Система работы по изучению мифологических героев как носителей черт характера русского народа
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Ппредставленная система работы применяется на уроках курса "Народная культура", но может быть применён и на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sitema_raboty_po_izucheniyu_mifologicheskih_geroev.docx35.04 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

Система работы по изучению мифологических героев как носителей черт характера русского народа

Фликова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 97»,

г.Новокузнецк

Добрый день, уважаемые гости, коллеги. Рада вас приветствовать в стенах нашей школы. Благодарна вам за проявленный интерес к заявленной мной теме.

Мне эта тема представляется актуальной и интересной. Коротко объясню  - почему.

Когда меняются идеалы, разрушается старый уклад, привычный образ жизни, меняются стереотипы мышления, то это шок, стресс. Нужно время, чтобы прийти в себя и оправиться. Древнекитайское проклятие звучало примерно так: "Чтобы тебе жить в век перемен". Россия переживает именно это время. Переходный период, когда старые идеалы разрушены - образуется духовная пустота. Нужна новая идея, толчок к дальнейшему развитию, духовному возрождению. Отсюда снова большой интерес у русских людей вызывает своя древняя история и национальная культура.

 Многие педагоги, ученые говорят о том, что духовно-нравственные традиции русского народа необходимы к изучению в современной школе.

Культура - выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Учебный процесс в нашей школе строится на включении в учебный план предмета «Народная культура» как отдельного самостоятельного предмета со второго по четвёртый класс по разделам: «Народный календарь», «Семейные традиции», «Родная старина».  

Принципы его универсальны и позволяют раскрыть, как интересна и многообразна может быть жизнь в нашем многонациональном Отечестве, если знаешь и любишь родную культуру, уважаешь и понимаешь культуру своих соотечественников. Основной целью курса является освоение детьми нравственных и этических норм народа.

На мой взгляд, самой интересной получилась программа для 4 класса. Под общим названием «Родная старина» объединены такие тематические блоки, как «Мифология древних славян», «Язык сказок», «Труд людей в старину».

 Изучение сказок и мифов древних славян помогает раскрыть перед школьниками основные исторически сложившиеся черты характера русского национального самосознания, воспитывать у учащихся чувство национального достоинства, без которого невозможно сформировать сознание личности, любовь к Отечеству. В русской культурной традиции, народных сказках красной строкой проходит идея духовно-нравственного воспитания человека. Например - "баба-яга", в русских сказках бывает в зависимости от различных ситуаций и добрая, и злая. Тем, кто приходит к ней она как бы испытывает на чистоту души. Кощея Бессмертного - можно характеризовать как испытание жадностью (деньгами). Змей Горыныч - испытание огнем, мечом, страхом (сумеет ли человек преодолеть себя, не сломается ли под ударом различных обстоятельств). Изучение древнерусского фольклора, сказаний позволяет приобщиться к духовно-нравственным традициям русского народа. Герои сказок, мифов, былин несут в себе огромный нравственный потенциал, раскрыть который – и есть главная задача, стоящая перед учителем.

Условно всех мифологических героев можно разделить на следующие основные группы: сказочные герои, мифические существа, к которым относятся и низшие существа, и языческие боги,  и ещё одна группа -  былинные богатыри.

Среди мифологических существ особо останавливаемся на Домовом, Русалках, Лешем, а также древнеславянские языческие боги – Перун, Даждьбог, Сварог и др.

Среди сказочных героев интересными, яркими образами являются – Баба-яга, Кощей Бессмертный, Иван-Царевич, Василиса Премудрая.

Изучая былинных богатырей, особо характеризуем Илью Муромца, Алёшу Поповича, Добрыню Никитича.

Система изучения мифологических героев состоит в следующих этапах:

  1. Работа над загадками.

Летит огненная стрела, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица (молния)

  1. Рассказ об олицетворении этой стихии мифологическим существом – в данном случае – славянский бог Перун. В переводе на современный язык имя Перун означает – тот, кто сильно бьёт, разящий. Перун был главнейшим богом древних славян. Его считали главнейшим защитником правды.  Отсюда выяснение основной черты характера, к формированию которой необходимо стремиться, - честность, правдолюбие, чтобы не попасть под разящие стрелы Перуна.
  2. Завершением осмысления характера  персонажа может быть рисование этого героя по представлению, защита рисунка с краткой характеристикой героя, сочинение сказки про него. Такая работа позволяет  перенести черты характера героя на себя, ощутить влияние его характера, сделать соответствующие выводы.

Лешие, домовые, русалки, шишиморы и кикиморы и др. – это так называемые берегини. Они оберегали человека повсюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скот, скотные дворы, детей, пели им колыбельные песни, рассказывали сказки, навевали сны.  

Так, например, Домовой, который устраивался жить в подполье, под печью, - представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств.

 Чтобы быть с домовым в мире и согласии, необходимо воспитывать такие черты характера, как трудолюбие, аккуратность, домовитость во всём широком смысле этого слова.

Игра «Домовой» раскрывает секрет, что этот персонаж поможет хозяину следить за домом, если по-доброму к нему относиться, как к члену своей семьи.

Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок.  Определить, какой урок преподносит та или иная сказка, поможет работа над образами главных героев. Главное настроить детей на слушание сказки. Как правило, мы имитируем  зимние или осенние посиделки далёкой старины, когда урожай собран, настают долгие длинные вечера, народ собирается в большой избе, где жарко топится печь, потрескивает лучина ( у нас  - это свеча), сказитель( учитель) начинает своё повествование: В некотором царстве, в тридевятом государстве…

Среди сказочных персонажей примером поведения, несомненно, являются Иван-Царевич  и Василиса Премудрая. Характеристика этих героев даётся на основе обсуждения, анализа множества сказок.

 Такая обстановка помогает лучше проникнуть в тайны сказки, дети, зачарованные атрибутикой, забывают, что идёт урок, легче вступают в обсуждение героев.

Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях: положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.

Иван отправляется в долгий путь,  имея минимум неприкосновенного запаса - краюху хлеба. Сможет ли он заработать, поесть или же умрет с голода? Он не знает. Да и где в темном, дремучем бору, например, найти себе еду? Но он отдает последнее более слабому, не думая о себе. И за широту души, открытость, доброту - имеет свой "летучий корабль".

Другой Иван-царевич - отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда - убит.

         Вывод  о причинах успеха главного героя формулируется в перечислении  его личностных  качеств: покорное послушание родителям и старейшим, неустрашимость,  и какая-то добродушная кротость, не лишенная иногда некоторой хитрости, скрывающейся, по народному воззрению, под мнимою дурью и простотой, — вот отличительные черты нашего героя.

Следующий шаг после выявления черт характера героя – типичного представителя русского народа – присвоение этих качеств. В этом поможет приём драматизации – когда разыгрываются эпизоды из сказки, а также сочинение и представление своих сюжетов встречи Ивана-царевича с врагом, преодоление различных препятствий. На некоторое время класс живёт в сказке, лица детей светлеют, глаза горят, и впрямь им любое задание по плечу.

Аналогично строится работа по характеристике главного женского образа – Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Главная женская роль наших сказок разделяется на два типа,

Первый тип наших русских героинь — смелая и храбрая наездница царь-девица, или девица-вольница; большею частью знакомимся мы с нею под белым шатром, раскинутым посреди чистого поля; замуж идет она только за того, кто побьет и победит ее. Таковы: Марья Марьишна, Василиса Премудрая и Анастасья Королевишна, жена Дуная Ивановича.

Ко второму типу принадлежат несчастные пленницы подземных царей, жертвы, приносимые водяным змеям, падчерицы, вытесняемые из родного дома клеветою и обманом злой мачехи-колдуньи, наконец, и царские дочери, которые содержатся за крепкими замками, в высоких теремах, строгими родителями, самовластно располагающими их будущностию.

В каждой из них воплощён образ матери со всеми присущими ей чертами: доброта, ласка, заботливость, хранительница очага, кроме того, им свойственен какой-то оттенок колдовства, обращающий самих героинь в прямые чародейки.  

Но наиболее интересной, на мой взгляд, является работа по выявлению особенностей характера  героини многих сказок  отгадайте, кто это?

                                       «Что за странная старушка

                                       Живёт в лесной избушке,  

                                        На ступе летает,

                                        Всех детей пугает».

Баба-Яга – персонаж  неоднозначный, таящий  в себе много тайн и загадок.

Такому уроку предшествует подготовительная работа: дети перечитывают сказки с этой героиней и пытаются ответить на вопрос «Какая Баба Яга?». Если в начале урока такой вопрос предполагает, казалось бы, очевидный ответ, то к концу урока ответы не такие уж однозначные.

Основные этапы работы:

  1. Беседа.

-   Где  живёт баба-яга?( дети читают отрывки из сказок)

- Где стоит избушка на курьих ножках? ( в лесу – он дремучий, тёмный, таинственный.

Слово учителя.

В древности лес считался «иным» царством, куда уходили души предков.  Избушка Бабы-Яги изображается стоящей то в чаще леса(центре иного мира), то на опушке, но вход в неё  - со стороны леса, т.е. из мира смерти. А баба-яга в её избушке на курьих ножках живёт на границе между миром потомков и миром предков и принадлежит сразу двум мирам – миру живых и миру мёртвых.

-   Каков её домик? Чем он необычен? (примеры из текста)

Часто избушка окружена частоколом из человеческих костей, черепов,  а вместо засова у неё – человеческая нога, вместо запоров – руки, а вместо замка – рот с острыми зубами. Всё это тоже указывает на принадлежность её к  иному миру - миру мёртвых.  Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека.

-   Как попасть в домик бабы-яги?

Избушка стоит на какой-то невидимой грани, через которую герой никак не может перешагнуть. Попасть в иное царство можно только через избушку, а для этого её надо повернуть. Войти в неё можно, только если знаешь заветные слова или если «маслицем подмажешь».

-   Как выглядит Баба - Яга в сказках? Подтвердите примерами  из текста.

- Как передвигается баба-яга? Почему?

Костяная нога бабы-яги тоже указывает на связь её с миром мёртвых. Из-за костяной ноги баба-яга никогда не ходит: она летает в ступе или лежит как мёртвая.

-   Кто ей помогает?

Яга – хозяйка зверей, причём, чаще всего лесных. Она имеет над ними неограниченную власть. Иногда ей подчиняются и ветры.

-   Как она встречает гостей?  (примеры из текста)

О прибытии человека она узнаёт по запаху – человеческому запаху, который неприятен мёртвым.

-   Как ведут себя герои, попав в избушку?  (примеры из текста)

Так герой отправляется в иной мир, то он должен к нему приобщиться. Для этого как правило он просит бабу-ягу накормить его и в бане попарить.  Требуя еды. Герой показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на неё, что он «настоящий». Отведав пищи мёртвых, он способен пройти в иное царство.

 Именно предки, по представлению древних людей, владели волшебными способностями, которые необходимы потомкам, чтобы достичь желанной цели.

-   Какая она злая или добрая? Приведите примеры.

Баба-Яга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но иногда помогает положительным героям.

Баба-яга  охраняет вход в  царство мёртвых. А героям задаёт разные задачи, чтобы пропустить их дальше. И если герой справляется. То она помогает ему следовать дальше, награждая его волшебными предметами, волшебной силой или знаниями, т.е. одаривает его. Поэтому в таких сказках яга-дарительница.

В других сказках она похищает детей, хочет их изжарить, съесть,  но дети чаще всего спасаются чудесным образом. В этих сказках – Яга –похитительница.

  1.  Работа с текстом ( в тетради)

В русских сказках есть несколько типов Яги: Яга-дарительница, к ней приходит герой, она его выспрашивает и герой получает от Яги богатые дары; другой тип - Яга – похитительница, она похищает детей, пытается изжарить, после чего следует бегство и спасение; третий тип - Яга – воительница, она прилетает к героям в избушку и сражается с ними.

Яга связана с царством мёртвых. Постоянное место жительства у Яги - лес, где обязательно оказывается герой, и там начинаются его приключения.

В лесу стоит избушка на курьих ножках. Избушка стоит на какой-то видимой или невидимой грани, через которую герой никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через эту избушку. Для этого её надо повернуть, так как избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой - к царству доступному Ивану. Эта избушка - сторожевая застава. За черту он попадёт не раньше, чем будет, подвергнут допросу и испытанию. Яга поставлена стеречь эту границу, охраняет вход в царство смерти.

3. Слово сказителя о Бабе-Яге.

  1. Игра «Баба-Яга».
  2.  Просмотр отрывка из мультфильма «Ивашко и Баба-Яга».

- Определить роль Бабы-Яги.

  1. Обобщение.

-   Какая Яга бывает в сказках? (типы Яги)

  1. Баба-Яга – первоначально – положительный персонаж  древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного уклада, его обычаев и традиций, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. Но по мере распространения христианства на Руси Бабе-яге, как и другим богам языческого мировоззрения, всё в большей мере приписываются отрицательные черты и намерения. Из берегини она трансформировалась в гнусную зловредную старуху, которая пытается съесть сказочных героев. Но несмотря на всё её коварство, она так никого и не съедает, т.е. остаётся влияние прежних представлений о Бабе-берегине, черты характера которой и определяются её основным предназначением – Берегиня.

Аналогично строится работа и по изучению былинных богатырей.

  1. Предварительное прочтение былин с целью акцентирования внимания на чертах характера былинных богатырей.
  1. Как правило, на таких уроках используется приём театрализации: приходит сказитель-былинщик, который помогает мысленно перенестись в другую реальность. Сказители исполняют отрывки из былинных  песен, загадывают загадки, ведут беседу с классом.

Подготовленные дети разыгрывают миниатюры, например…

  1. Я – крестьянский сын, старый казак из города Мурома, села Карачарова. С младых лет я не мог ходить, пока меня странники-калики на ноги не поставили. Илья Муромец. 

Я – гусляр и хороший игрок из Рязани. С двенадцати годов не было мне равных в поединке кулачном. Добрыня Никитич.

Я – богатырь из города Ростова, сын попа Леонтия Ростовского, победил Тугарина Змеевича. Алёша Попович.

  1. На уроке детям предлагается памятка. Которая поможет акцентировать внимание на главном. Памятка в себя включает, например, такие вопросы.

  1. Выясни, что общего в характере каждого из богатырей.
  2. Чем необычен каждый из них?
  3. Кем являются богатыри для русского народа?
  4. Заполни таблицу.

Имя героя.

Подвиги героя,

его черты характера.

Таблица заполняется на основе выборочного чтения – дети читают отрывок былины и называют качество, которое проявляет богатырь в данном эпизоде. Затем даётся задание:

Зачитайте качества, которые повторяются у каждого богатыря.

( могучий, смелый, ловкий, находчивый, любит родину)

могли ли быть эти качества у простого русского народа?

Кто догадался, кто скрывается под обликом этих богатырей?( русский народ)

Сделать свой вывод помогает приём дополнения начатого предложения, например…

  1. Выбери фразу, которая продолжит тему урока, или предложи свою.

Былинные богатыри – это…

  1. Воплощение черт характера русского народа.
  2. Собирательный образ русского народа.
  3. Сказочные персонажи, которые учат любить свою родину.
  4.      

  1. Учитель обобщает ответы учащихся:

Слово учителя                   Большинство былин посвящено сражению богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идёт навстречу страшной опасности и всегда побеждает. Эти богатыри – плоть от плоти, кость от кости народной: в их необыкновенных обликах чувствуется биение сердца народного. В них перед нашим взором восстаёт дух русского народа, верящего в свободу Земли Русской, могучего своей самобытностью. Этому народу всё по плечу, нет ничего непосильного. Народ – вот кто был подлинным героем и воителем за русскую землю, образ которого воплощён в русских богатырях.

.

  1.      Ещё немаловажным этапом работы является      Работа по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»                              Былинным героям посвящены не только литературные произведения, но полотна художников.

Перед вами репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Сколько их? Почему?

( Васнецов любил писать картины на сказочные темы. Прежде чем написать эту картину, он тщательно изучал былины, собирал материал о богатырях)

Глядя на картину, мы видим живую историю Древней Руси. Перед нами широкая степь. Тяжело гудит она под копытами могучих богатырских коней. Полдень. Приближается гроза. Жаркий ветер разметал косматые конские гривы, положил, примял седой ковыль. Богатыри вглядываются вдаль.

Каково выражение лиц богатырей?

Воинственны ли они? Хочется ли им воевать?( не хотят, но если враг нападёт, смогут дать достойный отпор)

Представьте себя на месте одного из них. О чём вы думаете, вглядываясь вдаль? Какие чувства испытываете?

Приём перевоплощения помогает почувствовать себя героем-богатырём, ощутить свою силу, стремление защищать родину. Такой эмоциональный подъём разбудит желание, как мне кажется, если не совершать подвиги, так хотя бы делать добрые дела.

Мифы и мифические персонажи просто захватывают детей, урок проходит в один миг. На других уроках( технологии, изо) ребята, зачарованные сюжетами мифов и их необычными героями,  создают творческие проекты, расширяя свои знания по этим темам, воодушевляясь на раскрытие новых тем.

С каждым годом всё заметнее меняется наша жизнь. Происходит переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит, и детьми. Всё реже родители обращаются к русским народным сказкам, а чаще к современным, с космическими войнами и чудовищными монстрами. Мы же на наших уроках не только знакомим детей со сказками русского народа (причём сказками, которые не включены в учебники по литературному чтению), но и раскрываем их символику, то, о чём не прочтёшь в самой сказке.   На сказки и их героев дети смотрят с нового угла зрения; ребята учатся по-новому объяснять поступки героев, понимают о трудностях пути героя, о Коварстве и Зле, которые встречаются ему на пути. Изучение  сказок позволяет не только постичь традиции русского народа, его национальные черты характера, как например, сердолюбие, гостеприимство, хлебосольство и другие, но и разбудить, раскрыть сердце ребёнка.

Интерес детей к традициям и обычаям своего народа, героическим событиям прошлого своей Родины закономерен, но его надо развивать и закреплять.

Я надеюсь, что мои наработки в этом направлении окажутся теми подсказками, которые помогут  и вам, уважаемые гости, сделать эту работу не только нужной, правильной, но и интересной, увлекательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по теме: « Черты характера человека на примерах сказочных героев»

Урок чтения по теме: « Черты характера человека на примерах сказочных героев»2 классЦели и задачи урока:Цель: Научить различать положительные и отрицательные черты характера человека на примерах сказо...

Классный час "Хорошие и плохие черты характера".

Занятие -практикум для учащихся начальной школы.  Деятельность учащихся: тестирование, анкетирование, игра....

Обобщение и распрастранение опыта работы по теме "Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"

Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Систем...

Обобщение опыта по теме «Система работы по изучению и пропаганде ПДД в МБОУ «Гимназия №5»

Пособие предназначено организаторам внеклассной и внешкольной работы, руководителям отрядов ЮИД, педагогам – дополнительного образования,  учителям начальной школы, студентам педагогических...

Методические разработки занятий по темам: "Морально-нравственные черты характера"

В методических разработках представлены план-конспекты занятий для учащихся начальной школы....

Презентация к научно-исследовательской работе: "Анализ основных черт характера сказок о животных Югорских народов".

Объект исследования: сказки о животных народов ханты и манси.Предмет исследования:  отличительные черты характера героев сказок о животных.Гипотеза исследования: главные герои сказок о животных х...