Метод проектов как инновационная технология обучения в современной начальной школе.
статья (3 класс) на тему

Золотухина Нина Александровна

Метод проектов выступает оптимальной технологией развития самостоятельной, творческой активности учащихся, в результате которой обучающиеся создают конечный продукт в виде новых знаний и умений. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации обучающихся в познавательной и преобразовательной деятельности повышает мотивацию к учению, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учителя начальных классов МБОУ СОШ № 31

 г. Ростова-на-Дону   Золотухиной Нины Александровны

 Метод проектов как инновационная технология   обучения в  современной начальной школе.

Социокультурные изменения в обществе и, в связи с этим , модернизация современного образования  обуславливают сокращение границ использования репродуктивных видов деятельности в процессе образования, и диктует расширение инновационной активности обучающихся. Важнейшей задачей образовательной системы является формирование творческого , исследовательского потенциала личности.  Важной гранью процесса познания является умение видеть новое и рассматривать возможные альтернативы .

В этой связи, обратимся к исследованиям проектной деятельности обучающихся. Метод проектов выступает оптимальной технологией развития самостоятельной, творческой активности учащихся, в результате которой обучающиеся создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. Он был  разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании . В педагогической концепции Дьюи, проект означает «обучение посредством деланья», формирование у воспитанника соответствующих практических навыков проектирования и решения жизненных проблем.

Со временем метод проектов претерпел некоторые изменения, возникнув из идеи свободного воспитания, метод проектов в настоящее время становится частью проективного образования. Смысл метода проектов заключается в самостоятельном освоении школьником учебного материала в процессе выполнения проектов. В истории развития метода проектов в России связаны с реализацией концепции «Единой трудовой школы» 20-х гг и разработкой метода проектов П.П.Блонским и апробаций его С.Т. Шацким который считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.

Проектное обучение создает условия для творческой самореализации обучающихся в познавательной и преобразовательной деятельности повышает мотивацию к учению, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты.

А.И. Савенков отмечает, что проект обучающегося включает следующие основные компоненты:

  • определение потребностей: учащийся самостоятельно или совместно с учителем выявляет актуальную проблему, требующую разрешения;
  • краткая формулировка задачи: определяется цель проекта и в краткой форме записывается задание по разработке и изготовлению изделия;
  • исследование и анализ: исследуются потребности человека (или группы людей), которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги, имеющиеся на рынке, технологии производства в промышленности, возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования;
  • выработка требований: составляется детальный перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным;
  • первоначальные идеи: учащиеся вырабатывают идеи по разрешению обозначенной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями;
  • выбор и проработка лучшей идеи: представленные идеи оцениваются по отношению к критериям, указанным в требованиях и выбирается лучшая, которая детально прорабатывается (проводится конструирование и моделирование);
  • изготовление изделия: учащиеся планируют процесс изготовления, приобретают необходимые умения работы с материалами и изготавливают разработанные изделия;
  • проверка и оценка: учащиеся проводят испытания, оценку изделия по отношению к выработанным требованиям и самооценку всего процесса проектирования.

Выполняя творческие проекты, учащиеся начальных классов овладевают основами проектирования, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Организуя учебное проектирование, учитель осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, для этого и используются различные по уровню сложности проектные задания.

В научной литературе выделяют различные типы учебных проектов, выполняемые младшими школьниками (см. рис.1).

Рис.1 Типы учебных проектов младших школьников.

И.И. Джужук, выполняемые школьниками проекты условно разделяет на виды, используя следующие критерии: по содержанию проекта - монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета); межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов); надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу); включенность проектов в учебные план - текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения); итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала); продолжительность выполнения проекта - мини-проекты, (несколько недель); средней продолжительности (несколько месяцев); долгосрочные (в течение года); количество участников проекта - коллективные, индивидуальные, групповые .

Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии, разработки по совершенствованию и благоустройству окружающей среды. Умения работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов.

Наиболее важными результатами выполненных учащимися проектов являются: освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности младших школьников, реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие), оформленное описание проекта (дневник проектирования или проектная папка) .

Организация обучения на основе метода проектов предполагает превращение обучающегося в субъект трудовой деятельности, каждый обучающийся становится равноправным членом творческого коллектива. При этом учитель не противостоит обучающимся, а выступает в качестве партнера. Работа над проектами в творческом коллективе дает возможность обучающимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Все это способствует самоопределению, самореализации личности учащихся.

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.

Понимание проекта как слияния теории и практики, заключающей в себе не только постановку умственной задачи, но и практическое выполнение ее направленное на становление субъектной позиции, позволяет выяснить специфику метода проектов, которая заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ученика с окружающим миром; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с учеником деятельности с опорой на собственный опыт учащегося.

И.И. Джужук на основе проведенного исследования дает такое определение метода проектов: «Объективный педагогический феномен, органично встроенный во все другие педагогические процессы; содержание и механизмы реализации личностно-ориентированного образования; научный подход и педагогическая система, обладающая свойствами опережения, комплекстности, интегративности, включающая дидактический способ преобразования  логики учебного предмета в логику учебного процесса, выводящий деятельность учащихся на уровень гуманитарной культуры; модели личностно-утверждающих ситуаций свободного жизнепроявления и жизнетворчества личности» .

С учетом психологических особенностей обучающихся младшего школьного возраста, проект направлен на процесс обоснованного, грамотного взаимодействия ученика с окружающей средой. Традиционный вариант деятельности учителя начальной школы и обучающегося в проектной деятельности (см.  таб.3).

Таблица 3.

Структура деятельности учителя и обучающегося при использовании метода проектов

Обучающийся

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Использует известные способы поведения

Создает условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнер ученика

Несет ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Результаты проведенного исследования О.П. Агафоновой подтверждают, что обучение с использованием метода проектов в начальной школе имеет целый ряд достоинств, среди них несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние (см. таб. 4).

Таблица 4.

Влияние проектной деятельности на развитие учебных умений и компетентностей младшего школьника

п\п

Группа умений и одноименная компетентность

Содержание умений и компетентности

1

исследовательские

генерировать идеи, выбирать лучшее решение

2

коммуникативные

сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы

3

оценочные

оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других

4

информационные

самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявить, какой информации или каких умений не достает

5

презентационные

выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности

6

рефлексивные

отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле

7

менеджерские

проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы, принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного дела

В начальной школе обучающиеся уже вовлекаются в разработку, выполнение и презентацию проектов. В традиционном начальном обучении несложность  проектов  обеспечивает  успех  их  выполнения  и  потому  это  стимулирует  силы  и желание обучающегося работать  над  следующим  проектом. Каждый проект вполне реальное дело для ученика: он знает цели, может мысленно охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, примерить к ним свои возможности и составить план своей несложной работы.

Проекты обучающихся могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности.

В  младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок и личностных качеств, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проекта, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Основной целью проектной деятельности младших школьников является оптимальное развитие личности каждого ученика, формирование у учащихся соответствующих качеств мышления. Задачи проектной деятельности преимуществено включают: формирование у младших школьников элементов научного мировоззрения; развитие абстрактного мышления и речи; воспитание патриотизма и гражданственности; уважение к культуре и истории своей страны; взаимодействие и взаимовыручку в коллективе; развитие исследовательских и творческих способности учеников, умение планировать свою работу; актуализацию знаний, умений и навыков; развитие взаимодействия между родителями и детьми.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Ильин Г.Л. Теоретические основы проективного образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Казань, 1995. 31 с.

2.        Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996, 344 с.

3.        Башмаков А. И. и др. Креативная педагогика: методология, теория, практика /Под ред. Ю. Г. Круглова. - М.: Ред.-изд. центр «Альфа», 2002.

4.        Кравцов А.О. Воспитание творческих установок как составляющая проектной культуры субъектов образовательного процесса. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск

5.        Круглова О.С. Технология проектного обучения \\ Завуч. № 6, 1999. С 90-94.

6.        Соловьева Ю.А Формирование проектной культуры студентов: возможности технологии действием и проектной технологии. Гуманизация образования. 2009. № 6. С. 115-119.

        7.        Волков И.П Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1990.

8.        Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112 с.

9.        Савенков А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии, 1998, № 4.

10.        Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников// Начальная школа. 2006. № 1. С. 17-27.

11.        Коваленко О.О.Проектная деятельность в работе с младшими школьниками \\Мир образования - образование в мире. 2007. № 3. С. 208-213.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в современной начальной школе

В последннее время информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все больше определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную к...

Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе...

Обобщение опыта работы "«Использование инновационных технологий обучения в начальном курсе математики»

Существует большое количество инновационных педагогических технологий, обеспечивающие решение задач обучения и развития личности учащихся. Использование инновационных технологий при изучении математик...

Научная статья на тему: "Метод проектов как инновационная технология обучения на уроках окружающего мира"

Научная статья на тему: "Метод проектов как инновационная технология обучения на уроках окружающего мира"...

Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе окружная конференция

Участие и представление опыта в Окружной научно – практической конференции «Проектно – исследовательская деятельность как средство реализации ФГОС»,  мастер – класс ...

Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе.

Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе....