Конспект урока литературного чтения В. Драгунский "Арбузный переулок" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Машталер Людмила Алексеевна

Урок литературного чтения.

Класс: 3

Учебник (УМК): «Школа 2100», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.   «Литературное чтение».

Тема: Трудная тема – война (В. Драгунский «Арбузный переулок»)

Цели:

 • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_cht_3kl.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения.

Класс: 3

Учебник (УМК): «Школа 2100», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.   «Литературное чтение».

Тема: Трудная тема – война (В. Драгунский «Арбузный переулок»)

Цели:

 • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

Ι. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение стихотворения А. Ахматовой.

2. Беседа о том, как проходил первый этап работы с текстом – до чтения, какие предположения, ожидания возникли, подтвердились ли они по ходу чтения. Можно предварительно выяснить, как ребята поняли смысл названия рассказа.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

II. Развитие умений.

Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Арбузный переулок».

1. Первичное чтение.

Чтение по ролям 1-й части.

Вопросы после чтения:

– Какой рассказ напоминает это произведение? (Начало рассказа «Тайное становится явным».)

– Каким видим Дениску? (Капризным, недовольным.) А маму? (Расстроенной, озабоченной, беспокойной.)

– Как папа разрешил спор между Дениской и мамой? (Шуткой.) Как он отнёсся к тому, что Дениска не ест молочный суп?

– На чьей стороне ваши симпатии?

Чтение 2-й части учителем.

Задания и вопросы после чтения:

– Мы говорили раньше, что между Дениской и папой существует взаимопонимание. Так ли это? Прочитайте предложения, доказывающие это.

– Почему эту историю папа помнит, хотя прошло много лет?

– Автор несколькими словами воссоздаёт трудное военное время.

Перечитайте эти слова. Что вы представили?

– Почему рабочий побежал за мальчиком и отдал ему арбуз?

– Когда папа рассказывал о том арбузе, мы чувствовали его запах и вкус. Почему маленький мальчик через всю жизнь пронёс память об этом арбузе?

Чтение 3-й части про себя.

Повторное выборочное чтение.

– Какой была осень в Москве 1944 года?

– Автор показывает войну глазами ребёнка. Что особенно запомнилось мальчику? Почему не бомбёжки, налёты вражеской авиации? Он создаёт образ военного времени по-иному. Как?

– Почему переулок мальчики назвали арбузным?

Чтение 4-й части вслух, диалог с автором.

После 2-го предложения:

– Что видел папа такого, что ни Денис, ни его мама не видели? (Война оставила в душе папы след. Рассказывая о своих переживаниях, он как бы снова пережил то время.)

После чтения 4-й части:

– Что представил Дениска после рассказа отца? Что он понял?

– Как вы догадались, что рассказ отца подействовал на него?

2. Обобщающая беседа.

а) – Что хотел сказать В. Драгунский читателю в этом рассказе? Какую идею он вложил в него? (Война оставляет свой след в душе каждого – и пережившего войну, и родившегося после.)

б) – Почему рассказ так называется?

Ответы на вопросы учебника (с. 192).

3. Рассказ учителя о Ленинградской блокаде.

– Весь ужас блокады узнали жители Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

8 сентября 1941 г. гитлеровцам удалось замкнуть кольцо вокруг города. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в истории.

900 дней и ночей подряд длилась битва с фашистами и с другим не менее жестоким врагом – голодом. Жительница города Елена Кочина записала в своём дневнике: «Надвигается голод! Развилась своеобразная ленинградская кулинария: мы научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея».

От слабости люди умирали прямо на улицах. Весной 1942 года во время таяния снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

Учитель читает  рассказ В. Карасёвой «Хлебные крошки»

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

– Кому адресован рассказ? О чём задумывается современный маленький читатель при встрече с ним?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

IV. Домашнее задание.

Перечитать рассказ, подготовить выразительное чтение фрагмента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...