Подборка материала по теме: "А.Л.Барто."
классный час (чтение, 2 класс) на тему

Проводила вн.мероприятие, набралось очень много материала по теме: "А.Л.Барто - детям !!!" Хочу облегчить коллегам работу в поиске материалов и поделиться данной подборкой. Жаль, что не вставить аудиозаписи стихов самим автором и театролизованное чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon barto.ppt954.5 КБ
Microsoft Office document icon barto.doc43.5 КБ
Microsoft Office document icon agniya_barto.doc126 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Агния Львовна Барто (Агния Львовна Волова) (1906 – 1981) – писательница, поэтесса, киносценарист.

Родилась Агния 4 февраля 1906 года в Москве в семье врача. Начальное образование в биографии Агнии Барто было получено дома. Затем она поступила учиться в гимназию, а также посещала хореографическое училище. Примерно тогда же были написаны ее первые стихи.

Первым мужем в биографии Агнии Львовны Барто был Павел Барто, от которого она родила сына Гарика. Вторым супругом стал Андрей Щегляев, в замужестве с которым у Агнии родилась дочь – Татьяна.

Впервые стихи Агнии Барто были напечатаны в 1925 году. В основном все стихотворения поэтессы предназначались детям. Барто верила, что своими произведениями поможет воспитать честных, высококультурных, патриотических граждан. Следующими вышедшими сборниками стихов в биографии Барто были: «Братишки» в 1928 году, «Мальчик наоборот» в 1934. Через два года появились «Игрушки», а затем «Снегирь» (1939). С приходом Великой Отечественной войны поэтесса изменила тематику своих произведений, писала военные стихотворения. Когда же война была окончена, Агния путешествовала (была в Болгарии, Англии, Японии).

Вслед за очередными сборниками «Первоклассница», «Веселые стихи» в биографии Агнии Барто было написано несколько киносценариев («Подкидыш» в 1939, «Слон и верёвочка» в 1945). Также среди произведений Барто: книги «Найти человека», «Записки детского поэта».

Доброе призвание

Сергей Михалков

Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек - стихи Агнии Барто. Спросите у любого пятилетнего человека, еще и книгу-то в руках не умеющего держать: "Почитать тебе Барто?" - и он кивнет головой. Барто - это для него значит - понятные, веселые и интересные стихи. Это значит - он услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить.

Книжки Барто на прилавках не залеживаются. Так было с самыми первыми ее сборниками - "Братишки", "Мальчик наоборот", "Игрушки", "Снегирь" - и более поздними - "Я живу в Москве", "Веселые стихи", "Стихи детям".

В нашей книге читатель знакомится с самыми разнообразными ребятами. Пожалуй, даже не знакомится - все они ему уже знакомы, - а узнает новые интересные случаи из их жизни. Точно с такими мальчиками и девочками встречается он в детском саду, в школе, во дворе, у соседей. Иногда (и чаще всего) это совсем не образцовые пай-мальчики и девочки, отличники. Есть среди них и ребята с лукавинкой и с ленцой. Но Барто всегда видит и то хорошее, что есть в ее героях. И она очень любит их, хотя любовь эта нигде не декларируется прямо, она остается "за стихом" и придает ему только особую добродушную интонацию, эмоционально окрашивает.

Ясно обрисовывая в своих лаконичных, всегда сюжетных стихах характер героев, автор не выражает к ним своего отношения с назойливой прямолинейностью или с отталкивающей детей нравоучительностью. Просто поэт рассказывает о своих героях с той же серьезностью и увлеченностью, какая отличает рассказы, игры самих детей. Автор позволяет себе лишь пошутить по поводу тех или иных поступков героев. Но дети ведь и сами очень любят посмеяться, даже слегка подразнить друг друга. И без всяких скучных назиданий они безошибочно угадывают, кто хорош, кто плох, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим.

И в этом большое воспитательное значение стихов Агнии Барто. У нее особый дар говорить с детьми. Она для ребят "своя". Вот о каких происшествиях, просто невозможных в человеческой семье, рассказывает она в сказке "Медвежонок-невежа":

Он мать изводит просто.

Тут разве хватит сил?

Пошел сыночек в гости -

Хозяйку укусил.

А медвежат соседки

Столкнул с высокой ветки.

Эти стихи - игра. И ребята отлично понимают и намек и юмор их. Они принимают каждую строчку, потому что это и есть настоящие детские стихи - серьезные и веселые, без разных уменьшительных словечек, которыми некоторые писатели уснащают свои произведения, обращаясь к детям. А разве вы слышали когда-нибудь, чтобы сами дети, играя друг с другом, лепетали: игрушечки, моторчик, куколка, вкусненький. Все эти слова, увы, из речи взрослых. Сами же ребята выражают свои мысли очень точно, ясно, без жеманства и ужимок. И так "по-детски" в лучшем смысле этого слова удается писать тем, кто видит в поэзии для детей подлинное доброе призвание.

Мне нравится энергия, с какой написаны многие стихи Агнии Барто. Вот строчки из известного стихотворения:

- Лешенька, Лешенька,

Сделай одолжение:

Выучи, Алешенька,

Хоть первое спряжение!

Я слышал, как ребята читали его на школьных утренниках и в спортивном лагере. Оно легко запоминается и легко читается, потому что попадает не в бровь, а в глаз, а по интонациям очень близко к детской речи, легко и весело выговаривается. Это свойство отличает почти все стихи Барто. В то же время каждое из них имеет свое лицо. Все они новы и по сюжету, по ритму, образному строю. В том-то и секрет долговечности лучших стихотворений поэт

Агния Барто (Женский месяцеслов)

Известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Ее книги печатались миллионными тиражами. Удивительная женщина, всю свою жизнь посвятившая детям, их воспитанию и проблемам. "Она всегда идет навстречу одному поколению, провожая другое",- писал о ней Р.Гамзатов.

Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.

Вступление в литературу началось с курьеза. На выпускных зачетах в училище, где Барто прочла свое стихотворение "Похоронный марш", присутствовал А.В.Луначарский. Через несколько дней он пригласил ученицу в Наркомпрос и выразил уверенность, что Барто рождена писать веселые стихи. В 1925 году в Госиздате Барто направили в детскую редакцию. Агния Львовна с увлечением отдается работе. Она учится у Маяковского, Чуковского, Маршака.

В 1937 году делегатом Международного конгресса в защиту культуры Барто едет в Испанию. Заседания конгресса проходят под бомбежками в Барселоне, в осажденном Мадриде. Тематика защиты мира, международной дружбы входит в стихи писательницы.

Во время Великой Отечественной Барто много выступает по радио, ездит на фронт корреспондентом от газеты. Чтобы написать поэму о подростках, которых война заставила взрослеть раньше, работать и кормить семью, она вместе с ними учится на токаря, приобретая ремесленный разряд.

В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором огромного по своей массовости движения в СССР по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу "Найти человека" на радио "Маяк" удалось соединить 927 разлученных семейств. Барто потоком шли письма, она стала культовой фигурой. Первая книга прозы писательницы называется "Найти человека".

Агния Львовна Барто за свою писательскую и общественную деятельность неоднократно награждалась орденами и медалями. Она много ездила за рубеж, помогала детской интернациональной дружбе. Умерла писательница в 1981 году, прожив долгую и такую нужную людям жизнь.

Агния Барто (ХРОНОС)

Родилась 5 февраля (17 н.с.) в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.

В 1925 были опубликованы книжки стихов для детей - "Китайчонок Ван Ли", Мишка-воришка". Беседа с Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор тематики поэзии Барто. Она регулярно выпускала сборники стихов: "Братишки" (1928), "Мальчик наоборот"(1934), "Игрушки", (1936), "Снегирь" (1939).

В 1937 Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде). Во время Отечественной войны Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом "Комсомольской правды" на Западном фронте.

В послевоенные годы бывала в Болгарии, Исландии, Японии, Англии и других странах.

В 1940-50 выходят новые сборники: "Первоклассница", "Звенигород", "Веселые стихи", "Стихи детям". В эти же годы работает над сценариями детских кинофильмов "Подкидыш", "Слон и веревочка", "Алеша Птицын вырабатывает характер".

В 1958 написала большой цикл сатирических стихов для детей "Лешенька, Лешенька", "Дедушкина внучка" и др.

В 1969 вышла книга прозы "Найти человека", в 1976 - книга "Записки детского поэта". Умерла А. Барто в 1981 в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто Звенигород (1948). В течение девяти лет Барто вела на радио передачу Найти человека, в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть Найти человека (опубл. в 1968).

В Записках детского поэта (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности. Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник Переводы с детского (1977), в котором Барто перевела с разных языков детские стихи.

В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 ей была присуждена Международная премия им. Х.К.Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира.

Умерла Барто в Москве 1 апреля 1981.    



Предварительный просмотр:

Агния Барто

Агния Львовна Барто родилась в начале XX века, 17 февраля 1906 года.

Когда Агния Львовна уже стала известной писательницей, ребята часто спрашивали её: «В какой школе учат такие весёлые стихи писать?».

«Сколько живу, а  школы такой не встречала», смеясь отвечала писательница. Училась она в самой обыкновенной московской школе. Там же и начала писать стихи. Это было ещё в младших классах. Серьёзные это были стихи, о принцах и принцессах. И лишь позже, когда стала постарше, написала для школьной стенгазеты весёлые стихи – эпиграммы о своих подружках. Они читали и громко смеялись, как будто это не о них, а ком – то другом сочинили эти эпиграммы…

Самым строгим ценителем первых сочинений Агнии Барто был её отец Лев Николаевич Волов, ветеринарный врач. Он очень любил читать, знал наизусть множество басен И.Крылова, а выше всех писателей ставил Льва Толстого. Когда Агния Барто была совсем маленькой и не умела ещё читать, он подарил ей книгу под названием «Как живёт и работает Лев Николаевич Толстой». С помощью этой книги  и других серьёзных книг, без букваря, отец обучил Агнию азбуке, и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо «правильно» писать стихи. Но Агнию Барто в ту пору больше привлекало другое – музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи.

Прошло несколько лет, и Агния поняла, что поэзия, стихи для неё важнее. И в 1925 году вышла в свет её первая книжка. Агния Барто было тогда 19 лет. Стихи Агния Барто понравились читателям. В каждой библиотеке есть теперь её книги: «Игрушка, «Младший брат», «Вовка – добрая буша», «Мы с Тамарой ходим парой», «Звенигород», «За цветами в зимний лес», «Переводы с детского» и многие другие.

Агнию Барто часто можно было увидеть среди ребят. Обычно она посещала те школы, где её не знали в лицо. Спросит разрешения у директора и отправится на урок. В  классе Агния Львовна наблюдала за ребятами, сидя рядом с ними. НО однажды дети №разоблачили» Агнию Лбвовну.

- Вы в гороно работаете? – спросила её соседка по парте.

- Да, - смущенно ответила писательница.

- А я вас по телевизору видела. Вы тогда Агнией Барто работали…

С того дня Агния Львовна с больной неохотой соглашалась выступать по телевидению. Не хотела, чтобы её узнавали. Зато она встречалась со своими читателями в детских библиотеках  и школах. Часто, приезжая на выступления, Агния Барто предлагала:

- Я прочитаю лишь первую строчку, а вы сами продолжите остальное.

Не было случая, чтобы ребята не вспомнили стихотворение.

Всю жизнь Агния Барто посвятила детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений. Умерла А.Л.Барто в возрасте 75 лет, в 1981 году.

Агния Львовна писала не только стихи. Ею написано несколько сценариев для кинофильмов. Это «Подкидыш» (совместно с Риной Зеленой), «Слон и верёвочка», «Алёша Птицын вырабатывает характер».

Многие стихотворения Агния Барто стали песнями: «Любитель – рыболов», Лёшенька, Лёшенька…»,  «Полезная коза» и  другие.

С 1964 по 1973 год негромкий, спокойный голос Агния Барто можно было услышать по радио. А.Л.Барто вела передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей, разделенных войной. А началась эта работа ещё в 1947 году, когда была напечатана поэма Агния Барто «Звенигород» - в ней рассказывалось о детях, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны и живущих в детском доме. Именно эта поэма послужила началом работы по воссоединению семей, разлученных войной. Часто люди, потерявшие свои семьи в раннем детстве, не помнили ничего о своих родных, не знали даже своего настоящего имени и года рождения. Но сохранились в уголках их детской памяти отрывочные воспоминания о своем детстве. Попытка использовать мелочи, детали, которые  сохранила человеческая память, для поисков пропавших родных легла в основу радиопередачи «Найти человека». Позже Агния Барто написала книгу о людях , разлучённых войной и нашедших друг друга благодаря этой радиопередаче.

Есть у Агния Барто еще одна необычная книга. Называется она «Переводы с детского» А.Барто побывала во многих странах, и всюду она привозила детские стихи, стихи  «невеликих поэтов» - так она в шутку их называла. «Переводы с детского» - это стихи Агния Барто, написанные ею от имени детей, чьё творчество она изучала во время своих поездок по разным  странам.

«Игра в слова»

Дети (6 человек) читают стихотворение А. Барто «Игра в слова».

Прочитаем стихотворение вместе:

Ведущий читает стихотворение «Шуточка про Шурочку», дети произносят повторяющуюся строчку: «Шурочка, Шурочка».

Или стихотворение «Резиновая Зина», дети в нужный момент произносят слова «Резиновая Зина».

Ведущий читает стихотворение «Олень», делая нужные паузы:

Не заснёт Сережка,

Он разглядывает лёжа

Тонконого оленя

На лужайке вдалеке –

Тонконого оленя

Высоко на потолке.

Он красивый, величавый,

Он стоит, подняв …….     (рога),

А вокруг темнеют травы,

Расстилаются ….               (луга).

Встал Серёжа на …..        ( коленки),

Поглядел на потолок,

Видит  - трещинки на  ….      (стенке).

Удивился он и лёг.

Сказал на следующий ….     ( день),

Когда открыли шторы:

- Я знаю, это был …    (олень),

Но он умчался в горы.

Слова: рога, луга, коленки, стенке, день, олень – написаны на листе бумаги. Дети должны найти нужные слова и добавить их в конце строчек.

ВИКТОРИНА:

Заполните клеточки кроссворда «Агния Барто» подходящими словами.

Эти слова – названия стихотворений А.Барто.

Слова написаны на плакатах:

КВАРТЕТ,

РЫЦАРИ,

ОЧКИ,

ДВОЯШКИ,

СНЕГИРЬ,

ОБИДА,

ПОМОЩНИЦА,

СОНЕЧКА,

БОЛТУНЬЯ,

ВЕРЕВОЧКА.

                                            АГНИЯ   БАРТО

Р

С

О

Д

Ы

Н

С

Ч

В

Ц

Е

О

К

О

 А

Г

Н

И

Я

Р

И

Е

Ш

И

Р

Ч

К

Ь

К

И

А

Б

П

К

В

О

О

О

В

Е

Л

М

Б

А

Р

Т

О

И

Р

Ё

У

Щ

Д

Т

В

Н

Н

А

Е

О

Ь

И

Т

Ч

Я

Ц

К

А

А

                         

                   
ВИКТОРИНА:

«Пословицы и поговорки из стихотворений А.Барто»

Многие строчки из стихотворений А.Барто звучит как пословицы или поговорки, вспомните, из каких они стихотворений:

«Не завидуйте другому,

Даже если он в очках».

(«Очки»)

«Мы с Тамарой

 Ходим парой».

(«Мы с Тамарой»)

«А болтать – то мне когда?

Мне болтать – то некогда»

(«Болтунья»)

«Когда в товарищах согласья нет,

Не прочитать им  и квартет».

(«Квартет»)

Непонятно, кто из нас

Поступает в первый класс:

Мама или я..»

(Мама или я?»)

«Всё я делаю для мамы…»

(«Разлука»)

«Нечего кичиться,

Все должны учиться!»

(«Жил на свете Ванечка»)

«Если с пламенным призывом

Ты спешишь к кому – нибудь,

Ты и сам не будь ленивым,

Сам проснуться не забудь!»

(«Про одного горниста»)

КРОССВОРДЫ:

«ИГРУШКИ, ИГРУШКИ!»

  1. Таня плачет … (мячик).
  2. Плывет по быстрой реке… (кораблик).
  3. Катали в машине кота… (грузовик).
  4. Причешу ей шёрстку и приглажу хвостик (лошадка).
  5. «Весь до ниточки промок) … (зайка).
  6. Оторвали лапу … (мишка).

   1                                  5

М

2

3

4

З

Я

К

Г

Л

А

  6

Ч

И

О

Р

О

Й

М

И

Г

Р

У

Ш

К

И

К

Р

А

З

А

А

Ш

У

Б

О

Д

К

Ш

Л

В

К

А

К

И

И

А

И

К

К

Не заснёт Сережка,

Он разглядывает лёжа

Тонконого оленя

На лужайке вдалеке –

Тонконого оленя

Высоко на потолке.

Он красивый, величавый,

Он стоит, подняв …….      

А вокруг темнеют травы,

Расстилаются ….                

Встал Серёжа на …..        

Поглядел на потолок,

Видит  - трещинки на  ….      

Удивился он и лёг.

Сказал на следующий ….      

Когда открыли шторы:

- Я знаю, это был …    

Но он умчался в горы.

           рога,        луга,          коленки,          стенке,             день,        олень 

Не заснёт Сережка,

Он разглядывает лёжа

Тонконого оленя

На лужайке вдалеке –

Тонконого оленя

Высоко на потолке.

Он красивый, величавый,

Он стоит, подняв …….      

А вокруг темнеют травы,

Расстилаются ….                

Встал Серёжа на …..        

Поглядел на потолок,

Видит  - трещинки на  ….      

Удивился он и лёг.

Сказал на следующий ….      

Когда открыли шторы:

- Я знаю, это был …    

Но он умчался в горы.

                 рога,       луга,       коленки,       стенке,          день,         олень 

2. ВИКТОРИНА:

Заполните клеточки кроссворда «Агния Барто» подходящими словами.

Эти слова – названия стихотворений А.Барто.

Слова написаны на плакатах:

КВАРТЕТ,

РЫЦАРИ,

ОЧКИ,

ДВОЯШКИ,

СНЕГИРЬ,

ОБИДА,

ПОМОЩНИЦА,

СОНЕЧКА,

БОЛТУНЬЯ,

ВЕРЕВОЧКА.

                                            АГНИЯ   БАРТО

 А

Г

Н

И

Я

Б

А

Р

Т

О

                         

                   

3. КРОССВОРДЫ:

«ИГРУШКИ, ИГРУШКИ!»

  1. Таня плачет …  
  2. Плывет по быстрой реке…  
  3. Катали в машине кота…  
  4. Причешу ей шёрстку и приглажу хвостик  
  5. «Весь до ниточки промок) …  
  6. Оторвали лапу …  

   1                                                         5

2

3

4

 6

И

И

Г

Р

У

Ш

К

И

Р

У

Ш

К

И

КВАРТЕТ,

РЫЦАРИ,

ОЧКИ,

ДВОЯШКИ,

СНЕГИРЬ,

ОБИДА,

ПОМОЩНИЦА,

СОНЕЧКА,

БОЛТУНЬЯ,

ВЕРЕВОЧКА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка материала к занятию курса внеурочной деятельности по математике "Математические фокусы" (3 класс)

Подборка математических фокусов с объяснениями для занятия №9 курса внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"....

подборка материала по отработке умения писать окончания прилагательных

Данный материал включает в себя тренировочные  упражнения, контрольное списывание, подготовку к диктанту, а также презентацию. Предназначен для использования на уроках русского языка в 4 классе...

Подборка материала для занятий с учащимися начальной школы по теме "Дорожная азбука".

Данный материал поможет учителю и воспитателю организовать занятия по изучению правил дорожного движения, подготовить учащихся к конкурсу по теме "Дорожная азбука"....

Подборка материала для работы в группах и в парах по теме:"Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"

Способствовать развитию навыка определения падежа имени прилагательного.Развивать умение написания безударных окончаний, пользуясь алгоритмом.Развивать умение распознавать данную орфограмму.Воспитыват...

Подборка материала по Челябинской области

Данная информация будет полезна на уроках окружающего мира....

Подборка материала для праздника День матери

Подборка содержит тематические стихотворения для младших школьников к Дню матери...