Конспект и презентация к уроку литературного чтения В. Драгунский «Что любит Мишка». 4 класс
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему

Федорова Ирина Аркадьевна

 

Разработка представляет собой конспект урока литературного чтения с презентацией для 4 класса
по теме: В. Драгунский «Что любит Мишка» (программа «Школа 2100»). 
В ходе урока учащиеся вспоминают жанр литературы - юмористический рассказ и знакомятся с
новым жанром - сатира. В презентации сравнивается юмор и сатира, дается лексическое значение
новых слов для учащихся, ведется работа над ключевыми словами текста, используется
музыкальное произведение, которое помогает глубже понять содержание литературного произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 4 класс В. Ю. Драгунский Федорова Ирина Аркадьевна Учитель начальных классов ГБОУ Гимназии №205 Санкт - Петербург

Слайд 2

Путешествие XIII Смешные книжки. Тайна юмора и сатиры

Слайд 3

ДРАГУНСКИЙ ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ (1913-1972)

Слайд 4

ЮМОР Весело Радостно Смешно

Слайд 5

Чт . л . б . т М . шк . о а ю и и

Слайд 7

учитель пения люблю булки, пирожки, сыр… древних воинов всей душой смущенно покраснел разные разности

Слайд 8

Боржом

Слайд 9

Глаз у рова нн ые прян и ки

Слайд 10

Зельц

Слайд 11

Лось

Слайд 12

Лань

Слайд 13

Олень

Слайд 14

Кавалерист

Слайд 15

Фридерик Шопен (1810-1849)

Слайд 16

САТИРА Высмеивает недостатки Помогает исправиться

Слайд 17

Спасибо за урок

Слайд 18

Используемая литература и интернет источники Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Учебник, 4-й класс. («В океане света»). 2 ч. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения в 4-м классе.(Образовательная система «Школа 2100. Серия «Свободный ум»). http://ru.wikipedia.org / wiki/Драгунский,_Виктор_Юзефович http://www.coloribus.com/files/adsarchive/part_886/8862805/file/borzhomi-borzhomi-anagrammy-small-73441.jpg http://allrecipe.ru/zakyski_view-6_9.htm http://bse.sci-lib.com/particle015161.html http://fr.wikipedia.org/wiki/Fichier:Dama_dama5.JPG http://az.wikipedia.org/wiki/%C5%9E%C9%99kil:White-tailed_deer.jpg http://fotki.yandex.ru/users/voroniandre/view/385916/?page=2 http://www.obiectivbr.ro/imagini/0img_articole/20110126/26chop.jpg http://poiskm.ru/song/2816705-Friderik-SHopen-Vals-minutka



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

4 класс (школа 2100)

В. Драгунский

«Что любит Мишка».

Учитель начальных классов ГБОУ

гимназии №205 Санкт-Петербурга

Федорова Ирина Аркадьевна


Тема: В. Драгунский «Что любит Мишка».

Цель: 

Углубление знаний учащихся по теме;

– Познакомить с произведением В. Драгунского «Что любит Мишка»;

– Показать различия понятий «юмор» и «сатира».

Задачи: 

Обучающие:

– Обучить учащихся формулировать тему и идею произведении;

–  Совершенствовать различные виды анализа прозаического произведения;

– Отрабатывать умение характеризовать литературного героя;

Развивающие:

– Развивать устную монологическую речь;

– Совершенствовать навык правильного беглого выразительного чтения целыми словами;

 Воспитывающие:

– Воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе;

– Воспитывать интерес к чтению к музыке.

Оборудование:

- Презентация к уроку:

Литературное чтение 4 класс В.Ю.Драгунский  Что любит Мишка.ppt

- Индивидуальные таблицы для учащихся. (Приложение 1)


Ход урока

  1. Организационный момент.

– Проверьте готовность к уроку.

2.  Актуализация знаний.

        – Какой раздел мы начали изучать? (Путешествие 13) [Слайд 2]

– Какое название у этого путешествия? (Смешные книжки. Тайны юмора и сатиры.)

– С каким произведением этого раздела мы познакомились? (Н. Носов «Федина задача»).

– Почему это произведение включено в этот раздел? (Оно веселое, смешное, юмористическое.)

– Сегодня на уроке познакомимся с рассказом другого писателя.

– А с каким, мы узнаем, посмотрев сценку. (Заранее подготовленные учащиеся – инсценирование отрывка из рассказа В.Драгунского "Надо иметь чувство юмора".

– Написал?

– Уже.

– Ты мою тетрадку проверь, а я – твою.

– Ты чего, Мишка, покатываешься?

– Я покатываюсь, что ты неправильно списал!

– А ты чего?

– А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: "Наступили мозы". Это кто такие – "мозы"?

– Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: "Натала зима". Что это такое?

– Да не "натала", а настала. Ничего не поделаешь, надо переписывать.

– Вы узнали произведение? (Да.)

– Какое? («Надо иметь чувство юмора».)

– Кто автор? (В. Драгунский.) [Слайд 3]

– Кто герои? (Мальчики, школьники, Мишка и Дениска.)

– Какое настроение у вас вызвала сценка? (Веселое, радостное, смешное.)

– Какой это рассказ? (Юмористический.)

– Обиделись ли ребята друг на друга? (Нет.)

– Почему? (Все происходящее было по-доброму «от души».)

– Значит, что такое юмор? (Это когда весело, смешно, радостно.) [Слайд 4]

3. Знакомство с творчеством В. Драгунского

(Дифференцированное задание для сильных учащихся).

Рассказывает ученик.

Виктор Юзефович рано начал работать в театре, как актер. А вот писать для детей начал поздно, в возрасте 32-ух лет. И связано это с появлением у него сына Дениски. Вечерами Виктор Юзефович рассказывал Дениске и его друзьям веселые истории, которые очень нравились детям. Так и появились юмористические рассказы для детей, прототипом которых является его сын.

– Как звали главного героя этих рассказов? (Денис Кораблев.)

– Под каким общим названием издавались эти рассказы? (Денискины рассказы.)

– Вспомните, какие рассказы В. Драгунского вы читали? («Девочка на шаре», «Похититель собак», «Бы», «Тайное становится явным», «Независимый Горбушка»). [выставляются книги]

– Какое настроение вызывают эти рассказы? (Веселое, радостное)

– Посмотрите, В.Ю. Драгунский умер в 70-ые годы прошлого столетия, очень давно, а книги его читают дети и взрослые, и по сей день. И эти произведения приносят нам много радости и веселья. Что объединяет все эти произведения? (Они юмористические)

4. Сообщение темы и цели урока.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Смешное в литературных произведениях В. Драгунского)

– А поможет нам подойти к разгадке тайны смешного В. Ю. Драгунский и его рассказ…

– Найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как оно называется. («Что любит Мишка».) [Слайд 5]

5. Работа с текстом до чтения.

– Глядя на название, предположите, о чем будет рассказ? (О любви.)

– Кто будет главным героем? (Мишка.)

– Рассмотрите иллюстрацию, и в своих учебниках на стр.157.[Слайд 6]

– Кого узнали? (Мишку, Дениску.)

– О чем будет это произведение? (О том, что любит Мишка и Дениска.)

– Прочитайте ключевые слова к рассказу. [Слайд 7]

– Какой еще герой появляется в рассказе? (Учитель пения.)

– Что будут любить наши герои? (Древних воинов, разные разности, люблю булки, пирожки, сыр…)

– О чем будет рассказ?

– А как нам убедиться, верны наши предположения или нет? (Нужно прочитать текст.)

6. Чтение рассказа. Словарная работа.

– Прочитайте рассказ самостоятельно и с помощью линейки и карандаша подчеркните слова, значение которых вам не понятны.

Учащиеся читают текст и составляют вопросы к героям от автора.

– Верны ли ваши предположения (Да)

1) – Вы выбрали слова, значение которых вам непонятны. Найдите теперь предложения с этими словами в тексте. Быть может, в контексте предложения вы сможете определить смысл этих слов? (Предположения учащихся.)

– Остались ли еще непонятные слова? (Да) [Слайды 8-14]

– А где мы можем найти точное грамотное лексическое значение слов? (Помощь родителей, толковый словарь, интернет…)

– Какие слова у вас вызвали улыбку? Почему? (Неправильно говорит.)

2) – Понравился ли вам рассказ (Да)

– Какое настроение вызвал? (Радостное, смешное, веселое)

– А что именно вызвало такое настроение? (Ответ Мишки)

– Почему?

– Кого мы еще встречаем в рассказе? (Бориса Сергеевича)

– А кто это? (Учитель музыки.)

– А какой это учитель? (Творческий, талантливый)

– Докажите словами из текста.

– Что любит учитель пения? (Музыку Фредерика Шопена.)

– Послушайте фрагмент произведения Фредерика Шопена «Вальс минутка».

[Слайд 15].

Физ. Минутка.

– Что вы представляете себе под эту музыку?

Звучит музыкальное произведение.

– Кому понравилось это музыкальное произведение?

– Что вы увидели?

– Что вы услышали?

– Какие чувства у вас возникли?

– На уроке музыки вы вместе с учителем музыки послушаете другие произведения этого композитора.

– Как автор относится к Борису Сергеевичу? (С уважением.)

– Какой герой нам еще встречается в рассказе? (Дениска.)

– Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы.)

– Как называется рассказ? («Что любит Мишка».)

– Что же любит Мишка?

Учащиеся перечисляют.

– Что любит Дениска? Найдите и прочитайте. Но сначала давайте обратимся к нашему алгоритму. На что обращаем внимание при чтении? (На интонацию (медленно перечисляет), на темп)

– Прочитайте.

Учащиеся читают.

– Используя алгоритм, оцени, как ты прочитал?

– Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы.)

– Что мы можем сказать о Мишке? (Он беззаботный и легкомысленный)

– Как слушал Дениску Борис Сергеевич?

– Прочитайте.

– Почему? (Ему было интересно.)

– Какой же Дениска? (Он мечтатель, разносторонний, любознательный)

– Как автор относится к Дениске? (С одобрением.)

– Как вы относитесь к Дениске? (Предположения учащихся.)

– Сейчас мы будем читать по ролям. Вспомним алгоритм. Какими средствами выразительности будем пользоваться? (Интонация, темп, тембр.)

– Как будем читать за Мишку? (Очень быстро, торопясь.)

– Как будем читать за Бориса Сергеевича? (Неторопливо, рассудительно.)

– Прочитайте по ролям, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.

Учащиеся читают. Оценивают чтение.

– Какими словами автор изобразил поведение Мишки? (Надулся.)

– Покажите, как это надулся.

Инсценирование учащихся.

– Почему автор взял именно это слово? (Иронизирует, насмешничает.)

– Как понимаете «Поведай тайну души своей»? (Расскажи самое сокровенное.)

– Что такое «разные разности»? (Всякие разности.)

– Можно ли так сказать? Это грамотно? (Нет.)

– Что любит Мишка? Прочитайте по цепочке.

Учащиеся читают.

– Какими словами автор описывает характер Мишки во время его рассказа о любви? («…поерзал на подоконнике, откашлялся…)

– О чем говорят эти слова? (Мишка вел себя беззаботно, ждал похвалы.)

– Прочитайте, как слушал Мишку Борис Сергеевич.

Учащиеся читают.

– Почему? (Был недоволен, расстроен, возмущен.)

– Зачем автор делает паузу? (Это кульминационный момент рассказа.)

– Прочитайте.

– Для чего пауза? (Осмыслить, задуматься.)

– Когда вспомнил Мишка о любви к людям? (После замечания Бориса Сергеевича.)

– Прочитайте, как он отреагировал. (Покраснел.)

– Как автор относится к Мишке? (С сожалением.)

– Сравните, что любят мальчики.

Учащиеся предполагают.

– Посмотрите, сколько слов Мишка употребил, чтобы описать свою любовь к пище, и сколько, чтобы описать любовь к людям.

– Какое чувство у вас возникло в этот момент? (Грусть.)

– Почему?

– Прочитайте еще раз последние слова Мишки. Можно ли сказать, что он осознал свою ошибку? Докажите.

– Давайте подумаем, можно ли это произведение отнести к юмористическим? (Нет.)

– Почему? (Смех сквозь слезы.)

– В каком жанре написан рассказ? (Сатира.) [Слайд 16]

– Почему так считаете? (Высмеиваются недостатки. Помогает исправиться.)

– Что такое сатира?

– О чем мы должны задуматься, читая этот рассказ? (О любви к ближнему, к животным.)

– У нас два примера. Так о чем? (О любви к родным, к разным увлечениям)

7. Итог урока

– Положите перед собой таблицы.

– Заполните их.

Самостоятельная работа учащихся.

Таблица

Название

«Что любит Мишка»

Автор

В. Драгунский

Жанр

Мягкая сатира

Главные герои произведения

Борис Сергеевич

Мишка

Дениска

Характер героев произведения

Борис Сергеевич – насмешливый

Мишка – беззаботный

Дениска – мечтатель, любознательный

Отношение автора к героям произведения

Борис Сергеевич – с уважением, пример

Мишка – иронично, с сожалением

Дениска – по-доброму

Свое отношение к героям произведения

– Проверим.

Один учащийся говорит, а второй (его оппонент) проверяет и дополняет или исправляет, если нужно. (проверяются п.3-п.6 таблицы)

– Кто может высказать свое отношение к героям? (п.7 таблицы)

8. Домашнее задание.

1) – Я уверена, что вам захочется встретиться с произведениями В. Драгунского еще много раз. Как же найти интересующее вас произведение в библиотеке? Давайте вспомним уроки библиографии. Дома, по желанию, используя нашу таблицу, заполните эту карточку.

2) – Домашнее задание для всех. Выполните иллюстрацию к произведению и подпишите ее цитатой из текста. А для этого вам нужно будет дома еще раз прочитать произведение В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».

– А для записи цитаты из рассказа вам нужно будет вспомнить, как оформляется на письме прямая речь.

9. Рефлексия.

– На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.

  1. Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…
  2. Читая произведения, я испытывал…
  3. Особенно меня тронуло…

10. Организационный момент.

– Урок закончен. [Слайд 17]

11. Используемая литература:

  1. Бунеев Р.Н. ,Бунеева Е.В. Литературное чтение. Учебник, 4-й класс. («В океане света»). 2 ч.
  2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.
    Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения в 4-м классе. Об разовательная система «Школа 2100. Серия «Свободный ум».

Приложение 1

Название

Автор

Жанр

Главные герои произведения

Характер героев произведения

Отношение автора к героям произведения

Свое отношение к героям произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению В.Драгунский "Что любит Мишка" 2 класс

Открытый урок по литературному чтению УМК ПНШ 2 класс...

конспект и презентация открытого урока литературного чтения по рассказу К. Драгунской "Крайний случай"

конспект и презентация открытого урока литературного чтения по рассказу Ксении Драгунской "Крайний случай", 4 класс...

Урок литературного чтения "В. Драгунский "Что любит Мишка"

Урок литературного чтения, 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку литературного чтения "В.Драгунский .Надо иметь чувство юмора.

Презентация к уроку литературного чтения "В.Драгунский .Надо иметь чувство юмора....

Конспект урока литературного чтения В. Драгунский "Арбузный переулок" 3 класс

Урок литературного чтения.Класс: 3Учебник (УМК): «Школа 2100», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.   «Литературное чтение».Тема: Трудная тема – война (В. Драгунский &laqu...