Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса. Образовательная система " Школа 2100".
рабочая программа (чтение, 1 класс) по теме

Рабочая программа  и календарно- тематическое планирование по литератуному чтению  составлены в соответствии с ФГОС на 2012- 2013 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 6      

  с.Гофицкое  Петровского района Ставропольского края

«Утверждаю»                                  «Согласовано»                                        «Рассмотрено»

 директор ОУ                                  зам.директора по УВР                               на заседании МО                            

_____________________                _______________________                       протокол №  _____                        

 «___»  __________2012 г.              «__»  ___________2012 г                         «___»  ____________2012 г.                                                                                                                                                                                      

Рабочая программа по литературному чтению

для 1 класса начального общего образования  

образовательная система  «Школа 2100»

4 час в неделю (всего 40часов)

Разработчик:

Манаенко З.Ю., учитель начальных классов

квалификационная категория:

соответствие  по должности «учитель»

с.Гофицкое, 2012г

Пояснительная записка

         Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель образовательного  курса «Литературное чтение»:

формирование читательской компетенции младшего школьника  (научить детей читать художественную литературу, подготовить учащихся к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного).  

     Достижение этой  цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  3. развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  4. приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Таким образом, в курсе чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии общие с курсом русского языка.

  1. овладение функциональной грамотностью;
  2. овладение техникой чтения, приемами понимание и анализа текстов; овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;

Линии, специфические для курса «чтение и начальное литературное образование»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

           Литературное чтение имеет тесные межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, риторики.

          На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места занимает работа с текстом, формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла.

        Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Вес книги для чтения серии «Свободный ум» объединены внутренней логикой. Суть ее заключается в следующем.

Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действия в нем — через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

       В данной программе реализуется принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, т.е. связь литературы с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями. Это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебных книг, а значит, и система уроков чтения в форме эвристической беседы.

В 1-м классе героем книги «Капельки солнца» стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идет учиться в первый класс. Первоклассники «помогают» ему учиться: объясняют, отвечают на его вопросы, т.е. занимают позицию учителя.

Настоящая    программа    предусматривает    и    организацию  самостоятельного домашнего    чтения детей,    и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного    произведения. Отбор произведений и темы этих уроков — индивидуальное дело учителя.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного  отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– различать рассказ и стихотворение.

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение »  составлена на основе:

  1. ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6 закона «Об образовании» Российской Федерации.
  2. Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  3. Положении об организации образовательного процесса  на начальной ступени  общего среднего образовании.
  4. Авторской программы « Литературное чтение» (для четырехлетней начальной школы)

Бунеев Е.В., Бунеев Р.Н..  («Образовательная система «Школа 2100». ФГОС Примерная образоватаельная программа. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. / под  науч.  ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011).

  1. Учебного плана МКОУ СОШ №6.
  1. Методического письма Минобразования России №1561/14-15  от 19.11.1998 г. № 1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным  учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1-го по 4-й класс. Курс литературного чтения в 1 классе составляет 40 часов (из расчёта 4 часа в неделю).

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

  1. Авторская  программа  «Литературное чтение » (для четырехлетней начальной школы) Бунеев Е.В., Бунеев Р.Н..  («Образовательная система «Школа 2100». ФГОС Примерная образоватаельная программа. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. / под  науч.  ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011).
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное  чтение. «Капельки солнца», 1 класс.- Изд. 3-е, перераб.-М.: Баласс, Школьный дом, 2011.-208 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Тетрадь по литературному чтению. 1 класс.- Изд. 3-е, перераб. М.: Баласс; Школьный дом, 2012.-64 с.  (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»)
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина, Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 1-м классе. Методические рекомендации для учителя.- Изд. 4-е, перераб.- М.: Баласс, 2011.-192с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
  5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

 Принципы организации деятельности:

  1. личностно – ориентированный,  
  2. деятельностный,  
  3. коммуникативно – когнитивный,  
  4. социокультурный,
  5.  принцип   моделирования,      
  6. принцип     минимакса

 Методы обучения:

  1. метод проблемного изложения;
  2. технология оценивания (правило самооценивания)
  3. частично-поисковый метод;
  4. деятельностный метод;
  5. на  уроках литературного чтения ведущей является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников

    Формы и методы организации деятельности учащихся:

  1. фронтальный и индивидуальный, в группах и парах;
  1. ответы на вопросы;
  2. выразительное чтение;
  3. пересказ текста (сжатый, подробный, выборочный, от лица героя и т.д.)
  4. творческие конкурсы;
  5. самостоятельные  и проверочные  работы;
  6. конкурсы художественного чтения;
  1. иллюстрации к произведениям;
  2. проекты;
  3. разыгрывание речевой ситуации;
  1. практические работы по созданию речевых жанров;
  2. конкурсы и викторины;
  3. риторические игры;
  4. дыхательно – речевые упражнения;
  5. словарная работа;
  6. выделение ключевых слов;
  7.  театрализация;
  8. подвижные дидактические игры.

Основные виды учебной деятельности.

Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.

Чтение

Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Декламировать стихотворение.

Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.

Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания

текста.

Пересказывать текст художественного произведения (подробно).

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.

Творческая деятельность

Читать по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи.

Иллюстрировать прочитанное произведение или план.

               

Содержание учебного предмета.

Программа по литературному чтению отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. тематика чтения;
  2. техника чтения;
  3. формирование приемов понимания прочитанного;
  4. элементы литературоведческого анализа текста;
  5. практическое знакомство с литературоведческими понятиями;
  6. развитие устной и письменной речи.

Разделы

Содержание

1.Тематическое чтение

«Попрыгать, поиграть...» (12ч)  Стихи и маленькие рассказы

А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц,

И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.

Наш дом (9ч).    Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко,

В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестренках и братишках и отношении к ним.

Ребятам о зверятах (10ч).   Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребенка на мир природы.

Маленькие открытия (9ч).   Стихи и небольшие рассказы о

мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения

Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.

2.Техника чтения

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов,

предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

3.Формирование приёмов понимания прочитанного

Развитие умения разъяснять заглавие текста.

Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания.

Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.

Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению

простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

4.Элементы литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного

Учитель показывает особенности авторского употребления слов,

выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.

Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передает через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через

главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор,

для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают свое отношение к прочитанному.

5.Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении.

Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор. Словесное рисование в

рассказах и стихах.

6.Развитие устной и письменной речи.

Развитие устной речи:

– обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);

– обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам*, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);

– работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

– показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации,

громкости речи, темпа речи.

Региональный компонент по курсу:

региональный компонент составляет не менее  10% от общего количества часов по курсу за год.

Содержание  

Название темы

Количество часов в рабочей программе

Количество часов по авторской программе

Попрыгать, поиграть…

12 ч

12ч

Наш дом

Ребятам о зверятах

10ч

12ч

Маленькие открытия

13ч

ИТОГО

40

45

В рабочую программу внесены следующие изменения:

  1. Тема «Наш дом» расширена для изучения  с 8ч до 9ч, в связи с подробным изучением данной темы.
  2. Тема «Маленькие открытия»  сокращена с 13ч до 9 ч в связи с объединением некоторых подтем.
  3. Тема «Ребятам о зверятах»  сокращена с 12ч до 10 ч в связи с объединением некоторых подтем

Результаты развития обучения учащихся

К концу учебного года учащиеся научатся:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– различать рассказ и стихотворение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• воспринимать художественную литературу как вид искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

• работать в группе, создавая инсценировки по произведению,

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по литературному чтению

(программный минимум)

 1 класс

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

– овладение функциональной грамотностью;

– овладение техникой чтения, приемами понимания и

анализа текста;

– овладение умениями и навыками различных видов

устной и письменной речи

– определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

– приобщение к литературе

как к искусству слова;

– приобретение и первичная систематизация знаний

о литературе, книгах, писателях

  1. осмысленное, правильное

чтение целыми словами;

  1. ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  2. подробный пересказ текста;
  3. составление устного рассказа по картинке;
  4. заучивание наизусть небольших стихотворений
  1. высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений
  1. соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений;
  2. умение различать рассказы и стихотворения

Виды и формы контроля.

  1. Текущий.
  1. Беседа по вопросам.
  2. Составление плана.
  3. Озаглавливание частей рассказа.
  4. Выборочное чтение.
  5. Выразительное чтение.
  6. Чтение по ролям.
  7. Рассказ по ключевым словам.
  8. Рассказ от лица героя.
  9. Чтение наизусть.
  10. Пересказ текста по частям.
  1. Тематический.
  1. Чтение наизусть стихотворений
  2. Проверка уровня начитанности
  1. Итоговый
  1. Комплексная работа по итогам обучения
  1. Проверка техники чтения без учета темпа
  2. Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.

            Материалы для текущего и тематического контроля  используются из авторских методических пособий.

Контроль УУД

         Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько  успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.  Диагностические материалы  опубликованы  в пособии  Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

     Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.

     Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных  (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.

      Вторая работа носит  интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.

     Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

           Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: портреты писателей,  видеозаписи, таблицы для  внеклассного чтения (сказки), словари, сюжетные и предметные картинки, ЦОР. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор).

Список литературы:

  1. Авторская  программа  «Литературное чтение » (для четырехлетней начальной школы) Бунеев Е.В., Бунеев Р.Н..  («Образовательная система «Школа 2100». ФГОС Примерная образоватаельная программа. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. / под  науч.  ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011).
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное  чтение. «Капельки солнца», 1 класс.- Изд. 3-е, перераб.-М.: Баласс, Школьный дом, 2011.-208 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Тетрадь по литературному чтению. 1 класс.- Изд. 3-е, перераб. М.: Баласс; Школьный дом, 2012.-64 с.  (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»)
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина, Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 1-м классе. Методические рекомендации для учителя.- Изд. 4-е, перераб.- М.: Баласс, 2011.-192с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
  5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Приложение №1 «Список  ЦОР»

Номер ЦОР

Наименование

Слайды на тему «Портрет А.Барто, Я. Акима, С.Черного»

Слайд на тему «Э.Успенский».

Слайд на тему «Н.Носов».

Слайд на тему: «В. Драгунский»

Слайд на тему «Б.Заходер».

Слайд на тему «Осенняя красота природы».

Слайд на тему «Природа зимой».

Слайд на тему « Лес».



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по  «Литературному чтению», 1класс

Образовательная система: «Школа 2100»

              Учебник: «Литературное чтение» (Капельки солнца), 1класс, Москва: Баласс, 2011 г.                 Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева

п/п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во

часов

Стр. учебни-

ка

ЦОР

Дата

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

                                                                              III-IV четверть                                                             40 ч

1

«Попрыгать, поиграть…»

Знать:

- приемы ориентирования в учебнике;

- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

- различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация;

- читать осознанно и выразительно стихи,

заучивать наизусть,

определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст, делить на части;

- работать со стихотворным текстом, выразительно читать, находить ответы на вопросы в тексте;

- строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части,  озаглавливать части.

Личностные: 

- интерес к содержанию и оформлению учебника по литературному чтению через введение «сквозного персонажа» (заяц Пус, который превращается в Петю Зайцева) и построение системы уроков в форме эвристической беседы;

- положительное отношение к предмету литературное чтение при

знакомстве с разделами учебника по литературному чтению;

- эмоциональное восприятие поступков   героев произведений;

- выражение чувств, передача               настроения при декламации стихотворений;

- мотивация обращения к книге в процессе самостоятельного прочтения стихов и рассказов об увлекательных занятиях, об играх и игрушках.

Регулятивные:

- организация рабочего места под руководством учителя;

- принятие учебной задачи и следование инструкциям учителя при составлении рассказа в картинках «Приключения моей любимой игрушки», при подборе рифмы к заданным словам;

- выполнение учебных действий на основе алгоритма выполнения заданий (формулирование ответов на вопросы по содержанию текста, показ способов заучивания наизусть стихотворений);

- соотношение выполненного  задания с образцом, предложенным учителем в процессе выполнения заданий в тетради по литературному чтению;

- оценка выполнения задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные:

 1. Общеучебные:

- ориентировка в учебнике по литературному чтению и в тетради по литературному чтению;

- понимание фактического содержания текста;

- объяснение значения незнакомых слов с помощью словарных пояснений учебника;

- выделение событий, их последовательности в произведении;

- умение находить ответы на заданные вопросы,  используя учебные тексты Раздела 1 «Попрыгать, поиграть…»

- пересказ текста

на основе составленного плана;

-  определение  вида прочитанного произведения (рассказ, стихотворение) на основе отличительных признаков прозаического текста от поэтического.

2. Логические:

- сравнение,  сопоставление и анализ текстов, используя ряд литературоведческих понятий

(структура текста, герой, автор);

- сочинение небольших текстов на заданную тему.

Коммуникативные: 

- слушание и понимание речи других при восприятии на слух стихотворений и рассказов в исполнении учителя, учащихся;

- оформление своих мыслей в устной речи, используя доступные речевые средства;

- обсуждение прочитанного, доказательство собственного мнения, опираясь на текст или собственный опыт;

- умение задавать вопросы к тексту произведения и искать ответы на заданные вопросы;

- участие в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.

- беседа;

- работа по серии картинок;

- выразительное чтение;

- работа с учебником и тетрадью по литературному чтению;

- чтение по ролям;

-комментированное чтение;

- диалог с автором;

- составление рассказа по опорным картинкам;

- озаглавливание частей;

- игры в слова;

- заучивание стихов;

- ответы на вопросы;

- парно-групповая работа;

- творческая работа;

- игры в рифмы;

- сочинение стихов;

-групповая работа;

-проверочная работа;

- выставка рисунков;

- устные рассказы детей;

- контроль техники чтения.

12 ч

3-64

1.1

Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца».

1

3-7

1.2

Любимые игрушки.

 А. Л. Барто «Я выросла»,

Я. Аким «Мой конь»,  Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего Мишку».

1

8-15

№1

1.3

Настоящие друзья детства. В. Драгунский

«Друг детства».

1

16-20

1.4

Авторский замысел в стихотворении

В. Берестова «Про машину».

1

21-23

1.5

Стихотворения о детях и их игрушках.

А. Барто «Кукла»,

«С утра на лужайку»,

С. Маршак

«Цирк Шапито».

1

24-29

1.6

Необычная Красная Шапочка.

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

1

30-35

№2

1.7

Стихи об увлекательных занятиях.

 Г. Остер Вредные советы», А. Барто «Малыши среди двора»,

И. Демьянов «Скакалочка».

1

36-40

1.8 р/к  

Е. Чарушин «Никита-охотник».

Г. С. Фатеев «Мы играем в светофор».

1

41-43

1.9

Игры в слова.

Ю. Мориц «Попрыгать,поиграть…»,

 А. Барто «Игра в слова»,

И. Токмакова «Плим»,

С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон».

1

44-52

1.10

Персонажи рассказа и главный герой.

Э. Успенский «Удивительное дело»,

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

1

52-58

№3

1.11

Увлекательное занятие в произведении

 Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

1

59-64

1.12

Вн. чтение «Рассказы и стихи об увлекательных занятиях».

Проверочная работа по теме: «Попрыгать, поиграть…».

1

2

«Наш дом»

Знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

 -формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном произведении по плану;

- составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту;

- читать стихи, формулировать свое отношение к прочитанному;

-прогнозировать содержание по иллюстрациям,

-составлять устный рассказ по картинкам;

- пересказывать с опорой на план и ключевые слова.

Личностные:

- интерес к миру чувств, к миру  человеческих отношений  через знакомство с художественными текстами  Раздела 2 «Наш дом» учебника по литературному чтению, а также в процессе самостоятельного

прочтения стихов  о детях и родителях, дружбе и взаимопонимании в семье;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев прочитанных произведений - развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения в ходе прочтения стихотворений А. Барто, Э. Мошковской и др.

- оценка простых жизненных ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к родным.

Регулятивные: 

- принятие  учебной задачи и следование инструкции учителя в процессе самостоятельного озаглавливания частей текста;

- оценка деятельности класса на уроке;

- формирование алгоритма своих действий в процессе подготовки к пересказу  прочитанного произведения

по плану (в т. ч. и по картинному).

Познавательные:

1. Общеучебные: 

- понимание фактического содержания текста;

- осознание роли названия произведения;

- выделение главной мысли произведении;

- выделение в тексте основных частей;

- пересказ прочитанного на основе картинного плана, использования ключевых слов.

2. Логические:

- проведение аналогий между изучаемым материалом и собственным  опытом;

- составление картинного плана прочитанного произведения.

Коммуникативные:

- выражение в речи своих мыслей и действия, понятных для партнера.

- работа с учебником и тетрадью по литературному чтению;

 - составление плана;

- характеристика героя;

- выразительное чтение стихов;

- работа с серией картинок;

- чтение наизусть;

- составление устного рассказа по картинкам;

- комментированное чтение;

- «диалог с автором»

- подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова;

- проверочная работа.

9 ч

65-110

2.1 р/к  

Основная мысль рассказа.

Г. Цыферов «Что у нас во дворе». 

Г. С. Фатеев «Турник».

1

65-73

2.2

Взаимоотношения сестры и брата в рассказе

В. Драгунского

«Сестра моя Ксения».

1

74-83

№4

2.3

О младших сестрёнках и братишках. В. Драгунский

«Сестра моя Ксения».

1

74-83

2.4

Любовь к младшим в семье.

А. Барто Две сестры глядят на братца»,  Я. Аким «Мой брат Миша».

1

84-85

2.5

Дети и родители, их взаимоотношения. А. Барто «Разлука», «Одиночество»,

Г. Граубин «Окно».

1

86-92

2.6

Поступки и действия.  Стихи И. Демьянова.

Э. Мошковская «Трудный путь», Г. Остер «Вредные советы».

1

93-96

2.7

Дружба между взрослыми и детьми.

М. Коршунов «Дом в Черёмушках».

1

97-103

2.8

Главная мысль произведения.

Б. Заходер «Два и три»,

М. Зощенко «Глупая история».

Вн. чтение «Стихи о детях и родителях»

1

104-109

2.9

Стихи В. Бирюкова и

О. Григорьева.

Проверочная работа по теме: «Наш дом».

1

110

3

«Ребятам о зверятах»

Знать:

- о творчестве и произведениях писателей;

- содержание произведений;

- о жанре «рассказ»;

- значение понятий «выдуманный» и «невыдуманный» рассказ;

Уметь:

- выразительно читать, анализировать чтение;

- читать по ролям, озаглавливать части текста, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию, делать выводы из прочитанного;

-делить текст на части, уметь определять тему текста, пересказывать;

- различать жанры произведений.

Личностные: 

- интерес к содержанию произведений Раздела 3 «Ребятам о зверятах»;

- эмоциональное «проживание» текста, сопереживание прочитанному или услышанному художественному тексту;

- уметь передавать свои мысли и чувства через характеры и поступки героев;

- чувство любви к природе.

Регулятивные:

- работа по предложенному плану;

- определение цели деятельности на уроке с помощью учителя;

- мобилизация сил и энергии, способности к волевому усилию, преодолению препятствий.

Познавательные:

1. Общеучебные:

- работа с информацией, поиск информации в учебных текстах;

- формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного;

- подробный пересказ текста по вопросам и картинкам;

- выразительное чтение стихотворений.

2. Логические:

- составление устных рассказов по серии картинок.

Коммуникативные:

- оформление своих мыслей в устной и письменной речи;

- слушание и понимание речи других;

- вхождение в коммуникативную игровую  и учебную ситуацию;

- выразительное чтение и пересказ текста;

- заучивание наизусть стихотворений.

- ролевая игра;

- чтение в лицах;

- работа с серией картинок;

- выразительное чтение;

- чтение наизусть;

- работа с комиксами;

- беседа;

- творческая работа;

- выставка плакатов;

- озаглавливание частей;

- инсценирование рассказа;

- выставка рисунков;

- пересказ;

- выставка рисунков «Наши любимцы»;

- составление диафильма из 12 кадров;

- словесное рисование

- проверочная работа.

10 ч

112-162

3.1

Стихи о животных.

Б. Заходер

«Мохнатая Азбука».

1

113-124

№5

3.2 р/к

Б. Заходер «Мохнатая Азбука».

 «Животные нашего края»

1

113-124

3.3

Характер героя в рассказе

 М. Пришвина «Медведь». Стихи Г. Граубина.

1

125-131

3.4

Как вести себя в гостях у природы.

Саша Чёрный «Слоник…».

1

132-133

3.5

Стихотворения о дружбе людей и животных.

Е. Чарушин «Томкины сны», С. Михалков «Щенок».

1

134-141

3.6

Главная мысль стихотворений.

Ю.Коваль «Дик и Черника»,

А. Шибаев «Без ужина».

1

142-145

3.7

Характер и повадки животных.

М. Коршунов «Дом в Черёмушках»,

«Рисунок с натуры».

1

146-151

3.8

Стихи Д. Хармса «Удивительная кошка»

И.  И. Токмаковой «Котята».

1

152-156

3.9

Правила содержания домашних животных.

Ю. Мориц «Ворона».

1

157-160

3.10

Отношения к природе.

 В. Вересаев «Братишка».

Проверочная работа по теме: «Ребятам о зверятах».

1

161-162

4

«Маленькие открытия»

Знать:

- о творчестве авторов и содержание произведений;

- понятия «жанр», «декламация»;

-

Уметь:

 - создавать словесную картину, читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию;

- соотносить содержание с иллюстрацией и заглавием;

- озаглавливать части текста, выразительно читать;

- определять темп, тон, громкость речи, читать текст по частям и высказывать мнение о прочитанном,  отвечать на вопросы;

- по иллюстрации и названию предполагать, о чем рассказ;

- выполнять проверочную работу, обобщать материал.

Личностные:

- интерес к литературному чтению;

- восприятие художественной литературы как вида искусства;

- осмысление эстетических и нравственных ценностей художественного текста и высказывание собственного суждения;

- понимание  красоты, яркости, точности слова в художественном тексте.

Регулятивные:

- составление плана действий по решению проблемы (задачи);

- работа по предложенному плану;

- соотношение результата своей деятельности с целью урока, его оценка.

Познавательные:

1. Общеучебные:

- осознанное восприятие содержания различных видов текстов;

- определение главной мысли и героев произведения;

- ответы на вопросы по содержанию произведения;

- ориентировка  в своей системе знаний;

- подробный пересказ  текста, определение его темы;

- составление устного рассказа по иллюстрациям;

- определение главной мысли,

 темы произведения;

- приобретение и первичная систематизация знаний о книгах, писателях.

2. Логические:

- проведение аналогий между изучаемым материалом и собственным  опытом;

- составление картинного плана прочитанного произведения.

Коммуникативные: 

- выражение своих мыслей и действий в речи;

- сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- коллективное обсуждение прочитанного, доказывание собственного мнения, опираясь на текст или собственный опыт.

- творческая работа;

- выразительное чтение;

- беседа;

- словесное рисование;

- работа с книгой;

- работа с комиксами;

- выставка рисунков;

- работа с иллюстрацией;

- озаглавливание частей;

- пересказ;

- составление плана;

- проверочная работа.

9 ч

164-204

4.1

Стихи об осени.

Г. Граубин «Сон», «Шишкопад»,

Т. Золотухина «Лужи-зеваки»,

В. Бирюков «Сентябрь».

1

164-169

№6

4.2

Поэтические картины осенней природы.

В. Песков «Листья падают с клёнов», И. Токмакова «Туман», «Осень».

1

170-172

4.3

Краски и звуки времён года.

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»,

В. Благинина «Улетают, улетели…».

1

173-176

4.4

Произведения о зиме.

Т. Золотухина «Метель»,

И. Токмакова «Медведь», «Куда в машинах снег везут», Н. Сладков  «Песенки подо льдом».

1

177-181

№7

4.5

Олицетворение в произведениях Н. Сладкова «Шапки долой», «Бегство цветов», И. Токмаковой «Весна».

1

182-187

4.6 р/к

В. Лапин «Утро»,

Г. Новицкая «Зонтик»,

 С. Маршак «Дождь»,

А. Чутковская «Ночью дождь на ёлку…». 

 «Поэты Ставрополья о природе»

1

188-190

4.7

Лесные загадки.

 К. Паустовский «Приточная трава»,

М. Пришвин «Берестяная трубочка».

1

191-195

№8

4.8

Тема и главная мысль произведений.

А. Александров «Лесные шорохи», Г. Скребицкий «Лесной голосок».

1

196-199

4.9

Ю. Мориц «Что над чем».

Проверочная работа по теме: «Маленькие открытия».

1

200-204


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс, образовательная система "Школа 2100"

В тематическом планировании по литературному чтению отражены темы уроков, формируемые понятия, домашнее задание....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. ...

Литературное чтение. 4 класс . Образовательная система "Школа 2100"

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование для 4 класса...

Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс. Образовательная система "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, содержания тем учебного курса, требования к ЗУН обучающихся....

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Образовательная система "Школа 2100".

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и на...