Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывок). Введение в эпоху.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику "Маленькая дверь в большой мир"  Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. по образовательной программе "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturgono_chteniya.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

                                  (отрывок). Введение в эпоху.

Цель урока:

     Прочитать и сделать анализ отрывка из поэмы А. С. Пушкина « Руслан и Людмила».

     Задачи урока:

    1. Прочитать и сделать анализ отрывка из поэмы А. С. Пушкина      « Руслан и Людмила»; формировать навык полноценного чтения; организовать регулярное, интенсивное и более систематическое обучение нормам родного языка;

          2. Развивать антиципацию, достичь понимания отрывка на уровне     содержания смысла; развивать лингвистические способности у детей; развитие логически четкой, доказательной, образной устной речи;

    3. Воспитывать чувство патриотизма, умение слушать музыку, интерес к литературе.  

  Базовый учебник

«Маленькая дверь в большой мир», 2 класс, Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2010 г.

Оборудование:

      Портрет А. С. Пушкина, увертюра М. И. Глинки  к опере «Руслан и Людмила», репродукция картины В. И. Васнецова «Три богатыря», иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила», репродукции батыров.

                                            Ход урока.

  1. Организационное начало урока.
  2. Тренировочные упражнения.

А). Упражнение на дыхание

Б). Пропоем звуки.

В). Скороговорка

  1. Составь скороговорку

От  топота              по  полю        пыль          копыт               летит

  1. Прочитай в разном темпе (медленно, в среднем темпе и выразительно, в быстром темпе).

         Г). Игра «Кто самый внимательный?»

         ( на доске напечатаны пары слов, ученики читают их и объясняют ).

                 Просыпались  -  просыпались

                  Леса  - лиса

                  Гром  - гном

   - Чем различается первая пара слов?

    (они различаются ударением, слова различаются по смыслу)

      Просыпались – высыпаться от куда- нибудь;

      Просыпались – выходить из состояния сна.

- Чем различается вторая пара слов?

  ( различаются безударной гласной в корне слова, произносим одинаково, но смысл слов разный).

         Леса – множество деревьев, растущих на большом пространстве;

         Лиса – хищное млекопитающее с длинным пушистым хвостом.

- Чем различается последняя пара слов?

( различается согласной буквой в корне слова, смысл слов разный)

       Гром – сильный грохот, раскаты, сопровождающие молнию во время грозы,

        Гном – бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища.

Вывод: Видите, как важно быть внимательными при чтении, иначе не поймешь смысла предложения.

      Д). Игра «Кто больше запомнит?»

(Слова напечатаны на доске, взяты из текста. Дети 1минуту про себя читают слова. Затем все слова закрываются. Дети называют запомнившиеся слова).

- Назовите запомнившиеся слова.

         

            Поле

            Крик

            Враг

            Огонь

            Воин

            Конь

            Руслан

    Е). Игра «Найди слова»

( Задача – отыскать слова, которые спрятались среди букв)

              ФЫШЛСКАЗКАКЕЩЙ

              ЛКМСБОГАТЫРЬЛЗД

              ОУАГАФАНАСИЙЖГА

  1. Введение в тему раздела

 - Итак, ребята, давайте поспешим за Афанасием и посмотрим, какую дверь он нам сегодня откроет. Откройте учебник на стр. 71 и прочитайте название раздела. А теперь посмотрите на слова, которые написаны на доске.

  «Дела давно минувших дней,

    Преданья старины глубокой…»

-Как вы думаете, о чём мы будем читать и что узнаем в этом разделе?

 Звучит увертюра М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила».

На доске  - картина В. М. Васнецова «Три богатыря».

- Что вы представляли, когда слушали музыку?

- Кого изобразил художник на картине?

- Кто такие богатыри?

- В какие времена они жили?

  1. Богатырь – так на Руси называли воинов, отличающихся необычной силой, удалью, мужеством и умом. Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

    - А есть ли они сейчас?

  1. Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек очень большой силы, стойкости и отваги.
  2. Богатырский рост - человек большого роста, очень высокий;
  3. Богатырский сон – очень крепкий сон;
  4. Богатырское сложение – крепкое телосложение.

- А еще отважных, доблестных воинов называли витязями.

 - Каких русских богатырей вы знаете?

- Чем они занимались?

- Обратите внимание на репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». Что еще вы можете сказать о богатырях?

  1. Илья Муромец – надежен, силен, мудр, могуч.
  2. Добрыня Никитич – нет вернее и преданнее богатыря, на любое дело его пошли – не подведет. Он справедлив и умен.
  3. Алеша Попович – шустрый, бойкий, дерзкий.

- Обратите внимание на внешний вид богатырей.

(доспехи, боевые кони, одежда, оружие, латы – металлические доспехи для защиты воина от ударов)

- Ребята, а были ли богатыри у башкирского народа?

- А как их называли?

  1. Батыр – у башкир человек, обладающий необыкновенной физической силой и ловкостью, отвагой и честностью, мужеством и смекалкой. Батыры являются главными героями башкирских богатырских сказок, они борются со злыми силами. Наиболее известный сказочный богатырь – Урал –батыр. (Краткая энциклопедия Башкортостана).  Репродукции.

 Физкультурная минутка.

  1. Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте название и автора произведения.

- Вам знакома эта фамилия?

- Какие произведения автора помните?

- Все ли произведение будем читать?

- О чем будет этот отрывок?

- Сегодня на уроке звучала увертюра из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Композитор написал оперу по сюжету поэмы А. С. Пушкина, отрывок из которой мы будем сегодня читать. «Руслан и Людмила» - это первая поэма А. С. Пушкина. Написал он ее в 1820 году.

  1. Работа с текстом во время чтения.

!!!-Что вы представили, слушая стихотворение?

  1. Чтение отрывка.

Вопросы после чтения:

-Что вы представили, слушая стихотворение?

- Кто такой Руслан?

- Как вы думаете, чем закончилось сражение?

  1. Чтение отрывка с комментированием.

1-2 строчка

- Когда будут происходить события?  (Утром.)

3-4 строчка

- Как вы понимаете в бездейственном покое? (Тишина, спокойствие, все спят.)

5 – 7 строчки

- Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля?

- Как надо читать эти строчки?

  1. Воспрянул – быстро поднялся
  2. Внезапный (синоним) – неожиданный

   - Для кого этот крик стал внезапным? Прочитаем.

   8 – 9 строчки

-- Для кого этот крик стал внезапным? (Для киевлян)

  1. Киевляне – жители Киевской Руси, для них это сражение стало внезапным.
  2. Смутилось – взволнованы, растеряны, испуганы, могут проиграть сражение.

 - Что же произошло дальше?

 10 – до конца

- Какую картину увидели киевляне?

- Как описывает автор Руслана?

  1. Чудесный – от слова «чудо»

- Найдите сравнения. Зачем их использует автор?

- Какие глаголы использует автор? Почему? (Чтобы мы представили Руслана сильным, храбрым, смелым.)

- Как понимаете последнюю строчку?

  1. Басурман – в старину так называли иноземцев
  2. Витязь(синоним) – воин, богатырь.

- Как надо прочитать последние строчки? (торжественно)

Последние 2 строчки

- Как вы понимаете эти строчки? ( о давних временах)

 - Да, о временах, когда Русь осаждали враги.

  1. Вопросы ко всему тексту:

- Какой момент описан в отрывке? ( Сражение киевлян с врагами)

- Докажите, что этот момент был очень опасен для киевлян.

- Какую роль в битве сыграл Руслан?

- Как относится автор к Руслану? (восхищается его силой, мужеством, отвагой.)

- Что вы чувствовали, когда  читали этот отрывок?

                       Физкультурная минутка

А). Корригирующая гимнастика для глаз;

Б). «Мозговая гимнастика»

  1. «Качание головой»
  2. «Ленивые восьмерки»
  3. «Шапка для размышлений»

    В). Упражнение на концентрацию внимания ( нажать большим пальцем в точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, делать вдох и выдох по 5 раз).

  1. Работа с текстом после чтения.

 А). Самостоятельное чтение с заданием: разделить отрывок на 3 части, озаглавить их.

  1. «Дремало поле боевое»
  2. «Внезапный крик сражений грянул»
  3. «Наш витязь пал на басурмана»

       Б). Работа над выразительностью.

     - Меняется ли темп, интонация от части к части?

         (читается каждая часть, ведется работа над выразительностью).

- Что происходит в первой части?

- Как будем читать эту часть?

- Прочитайте.

- Что происходит во второй части?

- Как будем читать вторую  часть?

- Прочитайте.

- А как мы будем читать третью часть?

- Почему?

- Прочитайте.

- А теперь выразительно прочитаем весь отрывок.

  1. Итог урока.

 - Как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победу?

- Какой момент описан в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»?

- Поделитесь своими чувствами, своими впечатлениями о сегодняшнем уроке.

  1. Домашнее задание.
  1. Выразительное чтение отрывка.
  2. Выучить отрывок наизусть ( по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"

План-конспект урока литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"...

Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературного чтения предназначен для целевой аудитории учащихся 2 класса, применяется в УМК Занкова, может использоваться в других образовательных комплексах...

Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературного чтения предназначен для целевой аудитории учащихся 2 класса, применяется в УМК Занкова, может использоваться в других образовательных комплексах...

Конспект урока "Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса."

Конспект урока литературного чтения (2 класс). Тема урока: Вступление к поэме  А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Задачи:- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и ...

Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Технологичекая карта урока по литературному чтению во 2 классе....

Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», 3 класс

Конспект и презентация урока по литературному чтению Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», 3 класс...