опубликовано В.И.Даль в “Пословицах русского народа”

Скороговорка – старинная забава, которая помогает развивать речь, содействует преодолению косноязычия. Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Интересна эволюция термина "скороговорка" в разных изданиях "Словаря русского языка" С.Ожегова. Если в издании 1978 года даётся следующее определение: "Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь", то уже в 1990 внесена важная поправка: "Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка

Слайд 12-13

 

Прочитайте статью в учебнике  с. 38

Прочитайте вслух еще раз скороговорку всю жужжащим чтением, и подумайте какой звук повторяется чаще других?

Д-  [П] Сочетания бр пр повторяются чаще

У- Признаки скороговорки есть?

У- А если бы я попросила выучить наизусть его?

Чтобы вызвало затруднения?

Д- (слова меняются местами)

 У- Сравните: Иван, как бревно провалился в болото и Иван ,провалился бревном на болото.

Сделайте вывод

 

Вывод: это и небылица и скороговорка

V. Закрепление пройденного

У- Давайте поучимся произносить скороговорки с. 50

Прочитайте  скороговорки на слайдах

Слайд 14

 

  1. Три сороки – тараторки
    Тараторили на горке.

2. Шесть мышат в шалаше шуршат)

У.  – Прочитаем эту скороговорку разным тоном:

  • Грустно
  • Испуганно
  • Удивлённо
  • Сердито
  • Радостно

 

Физминутка

Слайд № 15

 

 Чтение учителем стихотворения М.Матусовского.

У - Подумайте какая главная мысль произведения

Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку:
“На дворе растёт трава,
На траве лежат дрова” -

Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь!
“На дворе растут дрова,
На дровах лежит трава”.

До чего же всё занятно,
До чего же непонятно!
Все четырнадцать ребят
Быстро не про
быстро гово-
быстро не
проговорят.
Только я одна умею.
Не сбиваюсь, не робею:
“Жил колпак под колпаком,
С колпачихой был знаком!

Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку.

У- Какая главная мысль этого стихотворения?

Д- (скороговорку прочитать с первого раза очень трудно)

 Правила чтения скороговорки.

- Почему скороговорку нелегко произнести с первого раза?

-Д - …авторы так подбирали слова, что рядом оказывались звуки, которые нелегко произнести, или стояли по соседству очень похожие слова)

- В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения. Давайте выясним, как же научиться читать скороговорки.
- Какой первый шаг к правильному чтению скороговорки?

Чтение памятки  слайд № 16

1. Прочитай скороговорку медленно и по слогам.

2. Подумай, о чём говориться в скороговорке.

3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный много раз повторяется?

4. Прочитай ещё раз медленно и плавно.

5. Проговори скороговорку медленно вслух наизусть.

6. Читай быстрее и представь то, что читаешь.

 

 Чтение скороговорки по составленному плану. С 51

У. Саши в каше сыворотка из-под простокваши

У. О чем говориться в скороговорке?

Что такое простокваша? Сыворотка? слайд № 17

Д.  Лишенная жиров и белков Жидкость, получающаяся при образовании из молока простокваши и творога, при свертывании молока и при сбивании масла.

У. Какие звуки повторяются чаще других?

У Прочитай плавно .

 

VI. Итог урока.

- Прочитайте скороговорку.  слайд 18

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

- Что это?
- Как вы понимаете эту скороговорку?

Д. (Скороговорок очень много.)
- Скороговорки бывают народные и авторские, как и сказки.

2. Обобщение.

- Для чего же нужно читать скороговорки?
- Скороговорка - веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Домашнее заданиеслайд № 19

  1. Повторить правила чтения скороговорки.
  2. Выучить скороговорки все . Нарисовать рисунок к любой из них/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt628 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме Барков "Пожарник Карл"

Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема урока Барков "Пожарник Карл". Это разработка второго урока по этой теме. На уроке используются разные виды чтен...

Урок чтения и развития речи во 2 классе, для детей, обучающихся по программе VIII вида, по теме: Т.Шарыгина «Вкусный урок».

Тема: Т.Шарыгина «Вкусный урок»Задачи : ·         Совершенствовать навык правильного, сознательного чтения на основе упражнений в чтении слоговых таблиц и...

Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы на тему "Н.Некрасов. дедушка Мазай и зайцы"

Тема: «Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"Цель: -учить воспринимать содержание поэтического произведения.Образовательные задачи:-Познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и...

Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.

Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе школа 8 вида Тема урока: Л. Толстой «Филипок»

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  4 «Б» классеТема урока: Л. Толстой «Филипок»  Учитель начальных класс...

"Коррекционно–развивающие технологии на уроках чтения и развития речи в школах для глухих детей с учётом новых образовательных стандартов"

В статье говорится об использовании коррекционно-развивающих технологий на уроках чтения и развития речи. Авторы: Н.В. Мирошниченко, Н.В. Мишина, Н.Е. Граш...