Инновационные технологии, которые используются в начальной школе при обучении русскому языку.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Ивченко Елена Ивановна

Описание инновационных технологий, которые используются в начальной школе при обучении русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_tehnologii.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии, которые используются в начальной школе при обучении русскому языку.

Я, учитель начальных классов и работаю в городе Еманжелинске в МБОУ « СОШ №11» Важнейшей проблемой, волнующей меня и всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителя стали вводить в практику школ новые технологии. В педагогической практике действует уже более 50 видов новых технологий. Уроки с использованием таких технологий увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность, смекалку.

Я выделила наиболее часто встречающиеся в начальной школе технологии: игровые, модульные, проектно-исследовательские, уровневой дифференциации, компьютерные технологии.

Игровые технологии

Начало любой игры – это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка.

           Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.

          Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Ролевые игры  – инсценирование эпизода драматического произведения или сказки , чтение по ролям.

         Дидактические игры  являются познавательными и развивающими.

         В своей  практике широко использую словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины,  лингвистические кроссворды.

На уроках русского языка можно использовать и модульные технологии обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что учащиеся с большей или меньшей степенью самостоятельности (в зависимости от уровня развития детей) могут работать с предложенной им индивидуальной программой, содержащей целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

Рассмотрим в качестве примера структуру ведущего модуля «Имя прилагательное». Он состоит из нескольких подтем: «Прилагательное как часть речи», «Разряды прилагательных», «Не с прилагательными» и т. д.

Эти подтемы - рубежные модули.

Рубежный модуль «Не с прилагательными» изучается на разных типах уроков: усвоение новых знаний, закрепление, комплексное применение и т. д.

Типы уроков - это уроки-модули.

Урок – модуль «Усвоение новых знаний» состоит из нескольких этапов: организационный, проверка домашнего задания, подготовка к активной познавательной деятельности и т.д. Каждый этап урока – это учебный модуль. На каждом этапе учащимся предлагаются учебные задания – учебные элементы (УЭ). Каждое задание в УЭ решает какую – то учебную задачу, т. е. это единица усвоения.

Такова структура модуля.

Технология модульного обучения может применяться на разных типах уроков. Применение ее на уроках обобщения и систематизации наиболее эффективно, так как часто бывает проблематично за 1-2 урока проработать материал, изучавшийся на протяжении 15 уроков и опросить всех учащихся по всем контрольным моментам темы, а на модульном уроке такая возможность появляется.

В представленном уроке «Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное » 7этапов, т. е. 7 учебных модулей. Задания даны в трех вариантах – уровнях. Так осуществляется разноуровневый подход в обучении. Учитель предлагает ученику вариант, с которым, по его мнению, ученик справится. Но учащийся имеет возможность выбрать свою траекторию образования на данном уроке: в каждом учебном модуле выбирать задания из разных вариантов. Так создается ситуация успеха для каждого ученика, к тому же он получает навыки самостоятельного управления процессом обучения. Учащиеся чувствуют себя самостоятельной личностью, имеют право выбора, возможность оценить степень трудности материала и выбирать задание по силам, а, выполняя задания 6 и 7 модулей, при помощи рефлексии оценить свой уровень подготовки и скорректировать знания. Таким образом, использование технологии модульного обучения дает возможность увеличивать объем самостоятельной познавательной деятельности, усложнять содержание в соответствии с психологическими особенностями детей, создавать атмосферу заинтересованности и непринужденности, сокращать долю помощи учителя, что создает условия для формирования у учащихся уверенности и самостоятельности как черты личности.

Конечно, полностью использовать модульную технологию в начальных классах нельзя, так как младшие школьники еще не владеют приемами самообучения, у них не сформированы навыки самоконтроля, учащиеся не умеют работать с книгой самостоятельно. Но адаптировать данную технологию к этому возрасту можно. В результате такой деятельности по технологии модульного обучения у учеников сформируются умения: а) работать в паре, группе, самостоятельно по заданному алгоритму; б) оценивать и анализировать свою деятельность, владеть навыками контроля, взаимоконтроля, а самое главное — формируются навыки учебного, делового общения. Умение слушать и слышать, не быть равнодушным к получению знаний — вот то важное, что необходимо при соблюдении преемственности в обучении при переходе из младшего звена в среднее.

Очень активно использую групповые технологии в организации учебного процесса и на этапе контроля знаний. Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов, осознание общей цели, распределение действий и операций, коммуникацию, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексию.

В последние годы в начальной школе, в том числе и на уроках русского языка, можно применять и проектные (исследовательские) технологии, или метод проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В. Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено. В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен. При использовании проектной технологии каждый ученик: – учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; – приобретает коммуникативные навыки и умения; – овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

На уроках русского языка используется проективная методика. Назову возможные темы учебных проектов:

Откуда растет корень слова?

Крылатые слова и выражения.

Пословицы в современном мире.

Заимствованные слова.

Подготовку к проектной деятельности целесообразно начинать уже в первом классе. На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать.

Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.

Так как обучающиеся пока не могут сами составить план работы, он составляется коллективно или даётся учителем, который по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями:

Запиши слово, поставь ударение.

Определи количество букв, звуков, слогов в слове.

Отметь, где написание расходится с произношением.

Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.

Составь предложение со словом.

Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.

Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.

Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.

Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.

Найди пословицы, поговорки с этим словом.

В третьем классе при работе над темой «Части речи» можно использовать проекты по темам:

«Имена прилагательные в загадках»;

Цель: обогащение словарного запаса, уточнение значимости имён прилагательных в речи.

План работы обсуждается коллективно:

Подобрать загадки;

Найди имена прилагательные в загадках;

Подготовить презентацию для одноклассников.

После изучения темы «Имя прилагательное» по русскому языку учащимся предлагают проанализировать загадки и подобрать те, в которых есть имена прилагательные. Работа выполняется индивидуально в течение недели. Оформить работу можно было как в виде плаката, так и презентации.

«Семья слов»;

Цель: обогащение словарного запаса, уточнение взаимосвязи частей речи.

План работы обсуждается коллективно:

Подобрать однокоренные слова;

Выполнить рисунок;

Подготовить презентацию для одноклассников.

Учащимся предлагают образовать от слова (имя существительное) однокоренные слова разных частей речи. Работа выполняется индивидуально и оформляется в виде плаката.

Технология дистанционного обучения

        Дистанционное общение при выполнении домашнего задания, при работе над проектом, а также для полноценного обучения при временной нетрудоспособности учеников, детей со слабым здоровьем или при карантине.

Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно-деятельностный подход

         Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например, реализацию учителем целей урока, использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся, осуществление оценивания и контроля.

Все чаще на уроках и во внеурочной деятельности использую презентационно-иллюстративный материал, который готовлю не только я, но и мои учащиеся. Использовать информационные технологии можно на любом этапе урока и во внеурочное время:

- во вступительном слове учителя или учащихся;

- на этапе предъявления учебной информации;

В последние годы на уроках в начальной школе используется технология уровневой дифференциации. Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Технология уровневой дифференциации — это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. 3) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 4) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах . Принцип дифференциации обучения — положение, согласно которому строится педагогический процесс как дифференцированный.

Главным критерием оценки при педагогической технологии уровневой дифференциации является ее эффективность и результативность, обучение каждого на уровне его возможностей. Организуя учебную деятельность, на своих занятиях стараюсь создать условия, при которых ученик в меру своих сил и возможностей, добивается успехов в учёбе. Для этого применяю задания по уровням с возрастающей сложностью. Такие уроки целесообразно проводить как итоговые, завершающие определённую тему.

Дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. Но все это требует знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, предупреждения перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и учащихся.

К уроку контроля я подбираю задания разных уровней с учетом подготовленности ребят по предмету, их развития. Задания даются по вариантам на выбор самих учащихся. Задания первого варианта требуют воспроизведения материала, содержат определенную дозу помощи. Задания второго варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково. Так, на уроке контроля по теме «Лексика» предлагаются следующие разноуровневые задания:

I уровень.

1) Из предложенных слов выберите и запишите парами синонимы, антонимы, омонимы: печальный, влажный, сердитый, сырой, ленивый, работа, грустный, бокс (стрижка), труд, мокрый, трудолюбивый, бокс (спортивная игра).

2) Подберите синонимы к словам строить, храбрый и антонимы к словам жара, враг. Что обозначают омонимы: месяц, Месяц; овсянка, овсянка?

3) Составьте и запишите предложения так, чтобы слова плачет, золотой, каменный были употреблены сначала в прямом, а потом в переносном значении.

II уровень.

1) Выпишите только профессиональные слова: кафтан, барабан, октава, свекла, кровать, космос, нота, гамма, дерево, аккорд,

2) Приведите примеры заимствований (не менее пяти слов).

3) Докажите, что слова лапти, фунт, ботфорты — устаревшие.

III уровень.

1) Что такое неологизмы?

2) Когда профессиональные слова становятся общеупотребительными?

3) Какие слова старше по возрасту: космонавт, Советы, субботник, колхоз, пионер, целинный?

IV уровень.

1) Замените фразеологические обороты словами-синонимами: в час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, повесить нос.

Слова для справок: лгать, близко, медленно, грустить.

2) Замените фразеологические обороты словами-синонимами: себе на уме, гонять лодыря, во все лопатки, кожа да кости.

3) Замените слова близкими по смыслу фразеологическими оборотами: бездельничать, плохо, много, грустить; или подберите по 3—5 фразеологизмов с общим для них словом: нос, язык, глаз.

- на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

- на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.;

- во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям.

Компьютерные технологии в обучении русскому языку

   В начале XXI века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку и литературе

         Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств.

         В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы:

 - презентации

- информационно-обучающие

 - тестирующие.

Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютера в начальной школе при обучении русскому языку

В статье рассказываю о своём опыте применения информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка. Данная статья была размещена в сборнике Областной научно-практической конференции педаг...

Статья "Инновационные технологии современного урока в начальной школе".

«Инновационные технологии современного урока в начальной школе». В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в ...

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Опыт работы по теме «Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Опыт работы по теме "Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

Инновационные педагогические технологии как условия развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе

Современное образование требует решения различных задач и проблем современности, в первую очередь, проблем социализации и адаптации учащихся. Какими будут наши выпускники, зависит от всей системы орга...