Урок музыки "Сказочные образы в музыке Эдварда Грига"
материал по музыке (2 класс) по теме

Цель урока: ввести детей в мир сказочных музыкальных образов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnye_obrazy_v_muzyke_edvarda_griga.doc69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №8 

Рузаевского муниципального района

Урок - путешествие во втором классе

«Сказочные образы

в музыке

 Эдварда Грига»

Подготовила учитель музыки Вольнова Н. А.


Живут волшебники земные,

Тепло своих сердец даря.

        

Цель урока: ввести детей в мир сказочных музыкальных образов.

Задачи:                 1) Дать понятие о сказочных существах в произведениях Э. Грига:

троллях, гномах.

2) Развивать творческое воображение детей, фантазию, умение высказать свое мнение о музыкальных впечатлениях.

               3)Развивать вокально-хоровые навыки.

  1.  Прививать любовь и интерес к музыке композиторов- классиков и наших современников.

Музыкальный материал

  1. Е. Юдахина «Шумный маскарад»
  1. Б. Савельев «Живут волшебники на свете»
  2. Э. Григ «В пещере горного короля»
  3. Г. Гладков «Песенка о троллях»
  4. Э. Григ «Шествие гномов»
  1. Г. Струве «Пестрый колпачок»
  2. С. Юдахина «Закончился праздник» 

Наглядный материал

1.Портрет Э. Грига

2.Фотографии с изображением Трольхаугена и Бергена

3.Иллюстрации к произведениям

Ход урока

I. а) Музыкальное приветствие.

Учитель. Дети. Учитель. Дети.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте!

Дорогие гости!

Здравствуйте!

  б) Учитель. Дорогие ребята!

   Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир музыки и сказки, нас ждут удивительные встречи ...

Вы согласны отправиться со мной в необычное путешествие?

Итак, наше путешествие начинается…

в) У.(поет) Внимание! Внимание! Тишина!

            Внимание! Внимание! Чудеса!

            К нам идет, к нам идет Музыка,

            В гости к нам так спешит

            Королева Музыки!


У.- Ребята, кто у нас сегодня будет в гостях?

Д. - Королева Музыки.

У. - А пока она в пути, давайте с вами исполним песню С. Юдиной «Шумный маскарад»

(дети поют песню, на заключительные аккорды входит Королева Музыки)

II. Королева Музыки - Здравствуйте, ребята!

  Находясь в своем музыкальном королевстве, я услышала вашу замечательную песню:

                          (поет)

Чудес волшебный праздник

И сказок маскарад.

Без музыки и песен

Нет жизни у ребят!

И я решила, что должна обязательно с вами познакомиться и рассказать вам о жителях моего сказочного королевства.

(Королева Музыки исполняет песню «Живут волшебники на свете»)

К.М.-  Ребята, вам понравилась моя песня?

        Так кто же живет в моем королевстве?

У. - Спасибо, Королева Музыки, тебе за твою красивую песню, побудь с нами, посмотри,    какие у нас замечательные ребята, как они любят музыку.

У. - Ребята, в этой песне мне особенно запомнились строчки:

Живут волшебники земные,

Тепло своих сердец даря ...

У. -         Кто это - земные волшебники?

Д.- Это волшебники, живущие на земле. Они помогают людям, дарят радость, творят добро.

У.- А как вы думаете, можно ли композиторов назвать земными волшебниками?

Д.- Да!

У.- Мы с вами сегодня познакомимся с таким композитором-волшебником Эдвардом Григом и окажемся в сказочном мире его музыки.

III. Тема нашего урока-путешествия: «Сказка в музыке Эдварда Грига»

У. - Эдвард Григ - композитор, живший в северной стране Норвегии, где очень красива природа. Норвегия - это страна диких скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов-фьордов. Издавна норвежский народ населил леса и горы фантастическими существами, добрыми и злыми духами: гномами, эльфами, кобольдами, троллями, сочинил множество прекрасных сказок. Э. Григ очень любил природу и сказки, любил мечтать и фантазировать.

Однажды, когда он был еще маленьким ребенком, они вместе с отцом отправились на прогулку. Дорога шла вдоль ущелья. Вдруг Эдвард остановился у сосны, выглядывающей из глубины ущелья. Сосна вросла прямо в трещину камня. Мальчик долго смотрел на сосну. Потом, повернувшись к отцу, спросил:

- А где же тролли? Где они могут прятаться?

Отец подумал: сын растет большим фантазером и, посмотрев на него внимательно, сказал:

- Ты спрашиваешь, где живут тролли? В сказках, мой милый, в старых норвежских сказках.

Но Эдвард не поверил отцу. Он был уверен, что тролли живут среди скал, в горах, в лесах или в корнях старых сосен.

Для мальчика природа действительно была живой. И сам он жил в мире сказки не только, когда был ребенком, но и тогда, когда стал взрослым.

Так, например, желая построить себе дом, композитор выбрал пустошь, которая называлась Тролльхауген, т. е. Холм троллей.

У.- Ребята, а кто знает, что это за существа - тролли?

Д. - Это злые существа, они живут в сказках, они строят в пещерах и горах целые дворцы.

IV. У. - в пьесе Э. Грига «В пещере горного короля» изображается картина

подземного царства троллей.

а) Послушайте начало этой пьесы. Как звучит музыка?

(учитель исполняет фрагмент пьесы)

Д. - Музыка звучит осторожно, таинственно, тихо, отрывисто, медленно.

У.- А теперь мы услышим эту пьесу в исполнении симфонического оркестра. Давайте представим, что мы с вами решили проникнуть в эту пещеру. Как встречает нас горный король и его множественные слуги - тролли?

К. М.- Я тоже хочу дать ребятам задание. Можно?

У.- Конечно.

К. М.- Во время слушания, ребята, понаблюдайте за развитием музыки.

Вы - (обращаясь к первому ряду) - за тем, как будет меняться динамика.

Вы - (ко второму ряду) -за изменением темпа.         

Вы -(к третьему ряду) - за характером звуковедения.

б) (Слушание пьесы «В пещере горного короля»)

У.- Что вы услышали, почувствовали, представили?

А теперь давайте ответим на вопрос Королевы Музыки. Как развивалась музыка?

(ответы ребят)

У.(обращается к К.М.) - Ты довольна ответами ребят?

К. М.- Да, я очень довольна, именно поэтому я хочу пригласить сюда троллей из моей сказочной страны. Встречайте!

V.  а) (Звучит музыка, входят тролли и вместе с Королевой Музыки инсценируют «Песенку троллей»)

К. М. - Ребята, вам понравились мои тролли? Мне они тоже очень нравятся, но у них есть единственный недостаток. Заметили, какой?

 ( поет «200 лет прошло в молчанье»)

Да, они такие молчуны ...

У.- Как же нам помочь К. М. ?

   б) Ребята, а давайте с ними поиграем в игру «Пусть делают все так, как я»

(идет игра, после нее тролли собрались в кружок и что-то обсуждают)

У.- О чем это вы шепчетесь, тролли?

   в) 1 тролль. А мы решили пригласить ребят к нам в гости, в нашу Долину Троллей.

2 тролль. Туда, где находится рабочий домик Э. Грига.

3 тролль. Рядом с которым мы однажды увидели маленькую девочку.

1 тролль. Хотите узнать, что было дальше? Тогда слушайте ...

Однажды маленькая девочка по имени Агга подошла к дому Грига, заинтересованная доносившимися до нее звуками. Она услышала далекое эхо, кличи птиц, шум водопада. Клавиши пели, звенели и вдруг смолкли ...

- Тебе нравится слушать музыку?

Агга увидела седого человека со смеющимися голубыми глазами. Она сразу поняла, что он добрый и кивнула.

- Ну что ж, заходи ко мне, я расскажу тебе сказку. Ты знаешь, кто такие гномы?

- Да.

- Тогда слушай ....

У.- Незнакомец открыл крышку рояля. Стремительные, таинственные звуки услышала Агга. Все ближе, ближе они. Это, наверное и есть гномы - маленькие лесные созданья. Вот они, совсем близко. О, как их много! Ликующие, веселые, с фонариками в руках, они спешат по лесной тропинке и совсем не боятся темноты.

        Жалко… Очень быстро исчезли гномы. Остался только притихший лес и луна. Тихо…         Спит ночной лес… Но что это? Опять вернулись гномы ... Посветили фонариками и исчезли…  

- Гномы исчезли навсегда? - с сожалением спросила Агга.

- Думаю, что нет. Я иногда встречаю их в лесу. Они водят меня в свои пещеры и танцуют на лунных дорожках. А если тебе нравится слушать мои сказки, приходи, когда захочешь.

У.- Ребята, вы догадались, кто был тот незнакомец, у которого Агга побывала в гостях? (Эдвард Григ)

-О ком рассказал композитор девочке? (О гномах)

-Это была обычная сказка? (Нет, музыкальная)

- Вам она понравилась? ( Да )

У.- Э. Григ назвал ее "Шествие гномов"

- А что значит шествие, шествовать? дти, шагать)

-Как вы думаете, куда торопились гномы? а праздник)

- Ребята, наши гости принесли с собой волшебный музыкальный сундучок.

Но он откроется в том случае, если вы скажете, кто исполнял эту музыку? (Симфонический оркестр)

(Учитель достает из сундучка музыкальные инструменты, ребята называют их и вспоминают, в какой части звучал этот инструмент)

А сейчас на музыкальных инструментах, которые раздали вам тролли, мы будем исполнять эту музыку.

Кто является самым главным в оркестре? (Дирижер)

Почему? (Он управляет оркестром)

Итак, я предлагаю вам сейчас почувствовать себя музыкантами симфонического оркестра, а я буду дирижером. Все внимание на меня. (участие в исполнении пьес Э. Грига "Шествие гномов")

К. М.- Молодцы, ребята! Мне хочется порадовать вас сегодня еще одной встречей. В моей сказочной стране живет веселый и добрый гном. Позовем его к нам?

(Заходит гном и исполняет песню "Пестрый колпачок")

У.- Ребята, вам понравился наш новый знакомый? Вы обратили внимание, что все наши гости из музыкального королевства прекрасно поют?

И мы с вами тоже учимся красиво петь; давайте подарим нашим новым друзьям песню "Где водятся волшебники?"

(Исполняют песню)

У. - Молодцы, ребята!

Действительно, волшебники живут в наших фантазиях и дружат они только с теми, кто верит в волшебство.

ебята, как вы думаете, Э. Григ верил в волшебство, сказки? Д.- Да!

У.- Именно поэтому сегодня, благодаря его таланту, мы оказались в сказочном мире его музыки, северной природы, где в пещерах, в корнях старых сосен, под корягами притаились лесные и горные духи - гномы и тролли.

ам понравилось наше путешествие? Что понравилось?

думаю, что сегодня у вас появилось желание нарисовать полюбившихся героев из музыки Грига, а может быть кому-то захочется изобразить наших гостей. Это и будет вашим домашним заданием.

Вот и пришло время прощаться с нашими друзьями.

К. М.- Но мы с вами еще не раз встретимся!

оролева Музыки, Тролли, Гном поют прощальную песню и уходят) Учитель благодарит ребят за работу на уроке и прощается с ними:

 - До свидания, ребята!

Дети: "До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в третьем классе «Сказочные образы в творчестве Эдварда Грига»

Цель урока:Познакомить детей с изображением сказки в музыке на примере произведений Эдварда ГригаЗадачи:обучающие: познакомить с особенностями творчества Э.Грига; определение понятий «фольклор», «колл...

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

"Путешествие в музыку Эдварда Грига"

Презентация к уроку музыки раскрывающая секрет музыкальности произведений Э.Грига....

Конспект урока "Героические образы в музыке русских композиторов"

Конспект урока "Героические образы в музыке русских композиторов"...

Открытый урок музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»»

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»». Тип урока: урок открытия нового знани...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...