Тема: Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Акцентное вычитывание текста.
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

Урок литературного чтения в 4-м классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, программа Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской – ставит целью учить младших школьников бегло, сознательно и правильно читать, работать с книгой, а также расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_liter_chten_4_klass.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературное чтение.

Тема: Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».                                                         Акцентное вычитывание текста.

Цели:

  1. Учить бегло, сознательно и правильно читать, работать с книгой;
  2. Развивать умение  работать в группе;
  3. Воспитывать умение сопереживать, сочувствовать другим.

Задачи:

  1. Расширить  знания детей о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена;
  2. Учить детей использовать в своих рассказах презентации, пользоваться средствами ИКТ;
  3. Учить определять тип рассказчика, его настроение в произведении;
  4. Содействовать формированию учебно-организационных умений и навыков младших школьников;
  5. Развивать речь, память, мышление;
  6. Развивать фантазию, творческое воображение детей;
  7. Воспитывать культуру поведения детей на уроке;
  8. Воспитывать читательский интерес.

Оборудование: учебник Литературное чтение 4 класс Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской, книги Г.Х.Андерсена, рисунки детей, мультфильм «Гадкий утенок», карточки отношений, ноутбук, проектор, магниты, доска, карточки с вопросами.

этапы

содержание

примечание

I. Орг.

момент

II. Объявление темы урока

III.

Презентация о творчестве писателя

IV. Выставка книг

V. Проверка домашнего чтения

VI.акцентное вычитывание 1 части текста

Составление диафильма

VII. физкульт

минутка

VIII. Просмотр отрывка из мультфильма

IX. Итог.

X. Рефлексия

XI. Домашнее задание.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем.

- Дома вы прочитали сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Сегодня наш урок будет посвящен великому датскому писателю Гансу Христиану Андерсену. Я уверена, что вы все знакомы с ним и его сказками с раннего детства.

- А подробнее вам сегодня расскажет о творчестве писателя первая группа ребят, которая подготовила презентацию о писателе.

- Действительно, Г.Х.Андерсен начал сочинять свои стихи еще в детстве. Он любил рассказывать увлекательные истории. За свою жизнь он написал много разных сказок.

- Ребята из второй группы подготовили к сегодняшнему уроку выставку его книг.

- Сегодня мы поработаем с вами  со сказкой «Гадкий утенок».

- Вы дома читали эту сказку. Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали.

- Каждая группа получит по карточке с вопросами, на которые нужно будет ответить затем проведем взаимопроверку, используя карточки отношений  +,-,?

1. Кто является рассказчиком в произведении? (РП с плавающей  точкой зрения)

2. Почему мама-утка не мешала разглядывать детям зеленые листья лопуха? (Зеленый цвет был полезен для глаз).

3. Как отнеслись к гадкому утенку на птичьем дворе? («клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки, и куры»).

4. Петух считал себя важной особой? (Потому что он родился со шпорами).

- А теперь проверим, как вы ответили на вопросы. Сначала отвечает первая группа на первый вопрос. А остальные, чтобы подтвердить, правильный ответ или нет, используйте карточки отношений.

- Ребята, вспомните, что означает РП с п.т.з.? Как это понять? Что такое п.т.з.?

- Хорошо, молодцы! Начинаем работать над акцентным вычитыванием сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» в переводе с датского А.Ганзен.

- Вы подготовили к уроку рисунки, как вы думаете для чего? (составлять диафильм).

- В течении урока мы с вами будем составлять диафильм по сказке.

- Многие из вас, наверное, уже знают эту сказку с детства. Но вы уже не раз  убеждались, что возвращаясь в известному тексту, читатель открывает в нем для себя что-то новое.

- Сегодня мы будем работать с первой частью этой сказки. У Андерсена нет деления на части, но в учебнике текст поделен на части, чтобы вам было  удобнее читать.

 - Прочитайте первый абзац. О чем сообщает нам рассказчик- повествователь? Как оценивает ситуацию? («Хорошо было за городом»).

- Какой рисунок можно вывесить первым для составления диафильма?

- Тот, кто правильно ответил на поставленный вопрос, пойдет вывешивать рисунок к диафильму.

- Какое настроение у РП?(он восхищается. В природе все прекрасно.)

- Почему вы так считаете?

Что мы можем ждать от сказки с таким прекрасным началом? (читатель ожидает веселую интересную историю).

- Но увы, до самого конца ничего веселого не будет. Утенку долго будет плохо.

- Итак, мама-утка сидела на яйцах, «сидела она уже давно и ей порядком надоело это сидение». Почему «надоело»? (Ей скучно.)

-Что было дальше? (вылупились птенцы).

- Каким был следующий день? (в природе опять все хорошо.)

- Найдите это в тексте.

- Все утята , в том числе и некрасивый птенец, «поплыли так, что любо». Все хорошо «ведь некрасивый серый утенок не отставал от других».

- Скоро добрались они до птичьего двора. И что же? На что прежде всего обращает внимание читателя рассказчик?  (На птичьем дворе драка. Две семьи дрались из-за одной угриной головки. И в конце концов, она досталась кошке.)

- О каком отношении рассказчика к обитателям птичьего двора это говорит?   (Рассказчику смешно.)

-Как к обитателям птичьего двора относится утка? Согласен ли с ее отношением рассказчик? (Утка восхищается знатной уткой испанской породы. А знатность заключается в том, что у нее на лапке красный лоскуток и она «такая жирная». Рассказчик так не думает. Человеку смешно.)

- А вот обрадовались ли появлению утят на дворе, об этом мы поговорим позже, а сейчас немного отдохнем.

- Молодцы! Продолжаем работать.

- Как отнеслись обитатели птичьего двора к появлению утят?  («еще целая орава». Особенно им не понравился огромный птенец).

- Как отнеслись к гадкому утенку обитатели птичьего двора? (Его толкали, клевали).

- Что же чувствовал сам утенок? (Он не знал, что делать).

- Это чувствует сам утенок. Но кто это говорит? Он сам? Чьими устами сказаны эти слова? (Эти слова сказаны РП, а думает так утенок. Это п.т.з. Она «переплывает» от рассказчика к утенку).

- Вспомните, какое сердце, по словам утки, было у утенка? (Доброе).

- За что его обижали обитатели? (Он  был не похож на них).

- Всегда ли так поступают птицы? (По-разному: могут заклевать, а могут и помочь).

- А люди? (Люди тоже бывают разные).

Как рассказчик-повествователь относится к утенку? (Ему жалко утенка: «бедный» утенок, «бедняжка».)

- что произошло с утенком дальше? (Он уходит со двора).

- Молодцы! Сейчас мы с вами читали  художественный текст. Кто этот текст написал? (писатель).

- Еще мы с вами составили свой диафильм.

-  А еще я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Гадкий утенок».

- Как называют человека, который создает фильмы и мультфильмы? (Режиссер).

- А для чего нам нужно еще и мультфильм посмотреть? (сравнить видение автора, режиссера и наше).

- А теперь давайте сравним художественный текст и работу режиссера. Искажается ли смысл произведения?

- Почему эти фрагменты получились разные? (У всех свое видение).

- Для чего мы с вами составляли диафильм?

Ребята, подумайте, а где мы можем применить наш диафильм? (н-р, отправить на конкурс «Портфолио»). Но диафильм у нас с вами еще не до делан. Чего еще не хватает? (названия и строчек к кадрам).

-у меня есть текст к кадрам диафильма. Сейчас я каждой группе дам по три строчки, а вы определите, к какому кадру они подходят.

- Теперь эту работу можно смело отправить на участие в Фестивале «Портфолио».

- Как вы думаете чему может научить эта сказка?

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

 

- Домашнее задание: читать 2 часть сказки.

Приветствие гостей

Выступление учеников с презентацией

Показ выставки книг

Ребята в группах отвечают на вопросы и проверяют правильность ответов с помощью карточек отношений

Ребята отвечают на вопросы

Вывешивание рисунка для составления диафильма

Дети отвечают на вопросы учителя

Вывешивают рисунки  к диафильму

Вывешивают рисунок к диафильму

Вывешивают рисунок к диафильму

Рисунок с изображением испанской утки

Физкульт минутка по презентации для глаз

Вывешивают рисунок к диафильму

Вывешивают рисунок к диафильму

Показ мультфильма по телевизору.

Учитель задает вопросы, дети отвечают и подводят итог урока.

Ребята в группах распределяют текст к кадрам диафильма.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок"

Презентация к уроку чтения...

Тест по литературному чтению, 3 класс. Г.Х.Андерсен, "Гадкий утенок".

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»

Создать условия для ознакомления с творчеством Г.-Х. Андерсена и сказкой «Гадкий утенок»; способствовать расширению читательского кругозора, развитию памяти, мышления, формированию навыков...

Г.К. Андерсен "Гадкий утенок" - тест по содержанию

Тест направлен на оценку понимания прочитанного...

Из опыта работы по теме «Г.Х.Андерсен. Гадкий утенок» на уроке литературного чтения в 3 классе по программе «Школа России»

Приступив к знакомству со сказкой «Гадкий утенок» из  раздела «Зарубежная литература» по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого столкнулась с тем, что многие дети уже знаю...

Технологическая карта урока литературного чтения "Г.Х. Андерсен. "Гадкий утенок"" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе изучения произведения Г.Х.  Андерсена «Гадкий утенок...