конспект урока по чтению.3 класс. Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Свиридова Ольга Александровна

Данный урок "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок" учит детей глубоко мыслить, размышлять над тем, чем занимаешься. Дети начинают понимать, что время нужно беречь, собирают в кузовок пословицы, с большим интересом включаются в различные виды деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения.

Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок!»

3 класс.

Цель: вспомнить главных героев, проанализировать текст, выяснить главную мысль рассказа, развивать навыки выразительного чтения, воображение, речь детей, умение связно излагать свои мысли, воспитывать уважение к ближним.

1.Оргмомент

Добрый день, ребята!  Очень рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне.

2.Речевая разминка.

Проведём речевую разминку. Поможет нам Егорка. Я произношу стих, вы делаете вот так (пляшут языком во рту).

- Чики-чики-чики-чок.

Пусть попляшет язычок.

Повторите цо-цо-цо!

Вышла цапля на крыльцо.

Повторите жа-жа-жа!

Цапля встретила ежа!

Чики-чики-чики-чок.

Ты пляши, мой язычок.

Хлоп в ладошки.

У Егорки хороши скороговорки!

А одна-то перед нами

Произнесём – ка вместе с вами.

(1 слайд)

Дети ягодки искали.

Вместе все их собирали.

Раз,два,три,четыре,пять

Кузовок полный опять!

(дети хором повторяют)

Чики-чики-чики-чок

Побыстрее язычок!

(повторяют, увеличивая темп)

Чики-чики-чики-чок

Ещё быстрее язычок!

(повторяют очень быстро, но чётко)

Чики-чики-чики-чок

Отдохни мой язычок!

- Ребята, а как вы думаете, почему сегодня Егорка нам приготовил скороговорку про ягодку?

                   ( проходим рассказ «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок!»).

-Совершенно верно. Вы на прошлом уроке читали этот рассказ. А кто же автор? ( Борис Викторович Шергин).

(2 слайд)

3. Сообщение темы и задач урока.

Вот и сегодня мы с вами продолжим работать над этим произведением, вспомним главных героев, выясним, что до нас хотел донести автор, какова главная мысль рассказа.

4. Работа по теме урока.

                             ( стук в дверь)

-Ой, ребята, вы ничего не слышите? Кажется, кто-то пришёл. Смотрите, чудеса! Вам посылку никто не должен был прислать? Ой, да это же для нас с вами.

                              ( посылка, раскрываю)

-Здесь какие-то вещи. Давайте разберёмся, чьи они?

                        ( показываю папку с чертежами)

Наверное, она принадлежит какому-то важному, представительному человеку? В папке эскизы, чертежи. Как вы думаете, чья она?

                                    ( мастера)

Почему вы так решили? (ответы). Хорошо.

Как ещё можно назвать мастера? (учитель, наставник, руководитель)

(слайд 3)

                  ( достаю вещи бабушки: очки, клубок со спицами)

-А это чьи вещи?                

                                     (Бабушки)

- Прочитайте  строчки, из которых можно узнать о Ваниной бабушке. Опишите её. (Читают). Молодцы!

-А вот ещё вещица. Чья она? (достаю доску)

                                ( Мити)

-Почему вы так решили, докажите словами из текста.

(зачитывают)

-Какое поручение выполняет Митя в нашем рассказе? Прочитайте.

( делает столешницу для академии).

-Почему именно ему дали это задание? Найдите подтверждение в тексте.

( У Мити выходило всё красовито и нарядно).

-Как вы думаете, легко ли было выполнить эту работу? Почему?

(Любая работа требует внимания, усидчивости, трудолюбия).

Сегодня мы будем мастерами своего дела и постараемся изготовить свою столешницу. Вырезать из дерева мы не будем, нам пригодятся другие знания и умения. Наша столешница появится тогда, когда мы выполним все задания, переданные нам в посылке.

Список дел (показываю)

  1. Найти хозяев вещей
  2. Подтвердить мысли словами из текста.
  3. Подумай и правильно ответь.
  4. Прочитай   выразительно.
  5. Поиграй в игру «Кузовок».
  6. Разберись, что к чему?

(слайд 4)

(На доске  ватман, поделённый на 6 частей. Изображение закрыто.  По ходу выполнения заданий одна часть открывается, затем другая, 3,4,5,6. Если все задания выполнены, должна открыться столешница)

-С первым заданием мы уже справились (переворачиваю лист, появляется первая часть столешницы)

-Второе тоже выполнили (переворачиваю второй лист, 2 часть столешницы)

-Какое же третье задание?

                     («Подумай и правильно ответь»)

-Ребята, назовите главных героев рассказа? (бабушка, мастер, Митя)

 -За кого из них мы больше всего переживаем? (за Митю).

-Почему? Чем вызвана тревога? (не знаем, успеет или нет).

-Всё ли правильно вначале делал Митя? (нет).

-В чём его ошибка? (не распределил время).

-На что он надеялся? (что всё успеет).

-Когда он осознал, что поступил неправильно? ( В субботу).

-Кто помог ему исправиться? (мастер)

- Какой мудрости он научил Митю? (за день делать узор размером с ладошку).

- Почему бабушка закончила свой рассказ словами «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Как это относится к Мите? Ведь он же ягодки не собирал? Что здесь имеется ввиду?  

(постепенно делая своё дело, придёшь к ожидаемому результату, т.е. к полному кузовку).

-Молодцы! Мы справились и с этим заданием.

                                         ( переворачиваю третий лист, 3 часть столешницы).

-Четвёртое задание «Прочитай  выразительно». А  что прочитать? Ой, да тут конверт. А вот и отрывки из нашего рассказа.

(слайд 5, 6, 7)

                             ( дети читают три отрывка)

-Молодцы!

                  (открываю четвёртый лист, 4 часть столешницы).

-Смотрите, какая красивая столешница.

Ребята, дальше нам предлагают поиграть. У вас на столах лежат ягодки. Посмотрите, что на них написано? (пословицы).  Давайте прочитаем некоторые из них. Посмотрите, какой у меня кузовок. Красивый? (да). Но он пуст. Давайте соберём в него клубнички. Как вы думаете, все ягодки положим в кузовок?

( Да, нет).

Почему так решили? Так какие же мы поместим в корзинку?

( Пословицы, которые подходят к нашему рассказу).

(Каждая парта читает пословицу и решает, опускать ли ягодку в кузовок или нет)

-Холода не бойся – сам по пояс мойся (нет)

-Любишь кататься, люби и саночки возить (нет)

-Нету лучшего дружка, чем родная матушка (нет)

-У семи нянек дитя без глаза (нет)

-Хлеб всему голова! (нет)

-Кто любит трудиться, тому без дела не сидится (да)

-Труд делает человека умелым (да)

-Терпение и труд всё перетрут (да)

-Дорогу осилит идущий (да)

-Умелые руки не знают скуки (да)

-Не учись безделью – учись рукоделью (да)

-Молодцы.  Ой, я кажется ещё вижу ягодки.

( слайд №8)

 -Давайте причитаем, что на них написано? Странно, я, кажется, уже это где-то слышала, а вы? (да). Где же мы с ними встречались?

(В тексте)

Работа любит не молодца, а незалёжливого.

Глаза страшатся, а руки делают.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

-Как вы понимаете смысл этих пословиц? Зачем автор их ввёл в наш текст?

(ответы)

 -Какая пословица из текста объясняет смысл наставлений мастера?

(ответы)

             ( открываю пятый лист, 5 часть столешницы).

-Вот мы и добрались до последнего задания (Снимаю  6 лист).

-Но что это? Ничего нет. Что же нам делать? Ой, смотрите, кажется, в посылке ещё что-то осталось. Давайте разбираться. (6 карточек с рисунками, на обратной стороне которых текст). Как же их правильно выстроить, чтобы закончить узор?

(нужно выстроить отрывки из текста в правильной последовательности)

1 картинка – «Доска превращалась в цветущий сад»;

2 картинка – «Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена»;

3 картинка – «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца»;

4 картинка – «Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу»;

5 картинка – «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь»;

6 картинка – «Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

(Когда все отрывки прочитаны в правильной последовательности, из них собирается последняя,  6 часть столешницы.  Она прикрепляется к другим частям. Получается готовая, законченная столешница)

-Ребята, как вы думаете, почему нам удалось создать сегодня, как и Мите, свою столешницу? (мы трудились, правильно выполняли задания)

А она у нас сразу открылась? (нет). Можно название рассказа отнести к нам? (да). Почему?

(Мы тоже собирали по ягодке, а набрали кузовок)

- Молодцы, мы сегодня славно потрудились.  

Итог урока:  Что ценного вы возьмёте из нашего урока   в свой кузовок?

(ответы)

-Я ельником шла,

Гостинец нашла.

Отличный, отличный.

До самых краёв корзина полна

И свеж аромат земляничный (раздаю ягодки).

Посмотрите, этот стих на слайде № 9, что в нём заметили интересного?

( первые буквы складываются в слово «ягодки»)

Домашнее задание. Дома попробуйте сочинить свой стих про ягодку.

-Вот и подошёл к концу наш урок. У вас на столах эмблемы с изображением лица человечков. Мы с вами хотели провести урок в хорошем настроении с пользой для себя? Если вы считаете, что нам это удалось, урок вам понравился, то вы выберите и покажите красную карточку, если вы многое взяли для себя, но вам в чём – то ещё требуется помощь, покажите синюю карточку. Если вы не нашли на уроке что – то полезное, что можно положить в свой кузовок, поднимите жёлтую карточку.

(подняли)

Я очень рада, что большинству из вас, точнее, почти всем, понравилось сегодня на уроке, и мы провели его с пользой. Спасибо за работу. Всего доброго.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению Б.Шергин "Собирай по ягодке,наберёшь кузовок"

Данный тест составлен по произведению Б.Шергина "Собирай по ягодке, наберёшь кузовок" (Школа России.3 класс). Его можно использовать как при закреплении материала, так и на этапе проверки до...

проверочная работа по литературному чтению в 3 классе раздел "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Тест составлен к программе по литературному чтению по УМК "Школа России", подойдет для тестирования по другим УМК...

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАЗДЕЛУ "СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ - НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК..." УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3 КЛАСС

ПРЕДСТАВЛЕНА ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) В ДВУХ ВАРИАНТАХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАЗДЕЛУ "СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ - НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК" УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3 КЛАСС...

Конспект урока литературного чтения "Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с новым разделов; с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые ре...

Конспект урока литературного чтения "Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" УМК "Школа России" 3 класс.

Конспект урока по литературному чтениюТема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Б. Шергинf «С...

Конспект урока литературного чтения "Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о жизни Б. Шергина и его произведении «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», формирование умений анализировать художественный...

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАЗДЕЛУ "СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ - НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК..." УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3 КЛАСС

ПРЕДСТАВЛЕНА ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) В ДВУХ ВАРИАНТАХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАЗДЕЛУ "СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ - НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК" УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3 КЛАСС...