Статья "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира"
статья по окружающему миру (4 класс) по теме

В статье представлен теоретический материал,  описывающий вопросы технологии и подготовки  проблемного урока- урока "открытия" новых знаний, а также конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Горные породы и минералы" (ОС "Школа 2100") иллюстрирующий технологию проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аксенова Наталия Владимировна

Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №17» г. Перми

   Технология проблемного обучения  на уроках окружающего мира

В  связи с введением Федерального  государственного образовательного стандарта  (ФГОС) перед педагогами встает задача, какие технологии  использовать в современном уроке, чтобы урок отвечал требованиям, предъявляемым сегодня к подготовке модели выпускника начальной школы. В современных условиях технология проблемного обучения в начальном общем образовании получает все большее распространение. Суть ее состоит в том, что постановка учебной проблемы и поиск решения осуществляется учениками на уроке посредством выстроенного учителем диалога, который развивает логико-теоретическое и интуитивное мышление учеников. В этом аспекте уроки по изучению младшими школьниками окружающего мира имеют большие возможности.

Проблемный диалог – это сотрудничество, которое предполагает совместную образовательную деятельность, когда ученики и учитель открывают истину вместе. При таком обучении учитель не дает учащимся готовых определений и характеристик предметов и явлений окружающего мира, а подводит к их пониманию через систему вопросов, развивает самостоятельность мысли с помощью творческих заданий. При этом важным становится не только  само усвоение знаний, но и способы учебной деятельности, переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Диалог может быть побуждающим и подводящим (Мельникова Е.Л. Проблемный урок.- Москва, 2002). Побуждающий диалог представляет собой отдельные фразы, реплики, не жестко связанные друг с другом и используемые для осознания учащимися противоречия и формулирования проблемы. В побуждающем диалоге мысль ученика как бы делает скачок к неизвестному. Ученики высказывают различные ответы, зачастую противоречивые, прежде чем выходят на нужное выделение учебной проблемы. Подводящий диалог – это система вопросов и заданий, логическая цепочка, где из одной мысли вытекает другая. Он управляет рассуждениями детей, развивает логическое мышление.

В интеллектуальной деятельности ученика по освоению новых понятий об окружающем мире путем решения учебных проблем, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход, самостоятельность в получении знаний. Проблемный диалог, благодаря стимуляции собственной мысли ребенка, обеспечивает осознание полученных знаний, их осмысление. То, что ученик открыл самостоятельно в активной учебной деятельности, использовав свой жизненный опыт об окружающем мире и личные усилия, понимается им лучше, новые знания и умения становятся «своими», «у-своенными», а это является основным условием превращения знаний в убеждения. Сам процесс учения в состоянии проблемного диалога и активной деятельности носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер. Обеспечивается сознательность, глубина, прочность знаний, а трудности преодолеваются легче. Такой подход в обучении делает ученика ищущим, творческим, инициативным, трудолюбивым, стремящимся к знаниям.

Конечно, при этом возрастает роль и ответственность  самого учителя. Возникает необходимость постоянно совершенствовать себя, искать новые методы, приемы и средства, помогающие в организации учебно-познавательной деятельности учащихся. На наш взгляд, одним из таких направлений, повышающих мотивацию учебной деятельности, а также обеспечивающим эффективность урока в режиме проблемного диалога, может быть использование в технологическом процессе компьютерного сопровождения. Проиллюстрируем это на примере изучения материала на тему «Горные породы и минералы» (Вахрушев А.А., «Мир и человек», 4 класс), являющимся одним из наиболее сложных для понимания детьми.

Задачи урока:

  1. Создать условия для формирования у учащихся представлений о горных породах и минералах, их свойствах и их использовании людьми;
  2. научить распознавать и отличать горные породы и минералы, являющиеся природными богатствами страны и края;
  3. развивать умение проводить наблюдения, классификацию, обобщения;
  4. развивать логическое мышление на примере установления причинно-следственных связей, внимание, речь ребенка;
  5. воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу;

Оборудование: иллюстрации горных пород и минералов и способов их  использования; коллекция наиболее распространенных горных пород и минералов и созданных из них материалов; коллекция «Гранит и его части»; мультимедийная аппаратура.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

(На экране появляется слайд №1 с изображением гор)

-Наша планета – это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки.

- Как называется каменная оболочка Земли?  (Литосфера)

- Из чего она состоит? (Из камней и почвы)

- Как по-другому можно назвать камни, из которых сложена литосфера и горы? (Горные породы)

III . Постановка проблемной ситуации.

(Создание проблемной ситуации на основе столкновения мнений при выполнении задания практического характера).

- Перед вами на экране слова, называющие тела природы. Выберите  слова, обозначающие горные породы (слайд №2 со словами):

Тела.

Каменная соль

корунд

стекло

галит

каменный уголь

алмаз

известняк

кирпич

песок

кварц

графит

гранит

Дети высказывают разные мнения, возникает реакция удивления. (возникновение проблемной ситуации)

-Что же получилось? Задание было одно, а, сколько мнений в классе? (Много)

(побуждение к осознанию противоречия и осознание этого противоречия)

- Почему так получилось? (Не знаем, что такое горные породы)

(побуждение к формулированию проблемы)

- Какой возникает вопрос? Что такое горные породы? 

(учебная проблема как тема урока) 

- А что мы можем про горные породы   узнать? На какие вопросы можем ответить? (диалог, побуждающий детей к составлению плана)

 Учитель фиксирует на доске тему и план.

План работы.

  1. Определение.
  2. Названия.
  3. Место нахождения в природе.
  4. Свойства.
  5. Состав.
  6. Использование.
  7. Это интересно.

IV. Поиск, открытие нового знания.  

1. - Итак, тема и план определены. Рассмотрим 1-ый пункт плана.

- Сейчас компьютер разделит слова на две группы: «горные породы» и «не горные породы». Посмотрите на слова. Какие у вас есть гипотезы о том, что такое горные породы?

 На экране (слайд №3) появляется  схема:

Горные породы                                    Не горные породы  

Гранит                Песок                            Кирпич

Кам.уголь           Глина                            Графит

Известняк                                                 Стекло

Каменная соль                                          Корунд

                                                                    Галит

                                                                    Алмаз

                                                                    Кварц

В ходе обсуждения версий детей учитель продолжает  подводящий диалог:

-Попросим компьютер убрать слова «не горные породы» и оставить только «горные породы».

 На экране в схеме  (слайд №3) исчезает столбик «Не горные породы». Остается схема:

      Горные породы

Гранит                                              Песок                                                                                    

Каменный уголь                               глина

Известняк

Каменная соль

- Сравните слова двух столбиков. Чем отличаются? Что у этих тел общее?  При этом  учитель демонстрирует  образцы пород  наглядно.

(Залегают в земле, литосфере. Твердые и рыхлые)

- Какой можете сделать вывод? Что такое горные породы? (Г.п.- это рыхлые и твердые тела природы, из которых сложена литосфера)

 В ходе обсуждения на экране появляется схема классификации горных пород. 

                        Горные породы

ТВЕРДЫЕ                                     РЫХЛЫЕ

Гранит                                              Песок                                                                                    

Каменный уголь                               глина

Известняк

Каменная соль

- Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают  горные породы? А наука? (Геологи, геология)

-Сегодня мы изучаем горные породы, поэтому нас тоже можно назвать юными геологами. Отправляясь в  геологическую  экспедицию, мы разобьёмся на геологические партии (группы).

2. Работа в группах.

 Каждой группе учащихся предлагается выделить (подчеркнуть в перечне) свойства  одной горной породы (гранит, известняк, каменный уголь, соль, песок, глина) по плану, используя слова для справок и образцы этих пород.

На экране  появляются слайды № 4-9 с изображением этих горных пород и предметов, изготовленных из них.

Чтобы задачу усложнить, в список  включаются «лишние» слова, которые для описания свойств этих горных пород не подходят.

План.

  1. Твердый, рыхлый,
  2. Цвет.
  3. Блеск.
  4. Другие признаки.

Слова для справок:

Твердый, рыхлый, прочный, хрупкий, прозрачный, бесцветный, белый, синий, серый, желтый, красный, черный, имеет блеск, не имеет блеска, жидкий, растворитель, текучий, пластичный, горючий, тяжелее воды.

Далее выслушиваются отчеты каждой партии (группы) о свойствах горных пород. Учитель одновременно ведет беседу по их применению с опорой на слайды № 4-9.

Затем, для продолжения диалога, учитель загадывает детям загадку:

«Красивый, крепкий и могучий

Твердый, прочный не сыпучий.

Известен людям он давно.

Узнаем мы его легко»   (Гранит) 

3. Работа с коллекцией «Гранит и его части».                                                                    

- Название «гранит» не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». Как вы считаете, почему итальянцы назвали его зернистым? (В составе его видны зерна)

- Какие зерна вы видите? (Черные – слюда, белые, блестящие – кварц, серые, красные – шпат)

В результате обсуждения появляется схема (слайд №10):

Горная порода

ГРАНИТ

                 слюда          кварц             полевой шпат

- Гранит – неоднородное тело. Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются «минералы».

Далее схема  в слайде №10 усложняется добавлением слова «минералы».

Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть такие, которые не образуют горных пород, а  встречаются как самостоятельное вещество.

В ходе рассказа появляются на экране в слайде №10   слова  «золото» и «алмаз»)

Горная порода

ГРАНИТ

                 слюда          кварц             полевой шпат

                                                     

МИНЕРАЛЫ

                                      Алмаз                                    Золото

Далее проводится беседа  по рубрике плана «Это интересно» о свойствах и применении данных минералов.

-  С давних пор люди научились выделять минералы из горных пород и изготавливать многие вещи, которыми мы пользуемся в жизни (в слайде «№ 10»появляется  опорное слово «минеральный состав»)        

Затем учитель демонстрирует изделия из минералов. Учащимся предлагается рассмотреть их и познакомиться с названиями минералов.  

Спички – сера; карандаш – графит; наждачная бумага – корунд; присыпка – тальк.

После этого учитель возвращается к формулировке темы, зафиксированной на доске:

-Какова тема урока? (Горные породы)

- А с каким еще понятием мы познакомились? (Минералы)

-Дополните название темы урока. («Горные породы и минералы»)

4. Обобщение материала.

Систематизировать представления учащихся  о горных породах, их свойствах и минералах позволяет схема (слайд №10):  

Горные породы                                              Горная порода                                                                         

                                                                                   ГРАНИТ

Твердые    рыхлые                                        

                                                               слюда          кварц             полевой шпат                        

                               

                                             МИНЕРАЛЫ

           

СВОЙСТВА:                                           Алмаз                   Золото                                                                                                                                                                  

-Прочность-хрупкость

-Твердость-рыхлость

-Минеральный состав

Учащимся задаются вопросы:

-Из чего сложена литосфера? (Из горных пород и минералов)

- Из чего состоят горные породы? (Из минералов)

- Назовите основные свойства, характерные для горных пород.

V. Закрепление материала.

1. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Учащиеся выполняют работу по учебнику (стр.35, упр. №7), которая посвящена способам использования горных пород и минералов.

2.Далее закрепление материала может осуществляться в игровой форме.

А) Проводится фронтальная проверка знаний в виде игры «Отгадай-ка», где дети должны определить горная это порода или минерал, а также выявить, какие горные породы и минералы залегают в недрах Пермского края.

  На экране появляется слайд №11 с различными изображениями тел природы: уголь, крот, соль, кварц, мрамор, графит, сахар, сера, гранит, песок, алмаз, глина, редис, тальк, редис, известняк.

Б) Супер –игра «Кто хочет стать коллекционером?»

У многих геологов есть свои коллекции камней. Детям предлагается собрать свою коллекцию. Коллекция собирается только при правильном определении породы или минерала.

 На экране появляются слайды  № 12 - 20, на которых изображены мрамор, каменный уголь, золото, графит, гранит, гнейс, вода, песчаник и изделия из них.

VI. Итог урока.

Учитель оценивает деятельность учащихся. Благодарит за хорошую работу, старательность, активность, любознательность, внимательность.

VII. Домашнее задание.

Учитель дает на выбор творческие продуктивные задания на оперирование усвоенными понятиями:

- Подобрать пословицы (поговорки, высказывания), в которых качества горных пород и минералов характеризовали бы качества человека.

- Сочинить стихотворения о горных породах или минералах, раскрыв их свойства и использование в хозяйстве.

- Привести примеры использования в повседневной жизни горных пород и минералов.

Таким образом, реализация проблемного  метода с использованием   в учебном процессе стимулирует познавательный интерес, позволяет создать условия для развития творческой активности учащихся, их самостоятельности, предприимчивости и превращать ребенка из объекта в субъект образовательного процесса. Дети не только получают знания, но и приобретают коммуникативные навыки общения, а это жизненно важное умение они переносят в реальную жизнь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Проблемное обучение на уроках окружающего мира в начальной школе.

Статья посвещена использованию проблемно-поисовой технологии в обучении оружающему миру...

Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.

Доклад на тему «Применение технологи проблемного обучения на уроках окружающего мира». Методическая тема над которой я работаю – «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮ...

Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.

Презентация на тему "Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира"...

Статья на тему "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира в 4ом классе"

Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира в 4ом классе...

Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира, 1 класс. УМК "Школа России"

Данная статья рассматривает проблему обучения детей с ЗПР....