"Практика внедрения инновационной технологии обучения чтению"
статья по чтению по теме

Представляемая инновация по масштабу преобразований относится к новшествам на уровне технологии обучения. Она предполагает изменение средств, приемов, методов, способов обучения чтению, типов и видов познавательной деятельности учащихся. При этом подходы к отбору содержания урока остаются по существу традиционными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика внедрения инновационной технологии

обучения чтению.

    Представляемая инновация по масштабу преобразований относится к новшествам на уровне технологии обучения. Она предполагает изменение средств, приемов, методов, способов обучения чтению, типов и видов познавательной деятельности учащихся. При этом подходы к отбору содержания урока остаются по существу традиционными.

    При введении данной инновации возможно использование ИКТ на уроке чтения как для проверки выполнения заданий и фронтальной работы с классом, так и для самостоятельной работы учащихся.

    По методу нововведений данное новшество относится к модификационным, т. е. это частичное нововведение, не затрагивающее принципиальных ценностно – целевых оснований процесса обучения. Необходимость  такого типа новшеств возникает там и тогда, где и когда требуются отдельные усовершенствования процесса обучения, его модернизация. В данном случае усовершенствование процесса обучения чтению после букварного периода (на этапе становления синтетических приемов чтения).

    По направлению  (содержанию) преобразований данное новшество относится к реализующим идею индивидуализации, личностной ориентации обучения. Оно обеспечивает разноуровневый подход к обучающимся, позволяет при изучении одного произведения учитывать разный уровень обученности чтению.

    Плохо читающие дети имеют возможность поработать над технической стороной чтения, хорошо читающие – над развитием связной речи, расширить свои познания в области литературы.

    Почему возникла необходимость в модернизации процесса обучения чтению?

Ежегодное определение уровня сформированности процесса чтения у учащихся 1- 2 классов общеобразовательной школы показывает, что на протяжении нескольких лет без ошибок читают не более 10 % учащихся. Дети читают медленно, монотонно, не вникая в смысл прочитанного. А между тем развитие ребенка без хорошего навыка чтения всегда будет неполным, и самые совершенные учителя и репетиторы не исправят этого положения. Только чтение способно привить ребенку навык самостоятельного мышления, расширить словарный запас и сформировать способность к абстрактным умозаключениям. Кроме того, книги сохраняют нравственный опыт человечества и позволяют ребенку впитывать его в тех формах, которые для него наиболее понятны. Ребенок, который дружит с книгой, приобретает новый статус в ребячьем коллективе. Он – мастер рассказать захватывающую историю, он знает самые неожиданные вещи, ему легче и интереснее учиться. Так почему же большинство детей не хотят читать? Все очень просто. Чтение дается им с таким трудом, что о пользе и удовольствии не может быть и речи. И причины этого могут быть самыми разными…  

    Причинами ошибок при чтении может быть  нарушение развития устной речи, недостаточная сформированность данного процесса (на первых  этапах обучения), недостатки в развитии познавательных процессов, педагогическая запущенность, нарушение поведения.

    Педагоги и родители озабочены таким положением вещей и пытаются исправить положение, заставляя ребенка читать текст несколько раз подряд, пытаются учить ребенка читать, руководствуясь разными методиками,  или обращаются за помощью к специалистам, водят ребенка на дополнительные занятия, что вызывает перегрузки. И ребенок все меньше и меньше хочет читать и учиться вообще.

    На самом деле,  многие ошибки, которые допускает ребенок, являются закономерными при формировании чтения и не могут  классифицироваться как дислексия.  

/Дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. Лалаева Р.И. /

     Большинство детей допускает разные ошибки и несмотря на то, что их количество не позволяет ученику получить удовлетворительную оценку, для диагностирования дислексии их недостаточно; к тому же в зависимости от сложности и величины текста характер ошибок меняется, т. е. нельзя говорить о стойкости нарушения.

     Дети, испытывающие трудности при овладении чтением, но не страдающие дислекией, не зачисляются на  логопедические занятия (да и не всегда в школе есть возможность обратиться за помощью к школьному логопеду). Какую помощь можно и нужно  оказать детям, имеющим трудности в овладении чтением?

    Работе со словом: развитию языкового анализа и синтеза уделяется внимание только в букварный период. Считается, что за это время ребенок должен овладеть механической стороной чтения. После букварного периода на уроках литературного чтения обучающиеся работают с учебником «Литературное чтение», который ориентирован на развитие лексики, связной речи, расширение кругозора. Но ряд учащихся и в после букварный период  нуждается в упражнениях, развивающих языковой анализ и синтез. А такая работа учебником не предусмотрена. Учителя начальных классов пытались использовать на уроке и на дополнительных занятиях развивающие технику чтения упражнения, но работа эта носила не систематический характер и требовала дополнительных временных затрат как для подготовки учителя, так и для выполнения заданий учеником.

    Для достижения положительного результата и предотвращения перегрузок необходимо организовать  систематическую  работу по развитию техники чтения на уроке и дома, которая опиралась бы на программное содержание и была  продолжением изучаемого на уроке материала.

    На подготовительном этапе учитель – логопед разработал систему заданий (за основу взяты упражнения, используемые в логопедической практике) к каждому разделу учебника «Литературное чтение » к конкретным произведениям.

    Цель предлагаемых упражнений – развитие зрительного и языкового анализа, синтеза, мнезиса, развитие чувства ритма, фонематических функций, активизация словарного запаса.

    Для выполнения ученикам предлагались следующие задания: (Приложение)

  1. Шифровка по таблице букв, слогов.

Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса.

Выполнение: 1. В таблице найди клетку с указанным числом, запиши соответствующую букву. Прочитай шёпотом         полученное слово.

  1. Найди клетку с нужной буквой и запиши число, записанное в ней.

Таблица 1                                                                                

                                                                                                     

*     1

ж    2

л    3

е    4

м    5

в    6

р    7

г     8

я    9

у   10

з    11

ю  12

ё    13

ц   14

б   15

ч   16

ъ   17

д   18

о   19

и   20

?   21

н   22

ф   23

с   24

ш  25

т   26

щ  27

к   28

ы  29

ь   30

э   31

п   32

а   33

й   34

х   35

!   36

Т. 1 – 24. 33. 5. 19. 3. 13. 26

Самолёт

Шифровка по таблице слогов

27. 24. 5

Дорога

36. с. 112.

Шоссе

У. 82. 18

Улица

Ав. 28. 21. 93 ль

Автомобиль

  1. Корректурные пробы.

Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса.

Выполнение: Зачеркни все  указанные буквы,  прочти полученную фразу.

б

б

д

е

н

ь

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

  б            

б

б

о

т

к

р

ы

в

а

е

т

б

б

б

б

б

б

г

л

а

з

а

б

б

б

б

б

б

б

                     

  1. Тарабарские стихи. 

(Для детей с угадывающим чтением)

Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса; чувства ритма.

Выполнение: Внимательно читай каждую строчку, произноси слово с указанным ударением. Постарайся прочитать так, чтобы получилось стихотворение.

                      /                     /

Ли сатитиль, лимались                                                                  

       /                  /

У нарапату затой,

        /               /

Ку ласа тапурались

         /              /

Ме качая музой.

       

         /        /          /

Муша музой ликаеца,

        /               /

Мы ссорились, мирились,

И спорили порой,

Но очень подружились

За нашею игрой.

             

Игра игрой сменяется,

Кончается игра,

А дружба не кончается.

              Ура! Ура! Ура!

Ралуеца муша

                /        /         /

И крампа ли пираеца.

                    /        /         /

             Ума! Ума! Ума!  

 

             

  1. Подсчитай, возьми, сложи.

Цель: развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза.

Выполнение: Назови картинку, определи указанную цифрой букву (если затрудняешься, посмотри в подсказку). Запиши её. Прочитай полученное слово.

(кабан)

                       

     1             4               4                      5                          7  

  1. Ломаная.

Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса.

Выполнение: Двигаясь по стрелкам, прочитай предложение. Подсчитай сколько в нём слов.

ро

Ле

том

при

ле

те

ла

зна

ко

ма

я

со

ка.

  1. Поставь по порядку буквы, слоги, слова.

Цель: развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, активизация словаря.

Выполнение:

  1. Поставь слоги по порядку, назови полученное слово.
  2. Составь слово из предложенных букв, поставив их по порядку.
  3. Поставь по порядку слова, получи предложение.

б а к а о с

н ы ц п ё к о л

н о к ь

к и т у

тё – нок - ко

ро – нок – сё - по

нок - ще

лё – нок - коз

Было в январе дело,

Ёлка на горе стояла,

А этой ёлки возле

Злые волки бродили.

В Новый год кому охота

В лапы волку попасться!

Бросились вперёд зайчата

И на ёлку прыгнули.

К, сгорбил, присел, земле, спину, на, собак, смотрит, и

Животом, котёнка, упал, на, его, собак, от, закрыл

Собак, испугалась, и, прочь, закричала, от них, побежала

  1. Задом наперёд

Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса.

Выполнение: прочитай предложение справа налево.

. ьшеяретоп    еенделсоп – ьшечохаз   огонМ

  1. Зачеркни  лишнее.

Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса.

Выполнение: Внимательно посмотри на буквы, найди среди букв, слово, подчеркни его.

П м и к о л у к  о м о р ь е б р о з у к л а

М у п е с н ь я к и м а р з а в о д и та т у м и с а

Н е в е д о м ы е к у с а р д о р о ж к и п у т к а

М у р ы т в и т я з ь е м а с у т р и п


     

     Учитель начальных классов проанализировал деятельность плохо читающих детей на уроке и пришел к следующим выводам. Плохо читающие дети, как правило, пассивны на уроках чтения. Во время фронтального опроса они не следят по тексту, не читают «про себя». Это время оказывается потерянным  для них.

     В этом возрасте у детей слабо развита самооценка. Ребёнку важно, что о нём думают другие, прежде всего учитель и одноклассники. Осваиваясь  в новом коллективе, первоклассник пытается вызвать одобрение со стороны одноклассников. Медленное, с ошибками чтение вызывает недовольство  со стороны слушателей. Дети порой беспощадны в своих оценках, они подсмеиваются над неудачниками, передразнивают их, просто выражают своё нежелание их слушать. (О комфортности пребывания на уроке в таких условиях речь не идёт).

    Подобное отношение снижает мотивацию учения школьника. Он отказывается читать вслух, теряет веру в свои силы, перестаёт тренироваться в чтении (особенно если дома его попрекают неудачами). Такое отношение к ребёнку может привести к повышенной тревожности, к страху перед уроками чтения, вызвать отвращение к книгам.

    Следовательно, во время фронтального опроса плохо читающий ученик может выполнять  специальные задания, которые, во - первых, благоприятно воздействуют на развитие фонетико-фонематической и лексико - грамматической стороны речи, пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза, мнезиса; во- вторых,   соответствуют программе по литературному чтению и могут быть использованы в дальнейшей работе на уроке (что делает результат деятельности ребёнка значимым для других). Ребенок может получить задание, связанное с новым произведением, т. е. работать с опережением, что поднимет его авторитет в глазах одноклассников.

    К моменту внедрения данной технологии в учебный процесс сложилась следующая система работы учителя и учителя - логопеда.

логопед

учитель

Проводит проверку техники чтения

Определяет детей, имеющих трудности при овладении чтением

Определяет детей, испытывающих трудности при овладении чтением и имеющих дислексию.

Проводит инструктаж по выполнению заданий

Проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми, имеющими нарушения произношения звуков, фонетико-фонематическое недоразвитие или общее недоразвитие речи.

Определяет место специальных заданий на уроке

Составляет задания и проводит с учениками несколько консультаций, на которых объясняет ход выполнения заданий

Распределяет задания и контролирует ход их выполнения

Проводит проверку техники чтения

Фиксирует правильность выполнения задания.

Проводит инструктаж с учителями  по применению упражнений

Проводит инструктаж с родителями по выполнению заданий

 

    В самом процессе внедрения инновации в обучении чтению можно выделить несколько этапов:

  1. Подготовительный.
  1. Освоение системы упражнений, развивающих технику чтения.
  2. Осмысление места упражнений на уроке и  при подготовке домашнего задания.
  1. Диагностический.
  1. Выявление детей с трудностями в овладении чтением, определение причин испытываемых трудностей.
  1. Организационный.
  1. Организация логопедических занятий с детьми, имеющими недостатки в развитии речи, в том числе письменной (дислексия, дисграфия).
  2. Организация консультаций  по выполнению специальных упражнений для детей и родителей.
  1. Практический.
  1. Использование специальных упражнений при обучении чтению.
  1. Рефлексивный.
  1. Определение динамики развития техники чтения (ежемесячно).

    При внедрении данной технологии учителю следует соблюдать принципы последовательности: в первом классе предлагать ребенку не более двух заданий за урок. Это могут быть 2 слова по таблице слогов, одно слово для расшифровки по картинкам, одна корректурная проба и т. д. нагрузка не должна быть чрезмерной; доступности: предлагаемое задание должно быть посильным, ребенок обязательно должен с ним справиться.

   В первом классе задания предъявляются на карточках. Во втором классе ученик получает тетрадь на печатной основе, в которой он работает в школе и дома.

Выполнению специальных упражнений дается только качественная оценка, отметка не ставится.

    Положительной характеристикой данной инновации считаю занимательный характер заданий, они предъявляются в игровой форме, они напоминают речевую загадку, ученик, выполняя задания, должен раскрыть некий секрет, а тайна всегда привлекательна для детей.

    Полученные слова, фразы используются для работы на уроке, ученик осознает значимость своей работы, повышается мотивация.

    Ученик может выполнять задания на компьютере (как в классе, так и дома), учитель может проецировать задания на доску, чтобы проверить правильность выполнения, или выполнить какое-то задание фронтально. Например, составление плана рассказа, читая заголовки виде ломаной, составление названия сказок по картинкам и другое.

Внедрение в учебный процесс инновации в области обучения чтению дало положительные результаты.

 Результаты работы в 1 классе.

 

 

Результаты работы во втором классе

    Представленная инновационная деятельность может быть рассмотрена как целенаправленное преобразование организационно - технологических основ  процесса обучения чтению, направленное на повышение качества образовательных услуг.    Показателем нового качества образовательного процесса (в данном случае) можно считать отсутствие отрицательных эффектов и последствий (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, дефицит учебной мотивации).

Приложение.

1. Шифровка по таблице букв, слогов.

 Задание: Составь имена по таблице.

 (« Анна, не грусти!» Н. Булгаков)

Т. 1 – 33. 3. 3. 33

Алла

Т. 5 – 34.21.21.9. 26. 27. 34

Аннушка

Т. 1 – 28. 33. 7. 20. 22. 33

Карина

Т. 5 – 21. 20. 8. 34

Нюра

Т. 2 – 28. 9. 26. 21

Катя

Т. 5 – 21.  11.  23.  10

Нюся

Т. 6 – 27. 26. 26. 27

Анна

Т. 3 – 5. 33. 9. 16. 35. 33

Катюша

Т. 6 – 27. 26. 10. 3. 27

Анюта

Т. 3 – 5. 33. 9. 7. 32. 5. 33

Катенька

Т. 4 – 10. 27. 21. 3

Катя

Т.2 – 16.28.9.26.16.19.4.3.9

Екатерина

Т. 4 – 27. 21. 3

Аня

Вопрос: Какие имена лишние?

           

2. Корректурные пробы.

(«Бульдог по кличке Дог» Американская народная песенка)

  1. п, с (ходила в магазин)

псппхоппдсспилсппсппсаспспспвссппсп

смспсспапссгппассспспзсинпспссспспсп

  1. м, ц (зовёт гулять)

ммммзммммоцмцмцвёмммцмцмцмцмцтццц цццгуммцмцмцмцлямцмцмцмцмцмцтьмммм

3. Тарабарские стихи.

(« За игрой» В. Берестов)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании младших школьников.

В докладе говорится о необходимости внедрения инновационных технологий в начальной школе, использовании на уроках компьютерных презентаций....

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании учащихся начальной школы

Не зависимо от типа образовательного учреждения педагоги используют новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержани...

Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе

В настоящее время в педагогической науке встречается огромное количество образовательных технологий. Да и само понятие «образовательная технология» имеет разные определения. Множество методистов ...

«Повышение эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на основе личностно-ориентированного обучения»

Данная презентация поможет в работе методического бъединения учителей начальных классов в рассмотрении вопросов повышения эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на ос...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ»

Развитие интеллектуального потенциала учащихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, с...

«Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе»

laquo;Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе»...

Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе

Статья предназначена для формирования читательского навыка у детей младших классов...