Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Найденко Алла Дмитриевна

Урок литературного чтения предназначен для целевой аудитории учащихся 2 класса, применяется в УМК Занкова, может использоваться в других образовательных комплексах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnyy_obraz_mira.docx290.43 КБ

Предварительный просмотр:

предмет:Литературное чтение

класс:2

УМК:В.Ю.Свиридова,Н.А.Чуракова «Литературное чтение» 1 часть

Тема: Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Цели: ознакомить учащихся со сказочным образом мира ,формировать умение понимать образ как некое целостное впечатление ,первичные  исследовательские навыки, закреплять умение видеть выразительность художественных приемов, воспитывать бережное отношение к родному языку, умение слышать и слушать речи другого человека.

Оборудование:слайды, портрет писателя А.С.Пушкина, кроссворды на листах для групп детей,выставка книг сказок А.С Пушкина

1.Мотивация к учебной деятельности

Добрую сказку

Помню я с детства.

Хочу, чтобы сказку послушал и ты,

Чтобы подкралась

К самому сердцу

И заронила зерно доброты.

2.Подготовка к восприятию.

Как вы думаете над каким жанром в литературе  будем работать сегодня на уроке?   (сказка)

Чтобы убедиться в правильности вашего ответа ,выполните задание в группах, разгадайте кроссворд и узнайте жанр произведения, о котором будем говорить.  

Ребята класса разделены на 8 групп по 4 человека. У каждой группы кроссворд. Учитель направляет действия детей, комментирует   выполнение работы по её ходу.[1] 

                      Использование технологии:

Кроссворд позволяет активизировать учащихся, мобилизировать учебную деятельность.

3.Определение темы урока.

Какое слова получилось по вертикали?(сказка)Слайд 1

Попробуйте объяснить, что такое сказка.Слайд2

                    Сказка-это

-небольшое поэтическое произведение

-произведение в вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил

-прозаическое произведение небольшого размера

Верно, подходит второе высказывание. Сказка-это не просто вымышленная история. Сегодня мы попробуем раскрыть один из её секретов. Для этого будем исследовать произведение А.С.Пушкина.

4.Работа по новой теме.

Откройте учебник на стр.66-67 и прочитайте эпиграф

(Сказка-не сказка без чудес.

Заходи в волшебный лес…)

А кто поведет нас в мир сказки(А.С.Пушкин).Слайд 3

Что вы о нем знаете? Для проверки  проведем мини-викторину, за каждый правильный ответ группа получает жетон.

                          Использование технологии:

Используются упражнения 5 блока суждение и умозаключение

  1. Где родился А. С. Пушкин? ( в Москве.)
  2. Когда он родился?(6 июня 1799 года.)
  3. От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?(От няни Арины Родионовны.)
  4. Сколько всего сказок написал великий поэт? (5)
  5. Назовите эти сказки. («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде».)

Пушкин первый из поэтов, который заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Каждый, кто прочтет его сказки впервые. Будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их , будет счастлив вдвойне. А вы хотите быть счастливыми? Тогда приготовьтесь к литературному слушанию по окончанию которого поделитесь своими впечатлениями и представленными картинами.

Учитель читает наизусть вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

-Какие сказочные образы возникли перед вами?

                      Использование технологии:

Происходит анализ текста отрывка выделение и перечисление главных героев

-Прочитайте сказку(чтение цепочкой) и скажите какие сказочные герои встретились в этом произведении(кот, русалка, тридцать витязей, дядька морской, колдун, богатырь, царевна, бурый волк, Баба-Яга, царь Кащей)

-В каких сказках они живут?

5.Физминутка.

У лукоморья дуб зелёный (покачивание руками верху)

Златая цепь на дубе том: (покачивание руками перед собой)

И днем и ночью кот ученый (руки над головой показ «ушек»)

Всё ходит по цепи кругом; (ходьба на месте, руки на пояс)

Идет направо-песнь заводит, (наклон направо)

Налево-сказку говорит (наклон налево)

6.Исследовательская работа.

А сейчас мы начнем работу, которая будет начинаться со слова почему.

Прочитайте первые строчки(У лукоморья дуб зелёный)

-Что такое лукоморье? Из каких слов оно состоит, назовите родовую принадлежность слова(лук и море)

 Где найдем лексическое значение слова( в словаре)

                                Использование технологии:

Проводилась беседа-рассуждение по выявлению лексического значения слова. В данном случае есть необходимость обращения к словарю, чтобы проверить предположения.

Лукоморье-морская лука, изгиб берега

А где у нас на Кубани есть лукоморье двух морей Черного и Азовского?(Тамань).Слайд 4

А почему именно у дуба обитает сказочная сила?.Слайд 5

Выслушиваются ответы детей.

                            Использование технологии:

В дальнейшем вся работа на уроке строится на суждениях и умозаключениях учащихся.Они делают выводы, оспаривают их. Учитель только корректирует ход урока, строит вопросы так, чтобы учащиеся пришли к верным умозаключениям.

-Верно. Дуб могучее дерево, долго живет, имеет прочную древесину и не поддается гниению .Символизирует представление о Мировом дереве, а Мировое дерево-это дорога, которая соединила все миры:верхний нижний и средний.Слайд 6

В среднем мире-жили люди со своими домашними животными.Верхний мир-небесный мир, в нем находились неподвластные человеку стихии и небесные светила.В нижнем ибитали подземные и невидимые силы.Так у многих народов появилось представление о Мировом дереве, которое будто стоит в центре земли и соединяет между собой небесный, земной и подземный миры.Каждому миру соответствовали свои животные.Какие соответствовали верхнему миру?(птицы)А нижнему?(лягушки, змеи,рыбы.)

Прочитайте следующие строчки

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом)

Почему цепь золотая?(Выслушиваются ответы детей)

Цепь-символ солнца.Золотые предметы обладают волшебной силой.А почему именно кот ходит по цепи? Слайд 7

Дело в том, что он связан с миром предков.Не случайно женой домового кикимору представляли в виде черной кошки.Кот-это животное, которое умное не только тем умом, который получает от человека. Но и умом «другого» мира.Поэтому у многих народов-кот излюбленный персонаж, выступающий в сказках о животных ровней лисе по уму, а в волшебных сказках-в роли волшебного помощника.

А почему кот ходит то направо. то налево? Это смена дня и ночи.

Прочитайте следующие строчки

Идет направо-песнь заводит

Налево-сказку говорит

Почему? Песнь связана с правдой, то есть с правой стороной, а сказка с выдумкой-то есть с левой стороной.

7.Словарная работа.

Прочитайте отрывок до конца и найдите незнакомые слова и выражения

Слайд 8-9

На неведомых дорожках-ведать=знать

Там лес и дол видений полны-дол-речная впадина,видений полны-много призраков

Прихлынут-набегут

Чредой-чередой

Пленяет-берут в плен

Мимоходом-мимо

Прочитайте первую часть произведения и последнюю.Что заметили(Кот ученый свои мне сказки говорил) повторяется дважды. Слайд 10

Почему?(выслушиваются предположения детей)

Мы возвращаемся по кругу, что и символизирует замкнутая цепь. А в какой сказке А.С.Пушкина описан литературный прием замкнутого круга?(Сказка о золотой рыбке, как старуха оказалась у разбитого корыта)

Прочитайте отрывок выразительно. Каким голосом нужно читать строчки о чудесах(таинственно,загадочно, выделяя голосом каждое чудо)

8.Рефлексия урока.

Слайд 11.Рассмотрите схему и скажите какой секрет сказки открыли?(В сказках отражается представление древнего человека о мире.) И вы стали счастливее, прикоснувшись к произведению А.С.Пушкина.Слайд12

 Ведь недаром говорится, что в сказке есть намек, сегодня мы попытались его распознать на уроке

                                            Приложение к уроку

Изображение 013.jpg

Ответы:

1.ступа

2.Кощей

3.русалка

4.змей

5.Иванушка

6.царь


[1] Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Сказочные образы в музыке Эдварда Грига"

Цель урока: ввести детей в мир сказочных музыкальных образов....

Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературного чтения предназначен для целевой аудитории учащихся 2 класса, применяется в УМК Занкова, может использоваться в других образовательных комплексах...

Конспект урока "Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса."

Конспект урока литературного чтения (2 класс). Тема урока: Вступление к поэме  А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Задачи:- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и ...

Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С. Пушкина "У лукоморья дуб зеленый..."

Данный урок знакомит обучающихся с  красотой пушкинской поэзии, расширяет представление о русском языке, его красоте, воспитывает любовь к русской  литературе....

Тема урока: Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.

Тема урока: Вступление к поэме  А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса....

"Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов"

Конспект урока мцзыки во 2 классе на тему: "Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов"....