Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.
материал по окружающему миру на тему

Токсарова Тамара Николаевна

Доклад на тему

«Применение технологи проблемного обучения

 на уроках окружающего мира».

 

Методическая тема над которой я работаю – «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА».

Цель:

-          усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

-           развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

-          развитие профессионального проблемного решения;

-           воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

- В ходе своей преподавательской деятельности начала замечать, что у школьников снижается интерес к урокам окружающего мира.

Курс «Окружающего мира»  -  достаточно сложный, потому что содержит значительный объём информации из многих областей (биологии, географии, обществознания.)

- А если дети равнодушны к предмету, то учёба становится для них тяжело повинностью (обязанностью).

И тут я задумалась над вопросом:

- Как учить детей с увлечением?

- Как сделать уроки окружающего мира интересными и радостными для моих деток?

            Анализируя свою методику преподавании , я пришла к выводу, что практически все мои уроки традиционные:

 - сама формулирую и сообщаю тему урока, что у моих учеников не вызывало познавательного энтузиазма.

- Далее опять-таки сама объясняла новый материал. Понимание этого материала большинством класса не гарантирована.

- Ну, а потом давала задание выучить правило наизусть, пересказать. (я – объяснил, ты – заучил.)

Следовательно, я пришла к выводу о необходимости планирования уроков так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении окружающего мира.

«НЕ ДЕЛАЙ ЗА ДЕТЕЙ!!!» - вот условие успешности обучения.

Поэтому я решила на своих уроках окружающего мира использовать технологию ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

- Задача учителя на уроках проблемного обучения научить школьников самостоятельно добывать знания.

Данная технология позволяет мне заменить урок объяснения нового материала – уроком открытия знаний.

Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понять то, до чего додумался сам.

- На уроках изучения нового материала я обязательно прорабатываю 2 звена:

1)  ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

и

2) ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

Постановку проблемы и поиск её решения выполняют ученики в специально организованном мной диалоге.

- При подготовке к урокам я использую

А) побуждающий диалог

Б) подводящий диалог

Побуждающий – состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивать творческие способности.

Подводящий -  представляет собой система вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников.

Технология проблемного обучения позволяет мне легко использовать на уроках различные:

ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Связи с формами:

- групповая

-парная

- фронтальная

Связи со средствами:

 - учебник

- ТСО

- опорные сигналы

 

Для определения эффективности внедряемой технологии проблемного обучения провела ряд диагностик:

Диагностика №1. Наблюдение за активностью и наблюдательностью.

Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учебе.

Во время диагностики отслеживались действия учеников: активность и отвлекаемость. Результаты наблюдений фиксировались в бланке наблюдений.

 

Диагностика № 2. Отношение учащихся к учению.

Цель: через анкетирование учащихся выяснить эмоциональное отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям до применения метода проблемного обучения.

 

Анализ анкет показал, что у детей повысился интерес к новым знаниям, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению заданий.

Результативность: если говорить конкретнее о результатах за последнее время, то мои ученики активны в различных конкурсах:

«Эрудиты планеты», «Гелиантус». Число участников ежегодно растёт.

Кроме того, технологию проблемного обучения можно использовать и во внеурочной работе.

В дальнейшем в моих планах внедрять методы проблемного обучения и для домашних заданий.

Их можно классифицировать на два вида: 
1.Предварительные домашние задания. 
Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания. 
2. Задания с элементами исследования. 
Они способствуют овладению определенными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения проблемных вопросов, вызывают проблемные ситуации, связанные с более частными вопросами содержания, но позволяют отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщают учащихся к методам научного исследования 
 

Заключение:

- Раньше много говорили про «Учение с увлечением», так вот, проблемное обучение – это и есть учение с увлечением. На таких уроках интересно и ученикам и учителю. Дети на таких занятиях меньше устают, не испытывают напряжения (нервных перегрузок) следовательно ПО, является ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ.

Технология ПО  развивает у младших школьников интеллект и творческие способности, отсюда следует, что данная технология результативна.

Важно отметить, что проблемное обучение позволяет мне и ученикам общаться на том языке, которое требует от нас новые стандарты образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Применение технологи проблемного обучения

 на уроках окружающего мира».

Методическая тема над которой я работаю – «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА».

Цель:

  • усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
  •  развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
  • развитие профессионального проблемного решения;
  •  воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

- В ходе своей преподавательской деятельности начала замечать, что у школьников снижается интерес к урокам окружающего мира.

Курс «Окружающего мира»  -  достаточно сложный, потому что содержит значительный объём информации из многих областей (биологии, географии, обществознания.)

- А если дети равнодушны к предмету, то учёба становится для них тяжело повинностью (обязанностью).

И тут я задумалась над вопросом:

- Как учить детей с увлечением?

- Как сделать уроки окружающего мира интересными и радостными для моих деток?

            Анализируя свою методику преподавании , я пришла к выводу, что практически все мои уроки традиционные:

 - сама формулирую и сообщаю тему урока, что у моих учеников не вызывало познавательного энтузиазма.

- Далее опять-таки сама объясняла новый материал. Понимание этого материала большинством класса не гарантирована.

- Ну, а потом давала задание выучить правило наизусть, пересказать. (я – объяснил, ты – заучил.)

Следовательно, я пришла к выводу о необходимости планирования уроков так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении окружающего мира.

«НЕ ДЕЛАЙ ЗА ДЕТЕЙ!!!» - вот условие успешности обучения.

Поэтому я решила на своих уроках окружающего мира использовать технологию ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

- Задача учителя на уроках проблемного обучения научить школьников самостоятельно добывать знания.

Данная технология позволяет мне заменить урок объяснения нового материала – уроком открытия знаний.

Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понять то, до чего додумался сам.

- На уроках изучения нового материала я обязательно прорабатываю 2 звена:

1)  ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

и

2) ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

Постановку проблемы и поиск её решения выполняют ученики в специально организованном мной диалоге.

- При подготовке к урокам я использую

А) побуждающий диалог

Б) подводящий диалог

Побуждающий – состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивать творческие способности.

Подводящий -  представляет собой система вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников.

Технология проблемного обучения позволяет мне легко использовать на уроках различные:

ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Связи с формами:

- групповая

-парная

- фронтальная

Связи со средствами:

 - учебник

- ТСО

- опорные сигналы

Для определения эффективности внедряемой технологии проблемного обучения провела ряд диагностик:

Диагностика №1. Наблюдение за активностью и наблюдательностью.

Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учебе.

Во время диагностики отслеживались действия учеников: активность и отвлекаемость. Результаты наблюдений фиксировались в бланке наблюдений.

Диагностика № 2. Отношение учащихся к учению.

Цель: через анкетирование учащихся выяснить эмоциональное отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям до применения метода проблемного обучения.

Анализ анкет показал, что у детей повысился интерес к новым знаниям, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению заданий.

Результативность: если говорить конкретнее о результатах за последнее время, то мои ученики активны в различных конкурсах:

«Эрудиты планеты», «Гелиантус». Число участников ежегодно растёт.

Кроме того, технологию проблемного обучения можно использовать и во внеурочной работе.

В дальнейшем в моих планах внедрять методы проблемного обучения и для домашних заданий.

Их можно классифицировать на два вида: 
1.Предварительные домашние задания. 
Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания. 
2. Задания с элементами исследования. 
Они способствуют овладению определенными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения проблемных вопросов, вызывают проблемные ситуации, связанные с более частными вопросами содержания, но позволяют отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщают учащихся к методам научного исследования 

Заключение:

- Раньше много говорили про «Учение с увлечением», так вот, проблемное обучение – это и есть учение с увлечением. На таких уроках интересно и ученикам и учителю. Дети на таких занятиях меньше устают, не испытывают напряжения (нервных перегрузок) следовательно ПО, является ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ.

Технология ПО  развивает у младших школьников интеллект и творческие способности, отсюда следует, что данная технология результативна.

Важно отметить, что проблемное обучение позволяет мне и ученикам общаться на том языке, которое требует от нас новые стандарты образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира"

В статье представлен теоретический материал,  описывающий вопросы технологии и подготовки  проблемного урока- урока "открытия" новых знаний, а также конспект урока по окружающему миру в 4 кл...

Статья по теме: «Применение технологии проблемного обучения на уроках математики»

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний   день детского развития… Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития…         ...

Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.

Презентация на тему "Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира"...

Статья на тему "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира в 4ом классе"

Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира в 4ом классе...

Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира, 1 класс. УМК "Школа России"

Данная статья рассматривает проблему обучения детей с ЗПР....

Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира

Технология проблемного обучения  на уроках окружающего мира...

Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был...