Е.И.Чарушин "Кабан"
методическая разработка по чтению на тему

Горбачева Эльмира Закировна

Методическая разработка. Произведение Е.И. Чарушина "Кабан". Презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Е. И. Чарушин «Кабан».

Цель: вызвать у детей интерес к книгам Е. И. Чарушина, развивать выразительность чтения, кругозор обучающихся, творческие способности детей, воспитывать бережное отношение к природе. Уважительное отношение к животным.

Оборудование: презентация  к произведению Е.И. Чарушина (слайд 1-фотография совы и речевая разминка, 2-фотография Е.И.Чарушина,3-выставка его книг,4-список животных из произведения,5,6-рисунки Е.И.Чарушина,7-фотографии оленей: марала и белохвостого оленя,8-фото ягуара,9-бурый и гималайский медведи,10-Африканский и Индийский слоны,11- волк,12-журавли,13-кабан,14-пословицы,15-карта Саратовской области,16 слайд- домашнее задание),музыкальные фрагменты.

        Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Речевая разминка.

Совята у  совушки

Умные головушки

На каждый  совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

Прочитать «жужжащим чтением» хором в половину силы голоса.

Прочитать с интонацией удивления.

Прочитать с вопросительной интонацией.

Что можете рассказать о совушках?

(Совы- это ночные птицы, день проводят в укрытии, питаются грызунами.)

3.Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке закончили знакомство с произведением М.Пришвина «Выскочка».

Какую домашнюю работу вы проделали? (пересказ, иллюстрация  отрывка,  синквейн)

4.Вступительное слово.

Сегодня на уроке мы прочитаем произведение о животных. Удивительную зелёную страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти, чешуе. Встречи там неожиданные. Голоса звучат неслыханные, а уж загадки - на каждом шагу. У нас есть всё для путешествия в эту страну.

Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы всё понять.

Спросите, где же эта страна? Она не за морями, не за горами, а рядом перед вами!  Откроем «Родину речи». Нам предстоит встретиться  с Евгением Ивановичем Чарушином. Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любит животных. И речь сейчас пойдёт о Евгении Ивановиче Чарушине. В доме у Чарушина водились кошки, собаки, хомяки, козлята. Мальчик любил выхаживать раненых уток, водил  дружбу с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей.

   Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса.

Звук [ р ] он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Все детские впечатленья помогали потом Евгению Ивановичу в его творчестве. Посмотрите на его книги, они о животных и уже знакомы вам.

5. Работа над новым материалом.

А сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением. Учебник стр. 96

Прочитайте название (« Кабан »)

- Что вы знаете об этих животных?  (Живут в лесу, питаются жёлудями)

-  Кабанов иначе можно называть дикими свиньями. Это дикое хищное  животное леса.

Давайте прочитаем рассказ.

6. Первичное восприятие текста.

Читают дети.

7. Первичный анализ произведения.

- С каким чувством автор описывает всё происходящее?

- Где происходят события (в Зоосаде).

- Объясните понятие «зоосад»

Зоосад это - научно просветительское учреждение, в котором  содержат в неволе в клетках, вольерах или полувольно на огороженных площадях диких животных; от зоопарка отличается меньшей территорией и менее обильной и разнообразной колесницей животных.

- С чем связано образование зоосада, в чём цель его создании (Демонстрация, изучение, сохранение и воспроизводство животных)

- Что вы видите положительного в создании  зоосада?

-А что отрицательного?

8.Физминутка.

Берегите эту Землю, эту воду, (дети разводят руки в стороны, наклоняются вниз)

Даже малую былиночку любя, (делают наклоны в стороны)

Берегите всех друзей внутри природы.(поворачиваясь друг к другу, обнимаются или жмут руки)

Убивайте лишь зверей внутри себя.

-Как начинается рассказ?

-Местоимение,  какого лица и числа использует автор?

-На кого указывает  местоимение 1-го лица?

9.Работа над содержанием.

Перечислите, каких животных описывает Е.И. Чарушин в своём рассказе.

Прочитайте слова, назовите орфограммы.

Автор этого рассказа был не только писателем,  но и художником-анималистом. Слово «анималист» означает - рисующих животных. Особенно он любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек. Рассмотрите репродукции его рисунков.

-А сейчас я предлагаю вам послушать музыкальный фрагмент и сказать, какого именно животного из перечисленных вы себе представляете?

Крупное животное с ветвистыми рогами, обитает в лесной зоне, травоядное. (Олень)

-Найдите описание оленя в тексте, прочитайте.

-Что показалось интересным в описании оленя. (Олени  ежегодно  сбрасывают рога, а весной вырастают  вновь. Насчитывается 11 видов и 20 подвидов оленей. Некоторые   из  них в  Красной книге МСОП).

-Узнайте следующего животного.

Крупная дикая кошка, на шерсти которой тёмные кольцеобразные пятна – на боках и спине, помогающие смешиваться с окружающей природой и близко подкрадываться к добыче. (Ягуар)

-Какие ещё особенности у ягуара?

Рассказывает обучающийся. Ягуар - хищное животное, длина тела до 2метров, хвост-75 см, масса-100кг. Ягуары ведут бродячий образ жизни, хорошо лазают. Плавают. Ягуар находится под угрозой исчезновения.

Прочитайте, чем занят ягуар.

10.Упражнение на дыхание.

Ягуар - дикая кошка, изобразим, поворачивая тело влево, резко выдыхаем воздух через нос, помогая руками, сгибая и разгибая их(то же вправо).

Прослушайте следующую музыкальную загадку.

Хищное животное. Шерсть, которого окрашена в чёрный. Бурый или белый цвет.

Прочитайте, чем занят медведь в зоосаде.

Послушайте муз. фрагмент, опишите, кого вы себе представляете.

Слоны-2 вида. Самые крупные млекопитающие наземные. Длина тела – 7,5 м, высота -;,5м, масса-7,5 тонн Африканский слон и Индийский слон относятся к отряду хоботовых, хобот для дыхания, обоняния, осязания, помогает при еде и питье.

А что рассказал Е.И. Чарушин о слоне? Найдите и прочитайте.

А про кого говорят - санитар леса, т.к. добычей для этих животных становятся слабые, увечные или больные животные.

Голодный волк способен съесть до 10 кг мяса в день.

Найдите и прочитайте о волке в рассказе.

11.Дыхательная гимнастика.

Положили руку на живот, набрали воздуха, выдыхаем , издаём звук ,подражая волку.

Прослушав  музыку, вы поняли, что сейчас появятся журавли.

Количество журавлей с каждым годом сокращается. Существует 15 видов журавлей. Эти птицы занесены в международную красную книгу, а для их защиты создан Международный  фонд охраны журавлей. Журавли внесены в Красную книгу и Саратовской области.

Прочитайте описание журавлей.

Какое животное представили, прослушав муз. Фрагмент. (Кабана)

Опишите это животное.

А как описал его автор? Найдите и зачитайте.

Да, прекрасны все животные зоосада, но что вдруг отвлекло внимание мальчика?

Прочитайте отрывок, где впервые описано появление кабанов.

А как Женя повёл себя при их появлении?

Прочитайте про себя и оцените поступок. Посмотрите на иллюстрацию в учебнике, какой момент изобразил художник? Какое качество ярко проявилось в поступке Жени? (Трусость.)

А как бы вы поступили на месте Жени?

Осуждать мы его не будем. Так кА в незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринимать все меры безопасности.

Вот такой случай из своей жизни рассказал вам Е.И. Чарушин.

12.Работа с пословицами.

Выберите ту пословицу, которая на ваш взгляд подходит к этому произведению.

Почему?

13. Рефлексия.

В Саратовской области тоже водятся некоторые из перечисленных в произведении виды животных

Кабаны  водятся в лесах Правобережья: Аркадакском, Базарно-Карабулакском, Вольском, Петровском, Хвалынском  районах. На границе Балаковского  и  Марксовского районов  расположен Алексеевский государственный заказник - где живут кабаны. А в Новоузенске, Александров-Гае обитают волки.

Вспомним. С рассказом, какого писателя мы познакомились?

О ком это произведение?

Какой фрагмент вам запомнился больше всего? Почему?

14.Домашнее задание.

С описанием многих животных мы сейчас познакомились, и я предлагаю вам на основе прочитанного произведения и иллюстраций животных написать по выбору - либо сочинение-описание любого из животных, либо сочинить синквейн.