Урок грамоты в 1 классе по УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

На уроке проходит знакомство и изучение буквы Р, звуков [р],  [р,]-мягкий. Можно использовать данный урок по любому УМК, он универсальный. Дети знакомятся не только с новой буквой и звуком, но и со сказкой А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_gramoty_v_1_klasse.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок грамоты в 1 классе.

                                               

        Тема: Буквы Р,р, обозначающие звуки [р   ], [р’] .

        Цель: -  формировать навыки правильного, слогового, выразительного и    

                        сознательного чтения;

                  -  познакомить учащихся с новыми буквами, звуками;

                  -  способствовать развитию литературно-грамотной и связной  речи,      

                       внимания, мышления, памяти, фонематического слуха;

                    -  прививать интерес и любовь к чтению.

        Оборудование: иллюстративный материал, CD с записью «Сказки о    

                                     рыбаке и рыбке», раздаточный материал.

                                        Ход урока

        I Организационный момент. (2 мин)

 Учитель:    Ребята, тема нашего урока « Буква Р ».

                  Буква Р приглашает нас в увлекательный мир сказок.

                  Вы любите сказки?

                  Сегодня мы проверим, знаете ли вы сказки.

                  Сядем ровно и красиво, приготовимся к плаванию.

Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывёт, небес касаясь.

               ( появляется рисунок корабля с парусом в виде буквы Р)

       II  Актуализация знаний. (5 мин)

 Учитель: Итак, мы отправляемся по «морю-окияну» в сказку.

                Ребята, а чтобы буква Р указала нам путь, выполним её    

               задание.             

              Что это за сказка? Запомните все слова, в которых встречается                

              звук [Р] - твёрдый или [Р’] - мягкий.

        ( звучит аудиозапись отрывка сказки « О рыбаке и рыбке».)

 Учитель: Что же это за сказка?

               А кто написал эту сказку?

           ( на доску помещается портрет А.С.Пушкина.)

 Учитель: Какие слова со звуками [Р] [P’] вы запомнили?

               Ребята, наше плавание продолжается. Плавно помашем    

               руками, сделаем «волны».

    III Работа над новым материалом. (15 мин)

                          1. Работа по иллюстрации в учебнике (стр.69).

   Учитель: Ребята, посмотрите на букву Р. Какая она красивая. На что        

                 она похожа? Сегодня мы будем учиться читать слова и          

                 предложения с этой буквой. Рассмотрите иллюстрацию к  

                 сказке. Расскажите, что вы видите? Что волшебного было в

                 сказке « О рыбаке и рыбке» ?

                  Ребята, у Золотой рыбки для вас есть задания.

                          Задание 1.

                  Составить предложения по рисунку.

                          Задание 2:

                  Выполнить слого-звуковой анализ слова СТАРИК.

           ( дети получают листочки в виде рыбки со схемой слова)

 Учитель: Разделите слово на слоги.

                 Назовите первый слог, второй слог.

                 Какой слог ударный?

                 Произнесите слово, выделив ударный слог.

                 Какой первый звук мы слышим?

                 Охарактеризуйте его.

 Дети: С- согласный, глухой, твёрдый и  т. д.

 Учитель: Какие звуки может обозначать буква Р?

                 Молодцы! Выполнили все задания Золотой рыбки. За это она        

                 подскажет нам путь в следующую сказку.

Подсказка-загадка.

                               Мастер я колоть дрова,

                               Рыбок уважаю,

                               Хоть и дурья голова,

                               Печь меня катает.                      ( Емеля)

 Учитель: Что это за сказка?

 Дети: «По щучьему велению».

 Учитель: Емеля любил лежать на печи и отдыхать. Мы тоже отдохнём.

2. Артикуляционная разминка и дыхательная гимнастика.

  1. Свеча-1, 2.
  2. Щёчки.
  3. Хомячок.

 Учитель: Кто помогал Емеле выполнять работу?

               Давайте мы тоже поможем Емеле, выполним задание.

                                         3.Чтение слогов, слов и текста в учебнике «Азбука» (стр.69).

Учитель: Емеля благодарит вас за помощь.

IV. Закрепление изученного. (5 мин)

 Учитель: Ой, ребята, с нами случилась беда. Мы в плену.

                                                   Подсказка-загадка.

                                Я красив, силён, могуч,

                                Я грознее грозных туч

                                И умнее всех, нет слов,

                                Много у меня голов.               ( Змей-Горыныч)

 Учитель: Ребята, как же нам выбраться из плена? У Змея есть для нас    

               сложное задание.

                         1. Составление слов из слогов. 

                        Учитель: Змей-Горыныч спутал слоги. Соберите слоги, чтобы              

               получились слова.

              ( на доске слоги    ти, кар, та, Ри, на, а, стра)

Дети: картина, астра, Рита.

Учитель: А чтобы вернуться домой мы должны найти правильный путь.

              Наши глазки устали, выполним зарядку для глаз, чтобы              

              выполнить задание Змея – Горыныча без ошибок.

                             

2. Зарядка для глаз.

                                           Глазки зажмурили,

                                           быстро открыли

                                           и то же самое вновь повторили.

                                           Глазки подняли и опустили,

                                           и то же самое вновь повторили.

                                           Глазки направо и глазки налево,

                                           и тоже самое делаем смело.

                                           Быстро ладошки теперь разотрём,

                                           на глазки положим

                                           и тихо вздохнём.

          3. Работа в тетради.

  Учитель: Запишите слова в тетрадь письменными буквами, но будьте    

                внимательны, какое слово мы запишем с большой буквы?                        

                Почему?

        V Итог. (2 мин)

 Учитель: Ребята, вот мы и возвратились домой, но сказка ещё не    

               закончилась. Посмотрите, кто нас встречает на берегу.

                                       Подсказка-загадка.

                          А дорога далека,

                          А корзина нелегка,

                          Сесть бы на пенёк

                          Съесть бы пирожок.            ( «Маша и медведь).

 Учитель: Наше путешествие по сказкам завершено, но я думаю, сказка    

               навсегда останется с вами и вы полюбите не только слушать    

               сказки, но и читать их сами.

      VI Релаксация. (1 мин)

             - Какие задания вам запомнились и понравилось выполнять?

             - Какая буква сегодня путешествовала с нами?

             - Какой звук она обозначает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс ОС "Школа России"

Урок ОГ по теме: "Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Закрепление"...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс УМК "Школы России" по теме: " Согласные звуки [б], буквы Б,б ".

Конспект урока содержит хорошее мотивирующее начало урока, достаточное количество упражнений для развития артикуляционного аппарата, задан быстрый темп, подобраны интересные задания, которые позволяют...

Конспект интегрированного урока по обучению грамоте.1 класс.УМК Школа России

Закрепление изученных букв.Написание слов и предложений с изученными буквами.Буква Я....

Технологическая карта урока по обучению грамоте, 1 класс (УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема «Звуки [л], [л’], буква Л,л»

Технологическая карта урокапо обучению грамоте, (УМК  «Школа России», авторы  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)Тема: «Звуки [л], [л’], буква Л,л»...

Листы задания по ознакомлению со звуками и буквами на уроках по обучению грамоте 1 класс УМК «Школа России»

Эффективным инструментом, который отражает в себе все когнитивные процессы, будет являться лист – задание., благодаря которому каждый ребенок вовлечен в процесс обучения. С помощью таких листов ...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс УМК Школа России Тема: Заглавная буква З.

Цель: : учить писать заглавную букву З, слова и предложения с ней; развивать умения писать большую букву в именах людей, орфографическую зоркость, мышление.Планируемые результаты:Предме...