Литературное чтение Послебукварный период. Введение в литературное чтение Программа Е. И. Матвеевой 1 класс (ФГОС)
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Цветкова Елена Николаевна

 

Программа по литературному чтению в первом классе призвана решать задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественного слова, литературного вкуса. УМК " Система Эльконина - Давыдова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Послебукварный период. Введение в литературное чтение

Программа Е. И. Матвеевой

Программа по литературному чтению в первом классе призвана решать задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественного слова, литературного вкуса. 

Программа построена с учётом исследований о диалогической «встроенности» сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемой особым подбором изучаемых произведений. Автор программы учитывает тот факт, что литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение обращено, в первую очередь, к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся культуры читателя.

Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения.

Цель данного курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста, открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребёнка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребёнка в творческом чтении

К концу первого класса дети должны знать:

  1. особенности «взрослого» чтения: чтения по синтагмам (речевым звеньям) с выделением ключевых слов и расстановкой пауз;
  2. особенности интонации конца и середины высказывания;
  3. признаки поэтического и прозаического текстов;
  4. что такое орфограмма;
  5. некоторые творческие секреты автора, определяющие особенности его настроения при передаче чувств;
  6. прямое и переносное значения слова;
  7. критерии выразительного чтения дидактического текста;
  8. некоторые законы русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности;
  9. некоторые этикетные нормы общения.

уметь:

  1. грамотно читать дидактический литературный текст и использовать все возможные приёмы понимания этого текста;
  2. самостоятельно делить незнакомый текст на синтагмы, выделять в нём ключевые слова, расставлять паузы;
  3. воспринимать художественный текст на слух;
  4. выразительно читать небольшие по объёму художественные тексты после комментирования с целью выражения своего мнения по поводу прочитанного;
  5. интонировать наизусть поэтические и прозаические тексты разного содержания;
  6. отличать поэтические и прозаические тексты;
  7. оперировать терминами «диалог», «многоточие», «образ», «пауза», «речевое звено», «темп», «тон», в работе над содержанием, исполнением и построением текста;
  8. обращаться к словарю и книжным сноскам в случае разъяснения непонятных слов, терминов;
  9. осмысливать художественное произведение, понимая предметное содержание текста, раскрывая творческие секреты автора, определяя особенности его настроения при передаче чувств;
  10. находить некоторые способы передачи настроения героев и автора произведения;
  11. исполнять роль какого-нибудь героя; принимать участие в разыгрывании сюжетной картинки по произведению, изученному на уроке;
  12. отличать прямое и переносное значения слова;
  13. фиксировать в разговоре о произведении различные переживания, выражать личное мнение о нём;
  14. отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания;
  15. высказывая гипотезы при исследовании «смыслов» текста;
  16. участвовать в диалоге по поводу произведения;
  17. формулировать критерии выразительного чтения;
  18. оценивать чтение других и собственное чтение в соответствии с критериями выразительного чтения;
  19. создавать небольшое письменное высказывание (ответ на вопрос) согласно творческому заданию и «исполнять» его выразительно перед классом для дальнейшего обсуждения;
  20. читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 1 класса – 30-40 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Календарное планирование

 по введение в литературное чтение. Послебукварный период.

Раздел 1.   Чудеса природы. 13 часов

Раздел 2.  От дождя до радуги. 12 часов

Раздел 3.  Кто придумал чудеса? 9 уроков

Раздел 4.  Сквозь волшебное стекло. 6 уроков.

 По программе – 40 часов.

Наизусть - 4

                                                Тематическое планирование

Введение в литературное чтение. Послебукварный период.

Программа Е. И. Матвеевой

4 ч на 10 уч. нед. = 40 ч

№ урока

Дата

Тема

примечание

Чудеса природы. 13 часов

Урок знакомства. Оттенки смысла слов. Определение оттенков слова, настроений автора в поэтическом и прозаическом текстах о природе М. Бородицкой « Веснасбежала за ворота».

УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, ориен-тация на моральные нормы и их выполне-ние нравственно-эти-ческая ориентация поиск и выделение необходимой информации

1.1  

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

1.11

1.12

1.13

Вн.чт.

Знакомство с техникой понимания стихотворений Я. Акима   Я.Л.Аким «Апрель». (наизусть)

«Чтение островками». Выбор заголовка к тексту  сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце».

Тема наступления весны, пробуждения природы в сказке Э. Шима «Весна». Описание героя-животного. Разговор героев. Способы передачи их речи.( Выделение из текста непонятных слов, определение способов работы с ними.)

УУД: адекватная мотивация учебной деятельности,учеб-ные и познавательные мотивы ориентация на моральные нормы и их выполнение

смысловое чтение

построение логии-ческой цепи рас-суждений

Знакомство с разными способами изображения природы разными авторами. Чтение учебного текста,  стихотворений В. Орлова, З. Александровой, Р. Ругина.

Р.Р.

Подготовка к письму изложения.

Определение оттенков настроения автора прозаических текстов о весне. Выделение слов признаков для описания весны. Выбор заголовка к тексту. Чтение рассказа В. В. Бианки «…Прилетела красавица-весна…», отрывка из сказки К. Г. Паустовского «Стальное колечко»(отрывок)

УУД: способность принимать и сохра-нять учебную цель и задачу, поиск и выде-ление необходимой информации,при-менение методов информационного поиска, умение структурировать знания, владение монологической речью

Вн.чт.

Определение темы рассказов Э.Ю.Шима. Выделение слов-признаков для описания цветка в рассказе.

Разговор героев. Способы передачи их речи и настроения. Постановка тактового ударение в тексте. Чтение учебного текста, сказки Э. Ю. Шима «Ландыш», рассказа И. Соколова-Микитова «Ландыши»

Определение понятия тон в поэтическом тексте. Способы изображения «живого» цветка в стихотво-рениях разных авторов.

УУД: поиск и выде-ление необходимой информации  приме-нение методов инфор-мационного поиска

Умение структури-ровать знания,

умение осознанно и произвольно строить речевое высказыва-ние в устной форме

смысловое чтение

построение логичес-кой цепи рассужде-ний,  владение моно-логической и диало-гической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Выделение слов-признаков и слов-действий для описания героя. Работа со словариком понятий.

Вн.чт.

 Знакомство с произведениями М.М.Пришвина и Г.А.Скребицкого. Определение оттенков настроения учителя во время чтения отрывков из сказки Г.А.Скребицкого «Четыре художника»

Р.Р.

Подготовка к письму изложения.

   

Вн.чт.

От дождя до радуги. 12 часов

Юмористические персонажи в произведении Г.М.Кружкова «Пес Прогноз».Определение способов передачи настроения героев в юмористическом стихотворении.

УУД: адекватная мо-тивация учебной дея-тельности, учебные и познавательные моти-вы,  ориентация на моральные нормы и их выполнение,спосо-бность к моральной децентрации нравст-венно-этическая ори-ентация, способность принимать и сохра-нять учебную цель и задачу,поиск и выде-ление необходимой информации, приме-нение методов инфор-мационного поиска,

умение структуриро-вать знания, умение осознанно и произво-льно строить речевое высказывание в уст-ной и письменной форме,смысловое чтение , построение логической цепи рассуждений, учёт позиции собеседника (партнера)

организация и осуществление сотрудничества

2.1

 

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

2.11

2.12

Определение темы стихотворения и рассказа. Рассуждение о мечте. Выделение главного смысла рассказа.

Определение понятия темп в поэтическом тексте со звукописью (понятие звукописи не вводится). Способы изображения «живого» дождя в шутливых стихотворениях разных авторов.  

Выделение слов-признаков и слов-действий для описания необычного героя. Работа со словариком понятий.

Вн.чт.

Определение роли похожих по звучанию слов (омофонов) для создания образов дождя, радуги, ветра, капели в произведениях писателей и поэтов. (наизусть)

Прогнозирование событий по рассказу. Определение темы и основной мысли текстов.

Определение грустного, печального настроения истории как основного настроения текста. Способы изменения настроения.

Выбор заголовка к тексту. Определение темы и основной мысли текста. Выделение в рассказе слов-сравнений для создания образа радуги.  

Вн.чт.

Способы использования сравнений разными авторами. Определение роли сравнения в тексте и в стихотворениях А.А.Фета, А.К.Дитриха, Ю.И.Коваль.

Знакомство с одинаковыми образами явлений природы в сказке и стихотворении. Использование разных способов изображения «героев».

УУД: умение осоз-нанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

смысловое чтение

построение логической цепи рассуждения

Способы передачи настроения авторов в сказке и стихотворении. Объяснение смысла заголовка стихотворения. (наизусть)

Р.Р.

Работа с текстом.  Составление высказывания (текста), содержащего описание.

Кто придумал чудеса? 9 уроков

Чудесные превращения в природе и в жизни.                         ( Н.А.Заболоцкий, И.П.Токмакова)

УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учеб-ные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение,

способность к мора-льной децентрации

нравственно-этичес-кая ориентация,

способность прини-мать и сохранять уче-бную цель и задачу,

поиск и выделение необходимой инфор-мации, применение методов информации-онного поиска,уме-ние структурировать знания, умение осо-знанно и произвольно строить речевое вы-сказывание в устной и письменной форме,

смысловое чтение

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8    

3.9

Вн.чт.

Сравнение текстов-описаний, определение их основного настроения. Способы передачи этого настроения. Выделение оттенков слова в описании одного явления разными авторами.

Определение способов создания чудес в природе, в жизни разными авторами поэтического жанра. Интонирование юмористического стихотворения с предварительным выделением слов-признаков, слов-действий для создания картины чуда.

Р.Р.

Описание чуда в поэтическом тексте. Способы интонирования стихотворного текста вслух.

Вн.чт.

Игра слов как способ создания образа чуда с помощью намеренного соединения таких корней. Стихотворения: Н. Кончаловской «Про овощи» и О. Григорьева «Человек с зонтом».

Способ прочтения и осмысления текста шуточного характера со словами, имеющими корни от названий разных овощей.

УУД: смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений,

учёт позиции собеседника (партнера),

организация и осуществление сотрудничества,

адекватная передача информации

Осмысление понятия диалог героев. Способы передачи речи героев истории, выбор тона и темпа чтения. Сказка В. Берестова «Честное гусеничное».

Сопоставление разных образов – бабочки и солнечного зайчика – с целью выявления особенностей интонации автора и читателя, особенностей речи героев и слов-признаков.

Вн.чт.

Рассказ героя о себе от первого лица. Способы создания автором «живого» существа. Чтение стихотворений А. Фета «Бабочка» и Н. Матвеевой «Солнечный зайчик» (наизусть)

Сквозь волшебное стекло. 6 уроков.

 Способ интонирования песни, в которой создаётся образ добра и света. 

УУД: адекватная мо-тивация учебной дея-тельности, учебные и познавательные мо-тивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, спо-собность к моральной децентрации нравст-венно-этическая ори-ентация, способность принимать и сохра-нять учебную цель и задачу, поиск и выде-ление необходимой информации, приме-нение методов инфор-мационного поиска,

умение структуриро-вать знания, умение осознанно и произво-льно строить речевое высказывание в уст-ной и письменной форме. Смысловое чтение, построение логической цепи рас-суждений, учёт пози-ции собеседника (партнера), организа-ция и осуществление сотрудничества, аде-кватная передача ин-формации,постановка вопросов , умение с достаточно полнотой и точностью выра-жать свои мысли в соответствии с зада-чами и  условиями коммуникации;владе-ние монологической и диалогической фор-мами речи в соответ-ствии с грамматичес-кими и синтаксичес-кими нормами родного языка.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

Выбор средств для передачи радостного настроения. Стихотворение С. Чёрного «Песня солнечного луча».

Р.Р.

Подготовка к письму изложения.

Вн.чт.

Знакомство с историей о чуде, содержащей в повествовании  С. Чёрного «Песня солнечного луча». Проникновение в замысел автора. Способ передачи и перемены настроения героев с помощью средств языка.

Определение личного отношения читателя к событию, описанному автором. Н. Абрамцева «Котёнок и стёклышко». Ю. Коваль «Фиолетовая птица».

Заключительный урок.

Чтение искусственного и художественного текста с попыткой переноса способа синтагматического чтения на незнакомое произведение.

По программе – 40 часов

Внеклассное чтение - 10

Наизусть - 4



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 2 класса (ФГОС)

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению, про...

Рабочая программа по литературному чтению для 2-го класса ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению для 2-го класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС для УМК "Школа 2100". В программу входят: пояснительная записка, таблица тематического распредел...

Программа курса адаптационного периода «Введение в школьную жизнь»

Программа курса адаптационного периода «Введение в школьную жизнь»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Введение в историю" 3-4 класс ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....

Развивающий курс для младших школьников «Юным умникам и умницам». В рамках внеурочной деятельности в период введения новых ФГОС.

Курс «Юным умникам и умницам» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.Курс направлен на развитие познавательной активности младших школ...

Развивающий курс для младших школьников «Юным умникам и умницам». В рамках внеурочной деятельности в период введения новых ФГОС.

Курс «Юным умникам и умницам» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.Курс направлен на развитие познавательной активности младших школ...