Научная статья на тему: "Метод проектов как инновационная технология обучения на уроках окружающего мира"
статья ( класс) на тему
Научная статья на тему: "Метод проектов как инновационная технология обучения на уроках окружающего мира"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
(по материалам курсового исследования)
Замотохина Мария Ивановна
Научный руководитель – Лебедева Е.Ю., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, высшей квалификационной категории
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.
Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом.
Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения. Уже в начальной школе ученика учат искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе. [1]
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий (УУД). Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с этим учитель начальных классов, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность.
Для того чтобы учителю было проще обучать детей по новому стандарту, выполнять все требования, существуют средства, одним из которых являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, уже в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни. Самостоятельность учащихся лежит в основе проектной деятельности.
Проектная деятельность влияет на формирование организационно - деятельностных качеств учащихся (способность осознания целей учебной и проектной деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение), а также креативных качеств (вдохновение, гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, воспринимать его информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе). [2; 82]
Проблемой метода проектов занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них Дж. И. Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс, П.Ф. Каптерев, В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие метода проектов.
Следует отметить, что проблема использования проектной деятельности является одной из самых актуальных проблем в воспитательной работе в начальной школе.
Актуальность проектной деятельности в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Актуальность данного исследования подтверждается следующим противоречием: между важностью организации проектной деятельности в начальной школе и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе метода проектирования в начальной школе и недостаточным пониманием значительности данного метода в начальной школе.
Разрешение названного противоречия предполагает рассмотрение проблемы: в решении вопроса теоретической разработки и практической реализации метода проектирования на уроках окружающего мира в начальной школе.
Проблема позволила нам сформулировать тему нашей статьи: «Метод проектов как инновационная технология на уроках окружающего мира».
Целью исследования являлось: раскрыть особенности организации проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе.
Исходя из целей исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «проектная деятельность».
2. Выявить особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
3. Оценить возможности проектной деятельности на уроках окружающего мира.
4. Обобщить результаты работы.
5. Сделать выводы.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение педагогической, методической литературы по данной проблеме, анализ, синтез, классификация отобранной информации.
Исходя из материалов нашего исследования, мы выяснили, что система образования подвержена многочисленным изменениям, развитию. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования. НТП способствует тому, чтобы образование находило более действенные, эффективные пути преобразования простого человека в социально значимую личность.
Следствием постоянного развития, совершенствования методов обучения стали инновационные технологии, т.е технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образование.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы новых умений: во-первых, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии.
В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, внедрение новых технологий. [3; 3] Однако внедрение таких технологий сопряжено с рядом трудностей (финансовые средства, недостаточное развитие технологий и т.д.). Кроме того, несмотря на очевидную необходимость в инновациях всё же внедрять их следует с осторожностью. В противном случае неосторожная инновационная деятельность может привести к кризису образовательной системы. И всё же важно понимать, что педагогические инновации – это неотъемлемая часть развития педагогики и они необходимы для совершенствования системы образования. В ходе исследования мы так же выяснили, что одной из педагогических инноваций является проектная деятельность, которая способна повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, пробуждения интереса к чтению, воспитания положительных ученических, человеческих качеств, эстетического вкуса, информационной грамотности.
При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, свободными от преподавательского диктата, учителю и учащимся - лучше понять друг друга.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя проекты в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. [4; 53]
Исходя из вышесказанного, необходимо сделать следующий вывод: проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность учащихся при решении личностно-значимой проблемы, в процессе которой происходит открытие основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.
В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать.
Нами было установлено, что применение инновационных педагогических технологий, в том числе и метода проектов, позволяет наиболее полно реализовать задачи современного образования - создание совокупности условий развития обучающихся, которая обеспечивает в будущем их готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей. [5; 432]
В дальнейшем мы планируем разработку данного исследования в рамках выпускной квалификационной работы.
Список используемой литературы
- Научная конференция издательства «Молодой ученый» http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/143/6151/
- Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Пахомова Н.Ю. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
- Инновационные педагогические технологии. http://www.coolreferat.com – 3 c.
- Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. Сергеев И. С. 6-е изд., испр. и доп.— М.:АРКТИ, 2008. — 80 с.
- Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Андреев В.И.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 698 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"
Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...
Статья "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира"
В статье представлен теоретический материал, описывающий вопросы технологии и подготовки проблемного урока- урока "открытия" новых знаний, а также конспект урока по окружающему миру в 4 кл...
Статья" Возможности использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
Описываются методы и приёмы проблемного обучения.,возможности его использования....
Метод проектов как инновационная технология обучения в современной начальной школе.
Метод проектов выступает оптимальной технологией развития самостоятельной, творческой активности учащихся, в результате которой обучающиеся создают конечный продукт в виде новых знаний и умений. Проек...
Статья на тему "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира в 4ом классе"
Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира в 4ом классе...
Использование инновационных средств обучения на уроках окружающего мира в системе «Школа России»
Использование на уроке окружающего мира цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) на экране монитора (при работе в гру...
Научная статья на тему: Методы адаптивной физической культуры.
Содержание:Методы формирования знаний.Методы обучения двигательным действиям.Методы развития физических качеств и способностей....