Главные вкладки

    Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
    учебно-методический материал по музыке (2 класс)

    Шишова Светлана Генриховна

    Технологическая карта  включает в себя:

    • цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, 
    • предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),
    • образовательные технологии, методы, приемы,
    • методическое обеспечение, ресурсы, 
    • дидактические материалы, 
    • multimedia-ресурсы, 
    • музыкальный материал, 
    • оборудование, используемые учителем на уроке 

     .

    • Ход урока раскрывает деятельность учителя и учащихся  и планируемые результаты на каждом этапе урока 
    • самоопределения к деятельности
    • актуализации знаний
    • постановки учебной задачи
    • "открытия" учащимися новых знаний
    • закрепления знаний
    • включения новых знаний в систему знаний у учащихся
    • рефлексии
    • домашнего задания

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта

    Шишова Светлана Генриховна

    ГБОУ школа №46 Приморского района  г.Санкт – Петербурга

    Предмет: Музыка

    УМК: Музыка 1 – 4 кл.  В.О. Усачева, Л.В. Школяр

    Класс:  2

    Тип урока:  комбинированный

    Дидактические материалы:

    • презентация в программе Microsoft Office PowerPoint;
    • фонограмма фрагмента сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Утро»;
    •  портреты Э. Грига, Г. Ибсена, К.Паустовского
    • Фрагмент рассказа К.Паустовского « Корзина с еловыми шишками»
    • Раздаточный материал (карточки с заданиями;  нотки – целые и половинные -для оценивания ответов учащихся;
    • звезда «Самый лучший»; листы самооценки)
    • Ударные музыкальные инструменты ( буковые палочки, маракасы, деревянные ложки)
    • Иллюстрация О.В.Кузьминой

    Образовательные технологии, методы, приемы:  технология проблемно – диалогового обучения (фасилитированная  дискуссия), ИК – технологии (программа MuseScore), элементы игровой технологии (игра «Эхо»), метод размышления о музыке, метод сравнения, практический метод ( анализ музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства), наглядно – иллюстративный метод, элементы технологии критического мышления, метод устной диагностики (беседа, наблюдение), метод игровых технологий (игра «Эхо»),   метод письменной диагностики (рефлексия), метод эмоциональной драматургии.

    Оборудование:  синтезатор,  фортепиано, компьютер,  интерактивная доска,  проектор,  музыкальный центр, учебники,), рабочие тетради.

    Методическое обеспечение, ресурсы:

    • Программа «Музыка 1 – 4 классы» М. «Вентана - Граф», 2013г.
    • В.О.Усачева, Л.В.Школяр  Учебник «Музыка 2 класс» М.»Вентана – Граф»,2013г.
    • В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А. школяр «Методическое пособие . Музыка 2 класс» М.»Вентана – Граф»
    • В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Фонохрестоматия. Музыка 2 класс»
    • В.О.Усачева, Л.В.Школяр, Л.В.Кузьмина «Музыкальное искусство. Блокнот для учащихся»
    • Д.Б. Кабалевский  «Как рассказывать детям о музыке» М.»Просвещение»2005г.
    • Д.Б. Кабалевский  «Воспитание ума и сердца» М.»Просвещение»1984г.
    • Д.Б. Кабалевский  «Про трех китов и многое другое» М.  « Детская литература»1972г.
    • А,С. Кленов «Там, где музыка живет» М. «Педагогика»1985г.
    • А,С. Кленов «Я познаю мир» М. «АСТ – ЛТД» 1997г.
    • Ю. Булучевский «Краткий музыкальный словарь» Л –д»Музыка»1986г.
    • «Музыкальный словарь» (ред. Давыдова М,А,) Изд. «Вако» 2017г.
    • Л.Михеева «Музыкальный словарь в рассказах» М. «Советский композитор»1984г.
    • Т.А.Замятина «Современный урок музыки» М. «Глобус»2007г.
    • Е.Смолина «Современный урок музыки. Творческие приемы и задания» Ярославль «Академия развития»2006г.
    • Л.Масленникова – Золина «Необычные уроки музыки.1 – 4 класс».Изд. «Учитель»2014г.
    • Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе» М.,»Академия»1998г.
    • Э.Финкельштейн «Музыка от А до Я» «Советский композитор»1991г.
    • «Музыка в школе» 2006г. №5
    • К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
    • . Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. Методическое пособие.- Н. Н. Кондратюк, издательство “Т Ц М”, Москва, 2005 г.
    • Г.Ибсен «Драмы . Стихотворения». М. «Художественная литература»1972г.
    • «Музыкальный  энциклопедический словарь» (ред. Г.Келдыш)  изд. «Советская энциклопедия» 1990г.

    Multimedia – ресурсы:

    • «Учимся понимать музыку» Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.,ООО «Кирилл и Мефодий» 2007 г. (CD ROM)
    • Мультимедийная  программа  «Соната», Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
    • «Музыкальный класс». ООО «Нью Медиа Дженерейшн»
    • Мультимедийная  программа  «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
    • Мультимедийная  программа  «Энциклопедия классической музыки». «Коминфо»
    • Мультимедийная  программа  «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
    • Мультимедийная  программа  «История музыкальных инструментов»
    • Социальная сеть работников образования  - https//nsportal.ru

    Музыкальный материал:

    1) Э. Григ «Утро»

    2) «Родная песенка» (Муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского 

    3)Э. Григ «Песня Сольвейг» (фрагмент)

    Технологическая карта урока

    Тема четверти

    Всеобщее в жизни и в музыке

    Тема  раздела

    Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека

    Тема урока

    Изобразительность в музыке Эдварда Грига

    Художественно – педагогическая идея урока

    Подвести учащихся к осмыслению понятия «изобразительности в музыке»  на примере музыки Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» и определению ее  роли в раскрытии внутреннего мира человека

    Цель

    Цель урока для учащихся

    Педагогическая цель урока

    Осмысление учащимися понятия «изобразительность в музыке» во взаимосвязи с «выразительностью  музыки» на примере фрагмента музыкального произведения Э. Грига «Утро» .

    Создание условий для осмысления понятия «изобразительность в музыке» во взаимосвязи с «выразительностью музыки».на примере фрагмента музыкального произведения Э. Грига «Утро»

    Задачи

    Задачи урока для учащихся

    Педагогическая задачи урока

    1. Познакомиться с музыкой Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», проанализировать музыкальное  произведение;

    2. Определить взаимосвязь изобразительности и выразительности и их роли в раскрытии внутреннего мира человека;

    3.Познакомиться с фрагментом рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и определить авторский замысел произведения;

    4. Найти сходство музыки Э.Грига «Утро» с иллюстрацией Кузьминой О.В. «Утро»;

    5.Выполнить задания по группам и в парах ( отгадать кроссворд, определить музыкальные инструменты и найти лишнее слово);

    6.Исполнить песню Ю.Чичкова на сл. П.Синявского «Родная песенка»

    Воспитательные: содействовать достижению личностных результатов

    1) формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия во взаимосвязи с жизнью;

    2)выражению личностного отношения к произведениям музыкального, литературного и

    изобразительного искусства;

    3)пониманию неразрывных связей между нравственным содержанием музыкального произведения  и эстетическими идеалами композитора;

    Развивающие: способствовать развитию УУД и формированию

    1)интеллектуальной культуры учащихся (умению анализировать, сравнивать, выделять главное, сопоставлять, решать задачи поискового и творческого характера, обобщать);

    2)информационной культуры (умению работать с информационными источниками);

    3) коммуникативной культуры (умению наиболее точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свое собственное мнение, уважать мнение других участников процесса и сотрудничать с другими детьми в процессе поиска и сбора информации);

    4) культуры самоуправления учебной деятельностью (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);

    5) рефлексивной культуры ( умение объективно оценить себя и других участников учебного процесса).

    Образовательные: содействовать достижению предметных результатов

    1) познакомить учащихся с творчеством Э. Грига посредством слушания и анализа его произведений, а также знакомства с рассказом К.Паустовского, раскрывающего нравственные и эстетические идеалы личности композитора;

    2) способствовать освоению учащимися понятий «переменный лад», «сюита», «пастораль»;

    3) ознакомить учащихся с произведением Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»;

    4) содействовать формированию навыков музыкально – творческой деятельности ( пение, слушание музыки, музыкально – творческая практика с применением элементарного инструментального музицирования);

    5) способствовать овладению навыками художественного анализа музыкальных произведений, произведений литературы и изобразительного искусства с выходом на авторский замысел.

    Планируемые результаты

    Личностные:

    • Эмоциональный отклик на музыкальное , литературное и произведение изобразительного искусства;
    • Формирование личностных качеств: гражданственности, патриотизма, сопереживания, чувства прекрасного.

    Метапредметные (формируемые УУД – личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные):

    • Получение новых знаний и применение их в жизни;
    • Формирование  у школьников  умений в постановке, планированию , реализации целей и задач и осуществлении самоконтроля;
    • Овладение нормами общения, умение согласовывать свои действия с учетом позиции других участников учебного процесса;
    • Осознание роли музыки и искусства в целом, как неотьемлимой части жизни человека, общества.

    Предметные (понятия, термины, предметные компетенции):

    • Закрепление знаний изученного музыкального материала , навыков слушания и анализа средств музыкальной выразительности  произведений;
    • Принимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальными понятиями и терминологией: «сюита», «изобразительность», «выразительность», «пасторальность», «цветомузыка», «развитие»;
    • Закрепление вокально – хоровых навыков;
    • Закрепление навыков элементарного инструментального музицирования.


    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика, задания для учащихся

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

    Самоопределение к деятельности: организационный момент, включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне

    Методы: наглядно – иллюстративный        (нотная запись на интерактивной доске), игровой технологии (игра «Эхо»), практический метод .

    Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность, развивает произвольное внимание.

    Приветствуют учителя, исполняя музыкальное приветствие. Активно включаются в деятельность

    Закрепление практических навыков хорового пения посредством упражнений и навыков элементарного инструментального музицирования

    Регулятивные: саморегуляция,  способность  к мобилизации на учебную деятельность.

    Личностные: формирование положительной мотивации к обучению.

    Коммуникативные: умение работать во взаимодействии с другими детьми и учителем.

    Актуализация знаний (подведение учащихся к осознанию своей гражданской позиции )

    Метод побуждающего и подводящего диалога, практические методы (

    1.Формулируют свое понимание слова «Родина» как неотъемлемой части жизни человека;

    2.Выражают свое нравственно – эстетическое отношение посредством рассуждений;

    3. Исполнение песни «Родная песенка» (Муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского)

    Закрепление вокально - хоровых навыков

    Регулятивные: умение сосредоточиться на выполнение поставленных задач.

     Личностные:  формирование эмоциональной отзывчивости на музыку; выражение личностного отношения к музыкальным произведениям  через музыкально – творческую деятельность.

    Коммуникативные: умение рассуждать, высказывать свое мнение и учитывать мнение других учащихся,  работать во взаимодействии с другими детьми в музыкально – творческой деятельности.

    Постановка учебной задачи

    Цель формулирование темы урока, целеполагание

    Методы:  наглядно – иллюстративный (презентация),  метод подводящего и побуждающего диалога, метод устной диагностики (беседа, наблюдение).

    1.Подведит учащихся к осмыслению цели и задач урока ( с помощью побуждающего диалога), 2.Формулируют тему урока  посредством подводящих вопросов и повторения пройденного материала ( предлагает узнать представленный фрагмент)

    1.Отвечают на вопросы учителя;

    2.Знакомятся со стихотворением В. Петряева «Норвегия»;

    3.Слушают музыкальный фрагмент и определяют произведение («Песня Сольвейг» Э.Грига;

    4.Формулируют тему урока ;

    5.Осмысливают цель и задачи урока

    1.Знакомство со  стихотворением о Норвегии;

    2. Закрепление знаний изученного музыкального репертуара

    Регулятивные :готовность принимать    учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия;

    Коммуникативные: умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса

    «Открытие» учащимися новых знаний

    Методы:  наглядно – иллюстративный (презентация),  метод подводящего и побуждающего диалога, метод устной диагностики (беседа, наблюдение), метод вокального и пластического

    интонирования, метод размышления, метод сравнения  и  анализа, метод «забегания вперед»;

    Технологии: технология проблемно – диалогового обучения (фасилитированная  дискуссия);

    1. Знакомит учащихся с фрагментом  рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и помогает  определить авторский замысел рассказа,

    2.Создает эмоциональный настрой  для прослушивания музыкального произведения Э.Грига «Утро»;

    4. Организует анализ услышанного ( определение настроения, средств музыкальной выразительности, пониманию развития музыки) путем фасилитированная  дискуссии);

    5.Подводит к осмыслению понятия изобразительности музыки, во взаимосвязи с выразительностью в прослушанном произведении;

    6. Организует сравнительный анализ произведения с иллюстрацией Кузьминой О.В., подвести к пониманию взаимосвязи музыки с изобразительным искусством.

    1.Знакомятся с фрагментом  рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и пытаются определить авторский замысел;

    2.Слушают «Утро» Э.Грига, анализируют и включаются в обсуждение в рамках  фасилитированной дискуссии;

    3. Осмысливают понятие изобразительности и выразительности в прослушанном произведении, учатся выделять главное  (преобладание изобразительности);

    4. Рассматривают иллюстрацию учебника и делают сравнительный анализ музыки и рисунка;

    5.Учатся анализировать произведения изобразительного искусства и находить взаимосвязь с музыкой

    1.Осмысление понятий «Переменный лад», «Развитие», «Пастораль»;

    2. Закрепление понятий «изобразительность», «выразительность», «пейзаж», «песенность»;

    3.Ознакомление с музыкой  Э.Грига «Утро»

    4.Закрепление навыков средств музыкальной выразительности

    5. Закрепление навыков вокального и пластического интонирования

    Регулятивные :готовность принимать    учебные

    задачи, планировать и выполнять учебные действия, умение находить ответы на вопросы;

    Коммуникативные: умение рассуждать, высказывать свое мнение и учитывать мнение других учащихся,  работать во взаимодействии с другими детьми в музыкально – творческой деятельности;

    Познавательные: умение работать с информационными источниками, анализировать, сравнивать, сопоставлять литературные и художественные произведения, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера.

    Личностные:  формирование эмоциональной отзывчивости на музыку; выражение личностного отношения к музыкальным произведениям  через музыкально – творческую деятельность..

    Первичное закрепление

    Метод подводящего и побуждающего диалога

    1.Подводит к осознанию учащимися взаимосвязи между личностью композитора и его произведениями.  

    2.Учит выделять главное и обобщать.    

    5. Учит находить взаимосвязи между музыкой и жизнью.                        

    1.Принимают учебную задачу

    2.Учатся анализировать и обобщать

    3. Делают выводы о взаимосвязи личностных качеств и  творчеством композитора

    4. Учатся находить взаимосвязи между музыкой и жизнью.

    1.Закрепление понятий «изобразительность», «выразительность»,

    2.Умение обобщать и делать выводы

    Познавательные: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять литературные и художественные произведения, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера

    Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока.

     Цель: развитие  умений обобщать и делать выводы, умений применять полученные знания

    Метод устной диагностики, побуждающего и  подводящего диалога

    .Технологии: ИК – технологии ( программа Learning Apps.org), технология  проблемно – диалогового обучения;

    1. Подводит учащихся основным выводам урока  помощью ответов детьми на вопросы кроссворда;

    2. Способствует закреплению знаний у учащихся, организует работу в парах (программа Learning Apps.org),

    3. Подводит детей к выводу о том, что изобразительность музыки Э.Грига неразрывно связана с выразительностью;

    учит слышать в музыке проявление его личностных качеств: чувства патриотизма, глубокой любви к Родине, к жизни, окружающей красоте, его духовного богатства, великодушия, доброты, мудрости и т.д.

    1.Отвечают на вопросы кроссворда;

    2. Работают в парах, находя соответствия между знаниями о композиторах и их произведений;

    3.Самостоятельно делают выводы по теме урока

    1.Закрепление материала, понятий и терминов;

    2. Умение размышлять, обобщать;

    Регулятивные :готовность принимать    учебные

    задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать  корректировать и оценивать свою деятельность.

    Познавательные: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять литературные и художественные произведения, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера;

    Коммуникативные: умение работать во взаимодействии с другими детьми и учителем в поиске и сборе информации, работать в парах и группах

    Рефлексия

    Цель – оценивание деятельности

    Метод письменной диагностики(заполнение листа рефлексии);

    1.Подводит итоги урока и предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока;

    2.Анализирует ответы, представленные в листах рефлексии

    1.Заполняют лист рефлексии:

    • Я сегодня узнал…
    • Я сегодня понял…
    • Я запомнил …
    • Мне понравилось…
    • Мне было трудно…
    • Мне было интересно…
    • У меня (не)получилось…

    ---

    Регулятивные : умение объективно оценивать свою работу и работу других участников процесса Личностные:  формирование нравственно – эстетических основ личности; осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре

    Домашнее задание

    1.Объясняет домашнее задание:

    1) с помощью любых изобразительных средств  нарисовать «свое» утро;

    2) подобрать небольшой отрывок в стихах, или прозе на тему: Утро.

    2. Отвечает на вопросы

    1. Записывают задание, задают уточняющие вопросы

    Закрепление интереса детей  к творчеству Э.Грига, изобразительности его музыки и понимания взаимосвязи музыки  и изобразительного искусства.

    Регулятивные :готовность принимать    учебные

    задачи, планировать и выполнять учебные действия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"

    Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....

    Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».

    Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...

    Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

    Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

    Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. Уроки добра Э. Э Мошковская «Дедушка Дерево»

    Методическая разработка урока литературного чтения  во 2 классе в виде технологической карты...

    Технологическая карта урока по православной культуре для 4 класса по теме урока" Подвиг"

    Карта составлена по учебнику Кураева А  Основы религиозных культур и светской этики. Модуль "Основы православной культуры", 4 класс.Подведение под понятие слово "Подвиг".Осмысление статьи учебник...