Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Рабочая программа УМк Планета знаний 4 класс по литературному чтению с контрольно - измерительными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2012.docx65.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                        средняя общеобразовательная школа №1


 

РАССМОТРЕНО:                  на заседании ШМО        

______ /
А.В. Кириченко /

«___»__________2012 г.

СОГЛАСОВАНО:                 Зам. директора по УВР  

______    /
А.В. Пикова /

«___»_________2012 г.

УТВЕРЖДАЮ:                                Директор школы    

_____ /
Е.И. Тертыченко /

«___»__________2012 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по программе « Планета знаний»

литературное чтение

4а класс

Мудрова Наталия Викторовна


учитель начальных классов I категории

2012 - 2013 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, примерной программы  и на основе программы УМК «Планета знаний».

        Современному общество ставит перед школой задачу создание условий для формирования личности нравственной. Эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развивать его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

          Комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает большой объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

         Содержание литературного чтения определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально – чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

        В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объедены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно – эстетическими проблемами.

       Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

       Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

       Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдержать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

       В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский  писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше.

      На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психолого – педагогические и нравственно – эстетические задачи.

        В четвертом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащают знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

      Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Личный творческий опыт убеждает учащегося о необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

      Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения.

     Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью

     В учебниках четвертого класса отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

    Обсуждению произведений в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает  ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

 

 Основные задачи курса литературного чтения:

   - формирование потребности чтения художественной литературы;

   -  развитие навыков чтения вслух и про себя;

   - формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

   - освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в  художественный текст;

   - развитие устной и письменной речи;

   - формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;

   - развитие воображения, творческих способностей ребенка;

   - формирование нравственного сознания и чувства, способности оценить свои мысли, переживания, знания и поступки;

   - формирования коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

   - обогащение представлений ребенка об окружающем мире;

 

 

  1. СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

4 класс (68ч)

Мифы (4 ч)

Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.

Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».

Народные сказки (7 ч)

Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».

Былины (4 ч)

«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».

Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».

Авторские сказки (8 ч)

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».

Басни (3ч)

И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».

Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».

Слово о родной земле (5 ч)

Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».

О прошлом Родины (6 ч)

«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».

Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».

Прошла по земле война (4 ч)

А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».

О добре и красоте (9 ч)

А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».

Мир детства (13 ч)

Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».

Удивительные приключения (5 ч)

Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата
(месяц, четверть)

Раздел, тема

Часы

Формы контроля результата

I

четверть

Мифы

Народные сказки

Былины

4

7

3

Проверочное тестирование №1

II

четверть

Былины (продолжение)

Авторские сказки

Басни

Слово о родной земле

О прошлом Родины

1

8

3

5

1

Проверка уровня начитанности

III четверть

О прошлом Родины ( продолжение)

Прошла по земле война

О добре и красоте

Мир детства

5

4

9

2

Проверочное тестирование №2

IV четверть

IV четверть

Мир детства ( продолжение)

Удивительные приключения

11

5

Итоговое проверочное тестирование на умение работать с текстом.

Итого:   68 часов.

  1. Контроль знаний

Четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

Формы контроля

количество

Проверочное тестирование

1

0

1

1

3

Проверка уровня начитанности

0

1

0

0

1

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Планируемые результаты освоения

программы по литературному чтению

к концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  1. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  2. способность к самооценке;
  3. чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
  4. представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
  5. ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
  6. регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
  7. эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
  8. эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
  9. познавательная мотивация учения;

могут быть сформированы:

  1. чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
  2. устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
  3. толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  1. читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
  2. читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
  3. прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
  4. находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
  5. различать последовательность событий и последовательность их изложения;
  6. выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
  7. пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
  8. обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
  9. составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
  10. соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  11. ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
  2. высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
  3. высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
  4. создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  1. читать по ролям художественное произведение;
  2. создавать текст на основе плана;
  3. придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
  4. писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
  5. участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
  6. создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
  2. создавать иллюстрации к произведениям;
  3. создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  1. выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их  эмоционально-смысловые значения;
  2. определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
  3. выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
  4. вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
  5. определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
  6. различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
  7. находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  2. создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  1. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
  1. учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  2. выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
  3. вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
  2. самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
  3. планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  1. находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
  2. выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  3. сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  4. устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
  5. устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
  2. сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
  3. строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
  4. работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  1. работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  2. аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
  3. точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
  4. оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  5. владеть диалогической формой речи;
  6. корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов за  год: 34 недели,  в неделю 2 часа всего 68 часов.

№ урока

Содержание

Кол-во часов по теме

дата

Примечание

1-я четверть

МИФЫ (4ч)

1

Мифы

1

2

Шумерские мифы

«Подвиги бога Нинурты»

1

3

Внеклассное чтение

Мифы Древней Греции

1

4

Славянские мифы

Поэтические приемы, пришедшие

из мифов

А. В. Кольцов

«Урожай»

1

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (7 ч)

5

Народные сказки

1

6

7

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)

Проверочное тестирование №1 по сказке «Василиса Прекрасная»

2

8

«Находчивый солдат» (русская народная сказка)

1

9

«Мужик и царь» (русская народная сказка)

«Портной и царь» (армянская народная сказка)

1

10

«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка)

1

11

Внеклассное чтение 

Сказки народов мира

1

БЫЛИНЫ (4 ч)

12

Былины

«Как Илья из Мурома богатырем стал»

1

13

14

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

А. К. Толстой 

«Илья Муромец»

2

2-я четверть

15

Внеклассное чтение

Былины о русских богатырях

 Картинная галерея

В. М. Васнецов

«Богатыри»

1

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (8ч)

16

17

А. С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане…»

2

18

Внеклассное чтение 

Сказки В. Гауфа

1

19

Н. С. Гумилев

«Маркиз де Карбас»

1

20

К. Чапек

«Случай с русалками»

Проверка уровня начитанности.

1

21

22

Р. Киплинг

«Рикки-Тикки-Тави»

2

23

Внеклассное чтение

О. Кургузов

«Телевизионные макароны»

Картинная галерея

М. А. Врубель

«Царевна-Лебедь»

1

БАСНИ (3 ч)

24

Басни

И. А. Крылов

«Трудолюбивый Медведь»

1

25

Эзоп

«Ворон и Лисица»

И. А. Крылов

«Ворона и Лисица»

И. А. Крылов

«Любопытный»

1

26

 

Внеклассное чтение

Басни

1

СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ (5 ч)

27

Ю. Яковлев 

«Мама»

1

28

М. Ю. Лермонтов

«Когда волнуется желтеющая нива…»

С. А. Есенин

«С добрым утром!»

1

29

Внеклассное чтение

Стихотворения С. А. Есенина

1

30

М. М. Пришвин

«Моя родина»

И. Северянин

«Запевка»

И. С. Никитин

«Русь»

1

31

Внеклассное чтение 

Любимые стихотворения

1

О ПРОШЛОМ РОДИНЫ (6 ч)

32

«Повесть временных лет»

1

3-я четверть

33

А. С. Пушкин

«Песнь о вещем Олеге»

1

34

Народные исторические песни

«Сборы польского короля на Русь»

1

35

36

И. Ф. Рылеев

«Иван Сусанин»

2

37

Картинная галерея

В. В. Маторин

«Дмитрий Донской»

Внеклассное чтение

Ф. Н. Глинка «Москва»

1

ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА (4 ч)

38

А. А. Ахматова

«Мужество»

1

39

Б. Полевой

«Последний день Матвея Кузьмина»

1

40

А. Т. Твардовский

«Рассказ танкиста»

1

41

Внеклассное чтение 

Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне

1

О ДОБРЕ И КРАСОТЕ (9 ч)

42

А. А. Фет

«На рассвете»

И. А. Бунин

«Густой зеленый ельник у дороги...»

1

43

Н. А. Некрасов

«Саша» (отрывок)

1

44

45

К. Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

2

46

Внеклассное чтение

Музыка и литература

1

47

А. Н. Майков

«Мать»

1

48

Х. К. Андерсен

«Соловей»

1

49

А. А. Ахматова

«Перед весной бывают дни такие...»

1

50

Картинная галерея

И. И. Шишкин «Рожь»

Внеклассное чтение

А. Блок «Летний вечер»

1

МИР ДЕТСТВА (13 ч)

51

52

Н. А. Некрасов

«Крестьянские дети»

2

4-я четверть

53

Внеклассное чтение

Произведения русских поэтов

о детях

1

54

Л. Н. Толстой

«Детство» (отрывки)

Проверочное тестирование №2

1

55

И. А. Бунин

«Детство»

1

56

57

Марк Твен

«Великолепный маляр»

2

58

Внеклассное чтение

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера»

1

59

В. А. Солоухин

«Ножичек с костяной ручкой»

1

60

М. И. Цветаева

«Наши царства

1

61

Р. Л. Стивенсон

«Страна кровати»

1

62

63

А. П. Чехов

«Мальчики»

2

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ (5 ч)

64

65

Р. Э. Распе

Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»

2

66

67

Д. Свифт

Главы из книги «Путешествия Гулливера»

2

68

Итоговое проверочное тестирование на умение работать с текстом.

1

6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Материально-техническое оснащение:

  1. Литературное  чтение»  Кац  Э.Э. Москва:  «Астрель», 2011
  2. «Рабочие  тетради»  № 1, 2  к  учебнику  «Литературное  чтение»  Кац  Э.Э.
  3. «Обучение  в  4  классе»  по  учебнику  «Литературное  чтение»  Кац  Э.Э.   Программа.  Методические рекомендации.  Поурочные  разработки.  Москва:  «Астрель», 2011

Контрольно – измерительные материалы по литературному чтению.

Проверочное тестирование по русской народной сказке «Василиса Прекрасная»

  1. Что оставила перед смертью мать Василисе Прекрасной, чтобы та в трудную минуту обращалась к этому за советом и помощью?
  1. Куколку
  2. Волшебную книгу
  3. Кота Учёного

  1. Сколько дочек было у первой жены купца?
  1. Одна
  2. Две
  3. Три

  1. За чем Василису послали к Бабе Яге?
  1. За огнём
  2. За советом
  3. За целебной травой

  1. Какого цвета был всадник, встреченный Василисой первым?
  1. Белого
  2. Красного
  3. Чёрного

  1. Что сказала Василисе Баба Яга?
  1. Что съест её
  2. Чтоб та поработала у неё
  3. Чтоб и духу её здесь не было

  1. Что за верные слуги были у Бабы Яги?
  1. Три пары рук
  2. Гуси-лебеди
  3. Пауки и крысы

  1. Что случилось с мачехой и дочками?
  1. Они превратились в свиней
  2. Они стали немыми
  3. Череп, данный Бабой Ягой, сжёг их в уголь

  1. Для кого Василиса соткала ткань и сшила рубашки?
  1. Для отца
  2. Для царя
  3. Для сына Бабы Яги.

Проверочное тестирование по произведению Л.Н.Толстого «Детство»

  1. Когда происходили события, описанные в тексте?
  1. В давние времена
  2. В наше время
  3. Триста лет назад

  1. Какое время суток описано в произведении?
  1. Утро
  2. Обед
  3. Вечер

  1. Какие события описывает Л.Н.Толстой
  1. Николенька в кругу семьи
  2. Николенька вечером с мамой
  3. Детство Николеньки
  1. Как ты думаешь, что здесь важнее:
  1. Описание событий
  2. Описание переживаний мальчика

  1. Как писатель характеризует детство?
  1. Весёлая пора
  2. Счастливая, невозвратимая пора
  3. Беззаботная пора

  1. Определи тему произведения
  1. О явлениях природы
  2. О волшебстве и чудесах
  3. О чувствах человека

  1. В какой сборник ты поместишь это произведение?
  1. В сборник сказок
  2. В сборник рассказов
  3. В сборник басен

  1. Назови действующих лиц произведения.
  2. Как ты думаешь, почему взрослому писателю так дороги эти детские воспоминания.
  3. Что ты можешь сказать о характере Николеньки?
  4. О каких двух добродетелях, присущих юному герою, с сожалением вспоминает Л.Н.Толстой?
  5. Какие слова и выражения говорят, что герой очень трепетно относится к своей маме?

ПРОВЕРКА УРОВНЯ НАЧИТАННОСТИ.

  1. Запиши названия малых фольклорных жанров ( 3 – 4)
  2. Укажи на какие три группы делятся народные сказки. Запиши по одному названию сказок каждой из групп.

а) …                               б) …                               в)….        .

  1. К какому из жанров можно отнести данное определение: «героико – патриотическая песнь – сказание о русских богатырях и событиях Древней Руси» ?

а) сказка;                    б) былина;                   в) басня.

  1. Продолжи ряд (2 – 3 имени):

Илья Муромец, …,  ….  .

  1. О ком из героев Великой Отечественной войны ты читал?
  2. Что объединяет былинных героев и героев Великой Отечественной войны?
  3. К какой из сказок А.С.Пушкина можно отнести пословицу: «Много захочешь – последнее потеряешь»?

а) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»;

б) «Сказка о рыбаке и рыбке»;

в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

  1. Кто из авторов написал сказ «Серебряное копытце»?

А) П.П.Бажов;                  б) В.Д.Берестов;                     в) П.П.Ершов.

  1.  Произведения каких поэтов (4 – 5) ты бы включил в раздел «Поэтическая тетрадь»?
  2. Кого называют великим русским баснописцем?

   Запиши названия 2 – 3 его басен.

  1. Перу какого автора принадлежат следующие произведения: «Лесные домишки», «Хвосты», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь»?

А) В.В.Бианки;                  б) М.М.Пришвина;                  в) Г.А.Скребицкого.

  1. Каких детских писателей ты знаешь? Назови  2 – 3 фамилии.
  2. Запиши название твоей любимой книги. Чем она тебе понравилась?

Итоговое проверочное тестирование на умение работать с текстом.

ТЕСТ ПО ЧТЕНИЮ         1 вариант        

Школа                    Класс                    Фамилия, имя                                                


Здравствуйте, ребята!



Сегодня у нас с вами интересная работа. Вам предоставляется возможность проверить, насколько хорошо вы научились читать в начальной школе.



При выполнении теста Вам понадобится только ручка. Внимательно читайте все задания теста и указания по их выполнению. Если не можете выполнить очередное задание, не тратьте время, переходите к следующему. Только выполнив все задания, вернитесь к тем, которые у вас не получились сразу. Старайтесь работать быстро и аккуратно.



Все задания выполняйте прямо на этих страничках.


Часть I (задания 1-17)


Указания



Ниже приведен текст. Внимательно прочтите его. Постарайтесь четко и кратко ответить на все вопросы теста.



Записывайте свои ответы на специально отведенных местах в тесте, сразу после слова «Ответы».


Виктор Хмельницкий

- Очень интересно, - начал Лягушонок, - придумать что-нибудь такое!... А потом это увидеть!

- Плод воображения, - поддержал, подпрыгнув, Кузнечик.

На поляне собрался весь цвет поля и леса.

Здесь были голубые васильки, алые маки, белые бабочки, красные в белую точечку божьи коровки и так далее и тому бесподобное...

Кузнечик решил придумать слона.

Большого-большого слона!

«У меня, наверно, самый большой плод воображения!» - не без тайной гордости подумал он.

Но Кузнечик напрасно тайно гордился.

Белая Ромашка придумала облако. А облако очень часто бывает больше, чем слон.

Ромашка придумала облако такое же белое, как она сама.

«Если уж что-то придумывать, - решил Лягушонок, - так очень приятное...»

И придумал дождь  и лужи.

Божья Коровка придумала солнце.

На первый взгляд, это очень просто. Но только на первый... А если на второй или на третий? Наверняка глаза заболят!

-Ну, кто что придумал? - спросил через некоторое время Лягушонок.

(Переверни страничку)

- Я придумал большого-большого слона! - громче обычного объявил Кузнечик.

- А я  - белое-белое облако, - сказала Ромашка. И увидела белое- белое облако в голубом прозрачном небе. - Вон облако! - воскликнула Ромашка. - Как раз такое, как я придумала!

Все посмотрели вверх и стали завидовать Ромашке. Но чем ближе подплывало облако, тем сильнее оно напоминало большого-большого слона.

- Вот он, мой слон! Это я его придумал! - обрадовался Кузнечик.

А когда над поляной из облака-слона вдруг пошел дождь и появились лужи, заулыбался Лягушонок.

Вот уж у кого улыбка действительно до ушей!

И, конечно... конечно, потом появилось солнце.

- Это я его придумала! - Божья Коровка от счастья не знала, куда себя деть. Но потом догадалась - залезла на Ромашку и - улетела!

Задание  1. Укажите, в какое время года происходит действие, описанное в данном тексте (обведите в кружок верный ответ).

Ответы:

А. Весна         Б. Лето        В. Осень        Г. Зима

Задание  2. Где происходит действие, описанное в данном тексте?

Ответы:

Действие происходит _________________________________________________

Задание  3. Что решили сделать Лягушонок, Кузнечик, Ромашка и Божья Коровка?

Ответы:

Лягушонок, Кузнечик, Ромашка и Божья Коровка решили __________________

____________________________________________________________________

Задание  4. Как ты думаешь, почему слова Лягушонок, Кузнечик, Ромашка и Божья Коровка автор написал с большой буквы?

Ответы:

Лягушонок, Кузнечик, Ромашка и Божья Коровка - это _____________________

____________________________________________________________________

Задание  5. Перечисли главных героев этого текста.

Ответы:

Главные герои - это___________________________________________________

Задание  6. Как бы ты озаглавил этот текст?

Ответы:

Это текст можно озаглавить так________________________________________

____________________________________________________________________

Задание  7. Как ты думаешь, к какому жанру относится данный текст (обведи в кружок верный ответ)?

Ответы:

А. Повесть         Б. Рассказ        В. Сказка        Г. Пьеса         

        Д. Басня

Задание  8. На сколько частей по смыслу делится этот текст? Покажи цифрами прямо в тексте, где начинается каждая часть.

Ответы:

В этом тексте я выделил ___________частей.

Задание  9. Озаглавь выделенные тобой части.

Ответы:

Первая часть называется: ______________________________________________

____________________________________________________________________

Вторая часть называется: ______________________________________________

____________________________________________________________________

Третья часть называется:______________________________________________

____________________________________________________________________

Четвертая часть называется:____________________________________________

 (Напиши названия только для того количества частей, которое ты реально выделил.)

Задание  10. Составь план, по которому можно рассказать данный текст.

Ответы:

План

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 11. Запиши два-три определения, которые показывают, какой характер был у Лягушонка. Подчеркни в тексте слова, которые тебе об этом рассказали.

Ответы:

Лягушонок, был ____________________________________________

___________________________________________________________

(Переверни страничку)

Задание 12. Какими словами ты бы мог охарактеризовать автора этого текста. (Обведи в кружок верное. Если нужно, допиши свое).

Ответы:

Автор этого текста Виктор Хмельницкий - человек веселый, чуткий к красоте, наблюдательный, общительный, открытый, строгий, доверчивый, мудрый, ироничный, смелый ..._______________________________________________

Задание 13. Кратко объясни, почему всем героям удалось увидеть то, что они придумали.

Ответы:

Всем героям удалось увидеть то, что они придумали, потому что ...

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Задание 14. Говоря о васильках, маках, бабочках и божьих коровках, автор написал « и так далее и тому бесподобное» Что это означает, и как изменится смысл, если написать «и тому подобное»?

Ответы:

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Задание 15. Что имел в виду автор, говоря «... собрался весь цвет поля и леса». Когда еще можно так сказать? Приведи пример.

Ответы:

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Задание 16. Назови тему данного произведения.

Ответы:

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Задание 17. Кратко сформулируй главную мысль данного произведения.

Ответы:

___________________________________________________________

___________________________________________________________





ТЕСТ ПО ЧТЕНИЮ         2 вариант        

Школа                    Класс                    Фамилия, имя                                                


Здравствуйте, ребята!



Сегодня у нас с вами интересная работа. Вам предоставляется возможность проверить, насколько хорошо вы научились читать в начальной школе.



При выполнении теста Вам понадобится только ручка. Внимательно читайте все задания теста и указания по их выполнению. Если не можете выполнить очередное задание, не тратьте время, переходите к следующему. Только выполнив все задания, вернитесь к тем, которые у вас не получились сразу. Старайтесь работать быстро и аккуратно.



Все задания выполняйте прямо на этих страничках.


Часть I (задания 1 - 17


Указания



Ниже приведен текст. Внимательно прочтите его. Постарайтесь четко и кратко ответить на все вопросы теста.



Записывайте свои ответы на специально отведенных местах в тесте, сразу после слова «Ответ».


Виктор Хмельницкий

Все таяло, а Снежная Баба оставалась пушистой и белой-белой...

- Разве ты не видишь - все тают? - упрекнула Снежную Бабу Сосулька.

- Это что - игра такая? - поинтересовалась Снежная Баба.

- Какая еще игра? - возмутилась Сосулька. -Скоро должны появиться Трава и Листья, распуститься Цветы - мы с ними не дружим.

- А почему мы с ними не дружим? - удивилась Снежная Баба.

- Потому что мы их всех заморозили! - воскликнула Сосулька. И в ее голосе не было и капли сожаления.

- Я никого не морозила, - возразила Снежная Баба. - И потом у меня    нос - морковка, так что мы  - родственники.

Наступила весна.

Сад оделся в зеленый наряд, кое-где появились Одуванчики, а на поляне среде изумрудной Травы, стояла белоснежная Снежная Баба.

Шмели и Бабочки приняли ее сначала за куст Сирени...

Снежная Баба всем приветливо улыбалась  и вскоре со многими подружилась. Только Зайцы ее почему-то недолюбливали даже предлагали съесть, как мороженое. Хотя сами, наверняка, хотели добраться до морковки.

Летом в тени Снежной Бабы отдыхали разгорячившиеся Кузнечики, Божьи Коровки и, конечно, Легкие Ветерки.

Осенью наша Снежная Баба немножко промокла, но зато по бокам у нее появились золотые и красные листочки - она их подбирала!

А потом опять пришла зима.

(Переверни страничку)

На веточке рядом со Снежной Бабой вновь появилась Сосулька.

- Как, ты так и не растаяла?! - увидев Снежную Бабу, изумилась Сосулька. - Это уж слишком!

- Вы только на нее посмотрите! Бесстыдница! - закричала Сосулька. - Другие за нее таять должны, а она гербарий собирает!

- Я сейчас все объясню, только не надо так кричать, - попросила Снежная Баба.

- Что за шум?! - возмутился падающий Снег. - В снегопад должно быть тихо.

- Ах, извини, - извинилась Сосулька и, скрипя, перешла на шепот. Ну, что? Что ты объяснишь?

Но Снежная Баба передумала и решила Сосульке ничего не объяснять.

«Мне нравится, - вдруг заметила за собой Снежная Баба. - Когда в снегопад не слышно ни звука...»

Задание  1. Укажите, в какое время года происходит действие, описанное в данном тексте (обведите в кружок верный ответ или ответы).

Ответы:

А. Весна         Б. Лето        В. Осень        Г. Зима

Задание  2. Где происходит действие, описанное в данном тексте.

Ответы:

Действие происходит ________________________________________________

Задание  3. Что должна была сделать, по мнению Сосульки, Снежная Баба, когда пришла весна?

Ответы:

Снежная Баба должна была___________________________________________

Задание  4. Как ты думаешь, почему слова Сосулька, Снежная Баба, Кузнечики, Шмели и др. автор написал с большой буквы?

Ответы:

Сосулька, Снежная Баба, Кузнечики, Шмели - это ________________________

___________________________________________________________________

Задание  5. Перечисли главных героев этого текста.

Ответы:

Главные герои - это__________________________________________________

Задание  6. Как бы ты озаглавил этот текст?

Ответы:

Это текст можно озаглавить так________________________________________

___________________________________________________________________

Задание  7. Как ты думаешь, к какому жанру относится данный текст (обведи в кружок верный ответ)?

Ответы:

А. Повесть         Б. Рассказ        В. Сказка        Г. Пьеса         

Д. Басня

Задание  8. На сколько частей по смыслу делится этот текст? Покажи цифрами прямо в тексте, где начинается каждая часть.

Ответы:

В этом тексте я выделил ___________частей.

Задание  9. Озаглавь выделенные тобой части.

Ответы:

Первая часть называется: ___________________________________________

_________________________________________________________________

Вторая часть называется: ___________________________________________

_________________________________________________________________

Третья часть называется:____________________________________________

_________________________________________________________________

Четвертая часть называется:_________________________________________

(Напиши названия только для того количества частей, которое ты реально выделил)

Задание  10. Составь план, по которому можно рассказать данный текст.

Ответы:

План

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 11. Запиши два-три определения, которые показывают, какой характер был у Сосульки. Подчеркни в тексте слова, которые тебе об этом рассказали.

Ответы:

Сосулька была _____________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 12. Какими словами ты бы мог охарактеризовать автора этого текста. (Обведи в кружок верное, если нужно допиши свое).

Ответы:

Автор этого текста Виктор Хмельницкий - человек веселый, чуткий к красоте, наблюдательный, общительный, открытый, строгий, доверчивый, мудрый, ироничный, смелый ...________________________________________________

Задание 13. Кратко скажи, что хотела объяснить Сосульке Снежная Баба.

Ответы:

Снежная Баба могла бы сказать Сосульке, что ..._________________________

___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Как ты думаешь почему Зайцы недолюбливали Снежную Бабу?

Ответы:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Задание 15 Как объясняла Сосулька, почему она и Снежная Баба должны обязательно растаять?

Ответы:

Сосулька сказала Снежной Бабе, что ...__________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Задание 16. Назови тему данного произведения.

Ответы:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Задание 17. Кратко сформулируй главную мысль данного произведения.

Ответы:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для УМК Планета знаний 4 класс с контрольно - измерительными материалами....

Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс

Рабосая программа УМК Планета знаний 4 класс по математике с контрольно - измерительными материалами....

Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс

Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс по окружающему миру с контрольно - измерительными материалами....

Рабочая программа УМК "Планета знаний" 1 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование Русский язык....

Рабочие программы УМК "Планета знаний" 4 класс

Рабочие программы по всем предметам...

Рабочая программа УМК "Планета знаний" 1 класс

Рабочая программа по всем учебным предметам УМК "Планета знаний" В календарно-тематических планах по ИЗО, технологии, физической культуре отмечены уроки, которые можно не проводить, в целях орга...