Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе
статья

Колесникова Анна Константиновна

Статья предназначена для формирования читательского навыка у детей младших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл литературное чтение18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии обучения чтению

в начальной школе

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, сознательного, выразительного чтения.

Слабый навык чтения затрудняет процесс обучения ребенка не только в начальных классах, но и на следующих ступенях обучения.

За последнее время произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно – экспериментальные работы, касающиеся модернизации образовательного процесса в начальной школе, совершенствуется содержание и структура образования.

На современном этапе развития общества, многие учителя и я в том числе, работая по традиционной системе обучения (программа «Перспектива»), стараемся обновить содержание обучения и включаем в уроки элементы современных образовательных технологий. Этого требует время.  В наш век научно – технического прогресса, без опыта педагогов – новаторов, без новых технологий обучения не возможно развитие детей.

Сегодня все преподаватели стараются сделать урок интересным, ярким, насыщенным и продуктивным, считают необходимым создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Новая организация жизни предъявляет новые требования к школе.

В основе нового стандарта образования лежит системно - деятельностный подход, основой которого стало учение российского ученого Льва Выготского об активной роли учащихся в процессе «построения» знаний. Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Дети «открывают» новые знания сами, в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

В первом классе использую следующие приёмы работы над произведением:

  1. чтение цепочкой
  2. «волна» - чтение с понижением и повышением громкости
  3. «прыжки»  - чтение текста через слово совместно с учителем
  4. «Незнайка» - ученики хлопают в ладоши, когда замечают ошибку учителя
  5. выборочное чтение – ученики ищут ответ в тексте
  6. «Молния» - быстрое чтение
  7. найти и прочитать предложение с определённым словом  

Практика показывает, что эффективность и результативность обучения школьников читательской грамотности зависит от продуманного алгоритма работы на уроке. Нетрадиционные приемы: управляемое чтение, диспут и дискуссия, управляемое воображение, обучение в диалоге, новые формы педагогического общения «учитель-ученик», «ученик-информация» и др. оказывают благоприятное воздействие на развитие читательской активности. Учитель вправе корректировать эту систему в соответствии с темой урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса. На формирование читательской грамотности влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов, жанров и стилей. Использую разные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, углубленное. Для этого использую различные приёмы:  чтение слоговых таблиц про себя или хором, по рядам; речевые разминки,  игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия,  внимания,  чтение фраз с разной интонацией. (Прочитай весело,  задорно, с вопросительной интонацией,  утвердительно, удивленно или скороговоркой,  разным темпом: ускоренным,  замедленным,  усилением темпа,  переходом на шёпот).

Я стремлюсь к тому, чтобы мои уроки не стали шаблонными. Предоставляю  детям возможность стать активными участниками, а не пассивными слушателями. Хочу, чтобы  на моих уроках свершались открытия, рождались  истины, покорялись вершины, продолжались поиски!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Практика внедрения инновационной технологии обучения чтению"

Представляемая инновация по масштабу преобразований относится к новшествам на уровне технологии обучения. Она предполагает изменение средств, приемов, методов, способов обучения чтению, типов и видов ...

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Метод проектов как инновационная технология обучения в современной начальной школе.

Метод проектов выступает оптимальной технологией развития самостоятельной, творческой активности учащихся, в результате которой обучающиеся создают конечный продукт в виде новых знаний и умений. Проек...

Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе

В настоящее время в педагогической науке встречается огромное количество образовательных технологий. Да и само понятие «образовательная технология» имеет разные определения. Множество методистов ...

«Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе»

laquo;Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе»...

Инновационные технологии, которые используются в начальной школе при обучении русскому языку.

Описание инновационных технологий, которые используются в начальной школе при обучении русскому языку....