Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Шишова Светлана Генриховна

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.

Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительностью в музыке" на примере фрагмента музыкальной сюиты "Пер Гюнт" - "Утро".

На уроке учащиеся сами формулируют тему, закрепляют знания пройденнго материала, знакомятся с новыми понятиями. Творчество Э. Грига раскрывается через нравственно - эстетические ценности композитора.

Также на уроке учащиеся знакомятся с фрагментом рассказа  К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"и иллистрацией О.В.Кузьминой "Утро", делают вывод о взаимосвязи музыки, литературы и изобразительного искусства.

Анализируя средства музыкальной выразительности  произведения , дети сами определяют его название - "Утро",  

В конце урока учащиеся работают в группах: одни - разгадывают кроссворд, другие - " собирают"пазлы ( в парах)

Завершается урок рефлексией и домашним заданием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_muzyki_izobrazitnlnost_v_muzyke_griga_.docx34.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

2 класс

Учитель: Шишова С.Г.

 «Изобразительность в музыке Э. Грига»

Музыкальное приветствие.

Учитель: Доброе утро!

Дети: Здравствуйте!

Распевание.  

1)Логопедическая разминка.

а) Повторение за учителем различных звуков и интонаций 

б) Чистоговорки – упражнения на развитие дикции

2) Ритмические упражнения

Дети на буковых палочках и маракасах повторяют за учителем ритмический рисунок

3) Вокально – хоровые упражнения:

  • Распевание « Сольфеджио»;
  • «Игра в эхо»:
  • Пение двухголосия ( на доске – нотная запись распевки)

«Родина, Родина моя!»

Учитель: Ребята, а что мы понимаем под словом «Родина»?

Дети:

  • Родина – это одно из самых главных слов на свете.
  • Она о нас заботится, учит, защищает.
  • Это все, - что нас окружает: леса, горы, поля, реки, люди.
  • Это – наша страна, большой город , или маленькая деревня, улица, школа, дом.
  • Родина – это друзья, семья.
  • Это место, где ты родился.
  • Люди  всегда скучают по Родине, если надолго ее покидают.

Учитель: Какой корень в этом слове?

Дети: Род

Учитель:  Какие еще слова имеют такой же корень?

Дети: Родные, родители, род, родня, родственники, родился.

Учитель:  А слово «родник» можно  отнести к этим словам?

Дети:  Да, - потому, что из родника появляется ручей, река, а род – начало семьи, родственников.

Учитель: У каждого человека есть Родина, - большая, или малая, и она, как и родные, - самое главное в его  жизни.

Исполнение песни «Родная песенка» (Муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского).

Учитель:  Многие композиторы, художники и поэты в своих произведениях воспевали  свою Родину.

Попробуйте отгадать, о каком композиторе сегодня на уроке  идет речь?

На доске – пейзаж Норвегии (СЛАЙД  3 )

Учитель читает стихотворение Владислава Петряева :

Норвегия
Страна глубоких дивных фьордов,
В оправе сказочных хребтов;
Страна причудных троллей, гномов,
Чистейших рек, озёр, ручьёв.
Я здесь стою – в краю свободы
И несказанной красоты,
В краю нетронутой природы,
Из сна явившейся мечты!

Дети:  об Эдварде Григе.

(СЛАЙД  4)

Учитель: На прошлом уроке мы уже познакомились с одним из произведений Э.Грига.

Звучит музыкальный фрагмент «Песня Сольвейг» ( дети отгадывают музыкальное произведение) (СЛАЙД  5 и 6)

 Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством этого великого композитора.

  • Подумайте, почему музыка Грига так близка и понятна людям?
  • Какие чувства она вызывает у вас?

 О чем композитор хотел рассказать  всем своей музыкой?

Эдварда Грига почитали не только на его Родине, но и в Европе, куда он ездил на гастроли.

Но мировая слава утомляла композитора. Растерянный и усталый Григ вернулся  в родной Берген, - город, где он родился, а затем переехал в чудесную усадьбу в пригороде, которой сам дал название «Тролльхауген» -«Холм троллей».  (СЛАЙД  7)

Это была уединенная местность среди прекрасной природы, среди гор и на берегу одного из фиордов. (СЛАЙД )

Эдвард Григ очень любил уходить в горы, бродить в одиночестве по лесным дорожкам.  (СЛАЙД  8)

Вы, наверное, тоже бывали в лесу? Что там можно делать?

Дети:

  • Гулять, любоваться природой.
  • Собирать грибы, ягоды.
  • Думать, мечтать.
  • Слушать пение птиц, шелест листьев.
  • Что – то придумывать, ведь в лесу – тишина, никто не мешает.

Учитель:  Однажды Э. Григ во время прогулки встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками, - дочь лесника, - она собирала в лесу еловые шишки. Девочка была похожа на солнышко и очень понравилась композитору.  (СЛАЙД  9)

- Как тебя зовут?- спросил он.

- Дагни Педерсон, - смутившись, ответила девочка.

- Вот беда! Мне нечего тебе подарить… но я придумал: я подарю тебе одну очень интересную вещь, но только не сейчас, а лет через десять.

- Ой, как долго! – всплеснула руками девочка.

Григ ответил, что  вещь, которую он собирается сделать, возможно, даже завтра, не дарят маленьким детям, а только, - взрослым.

Он уже решил, что  именно подарит ей…

Прошли годы.  Дагни в 18 лет окончила школу, и отец отправил ее погостить к своей сестре Магде. (СЛАЙД 10)

Магда работала театральной портнихой, а ее муж, Нильс, - театральным парикмахером.  Жили они в комнатушке под крышей театра, и Дагни могла часто ходить в театр.

Однажды, с Магдой и Нильсом, Дагни отправились на концерт, который проходил под открытым небом, так как было тепло и светло. (СЛАЙД  11)

Дагни впервые слушала симфоническую музыку, которая производила на нее странное впечатление, - рисовала в воображении множество разных картин, похожих на сны. Потом ей вдруг почудилось, что на сцене произнесли её имя. Потом объявление повторили, и оказалось, что сейчас будут играть произведение, посвящённое ей. Музыка унесла Дагни в знакомый лес, на ее родину, где играли пастушьи рожки и шумело море. Девушка слышала, как плывут стеклянные корабли, свист птиц, летающих над ними, аукающих в лесу детей, песню девушки, посвященную любимому. Она слушала зов музыки, и слезы благодарности катились из её глаз. А в воздухе гремело: «Ты мое счастье, ты моя радость, ты блеск зари».

(СЛАЙД  12)

«Так это был он, тот седой старик, который помог донести ей до дома корзину с еловыми шишками! Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант!»

Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через 10 лет!

Как жаль, что он умер! Дагни хотелось обнять его и сказать «спасибо» за то, что он не забыл ее и открыл то прекрасное, чем должен жить человек…

Эту замечательную историю написал замечательный писатель Константин Георгиевич Паустовский, и называется этот рассказ «Корзина с еловыми шишками». (СЛАЙД  13),

Сейчас вы услышите музыкальное произведение, которое Эдвард Григ посвятил Дагни.

  • Попробуйте определить, о чем эта музыка?

Звучит «Утро» Э. Грига.

Учитель:  Понравилась музыка? Как вы думаете, о чем она?

Дети: О природе.

Учитель:  А почему вы так решили, что вы в ней услышали?

Дети:

  • Покачивание  волн,  - мелодия идет то вверх, то вниз;
  • Как будто, дует ветер, колышет листву, деревья;
  • Пение птиц;
  • Очень красивая мелодия

Учитель:  Как называется изображение природы?

Дети: Пейзаж.

Учитель:  А в музыке?

Дети: Музыкальный пейзаж.

Учитель:  Как вам кажется, какое это время суток?

Дети: Утро.

Учитель:  А почему вы так думаете?

Дети:

  • Музыка звучит сначала тихо, а затем, все громче, - как будто, встает солнце;
  • Просыпается природа, слышно пение птиц (в оркестре);
  • Музыка очень спокойная, плавная;
  • Вдали звучит пастуший рожок;
  • В начале произведения звучит группа инструментов, а потом, - весь оркестр;
  • Музыка,  как будто,  «раскрашена  разными  красками»:  звучит  то громче, то – тише, то – в  мажоре,  то – в  миноре.

Учитель:  Такое чередование мажора и минора называется переменным ладом.

Вы правильно заметили, что в музыке  что – то происходит…

Дети: Она изменяется.

Учитель: Каждый из вас в жизни постоянно  изменяется: постепенно растет, умнеет, взрослеет.

Как это называется?

Дети:  Развитие.

Учитель: А что в музыке может изменяться, развиваться?

Дети:

  • Темп;
  • Громкость; (динамика)
  • Инструменты (тембры)
  • Мелодия;
  • Ритм.

Учитель:  Сегодня мы познакомились еще с одним понятием, таким важным и в жизни, и в музыке –   развитием.

Звучание пастушьей свирели, который вы услышали в оркестре, - это тембры

солирующих духовых инструментов – флейты и гобоя, а валторна звучит как охотничий рог. (СЛАЙД  14)

Где мы можем услышать пастушескую свирель, в городе?

Дети:  В деревне.

Учитель: Музыкальные произведения, изображающие картины природы, сцены сельской жизни называются «пасторалью», или «пасторальными» (СЛАЙД  15 и 16).

Работа с учебником

Учитель: Рассмотрите разворот страниц 20 -21 учебника. Что здесь изображено?

Дети:

  • Разные  оттенки красок;
  • Небо;
  • Деревья;
  • Солнце;
  • Разные цвета природы;
  • Туман, все расплывчато.

Учитель: Какие оттенки преобладают, - яркие, или блеклые, Теплые, или холодные?

Дети: Теплые и яркие.

Учитель: А что вы еще видите?

Дети: Ноты.

Учитель: Как графически изображена мелодия?

Дети:

  • Она  то – поднимается вверх, то - опускается;
  • Ноты объединены по 3;
  • Лиги напоминают волны;

Учитель: Правильно заметили!

На одном развороте  соединены  «цвет» и «музыка», и  что получилось?

Дети:  Цветомузыка!

(Наигрывает мелодию) На что еще похожа эта музыка, на какой музыкальный жанр?

Дети:

  • На песню, ее хочется петь.
  • На колыбельную.

Учитель: А как называется музыка, которую хочется и удобно петь, но она не является песней?

Дети: Песенная.

Учитель:  Давайте проверим:

Дети интонируют  мелодию со словами, используя элементы  пластики – поочередно каждой рукой «рисуют» музыкальную фразу:

«Солнышко всходит,  и небо светлеет;

Природа проснулась, и утро пришло!»

Учитель: Как вам кажется,  музыкальное «Утро» и утро на рисунке  похожи ?

Дети: Да, они изображают природу, восход солнца, рассвет, утро.

Учитель: Как это называется?

Дети: Изобразительность.

Учитель: А утро  в какой стране  изображает музыка в этом произведении?

Дети: В Норвегии потому, что Григ – норвежский композитор и очень любил свою родину.

Учитель:  Музыка только изображает утро?

Дети:

  • Нет,  музыка еще выражает чувства композитора, его внутренний мир;
  • Его эмоции, настроение;
  • Любовь к родине, родной природе, добру;

Учитель:  Значит, в музыке Грига есть и изобразительность, и выразительность?

 А чего, все – таки, больше в этом произведении вы услышали: выразительности, или изобразительности?

Дети: Изобразительности (возможно разделение мнений).

Учитель: «Утро» Эдварда Грига открывает сюиту - музыку к пьесе норвежского поэта и драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт». ( СЛАЙД 17).

Учитель: Как вы думаете, почему музыка Грига так близка и понятна людям?

Дети: Он писал о музыку любви к Родине, о красоте природы, обо всем, что его окружает, о жизни - и как она прекрасна, о простых людях, о добре.

Учитель:  А какие чувства музыка Грига вызывает у вас?  ( нежность, печаль, мечтательность)

«Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака»

                                                               (Э.Григ)

Учитель: Как вам кажется, какими качествами должен обладать человек, чтобы написать такую музыку?

Дети: Добрым, чутким, мудрым, умным, любящим Родину, природу и все, что его окружает.

Самостоятельная работа

А теперь вы попробуете выполнить задания.

Задание №1  «Кроссворд»      https://learningapps.org/display?v=pup1trx3t18 

Учитель:  Помогите, пожалуйста, разгадать кроссворд:

  • С музыкой  какого композитора мы сегодня познакомились?
  • Родина Эдварда Грига?
  • В каком музыкальном жанре написано Григом произведение "Пер Гюнт"?
  • Кто автор пьесы  "Пер Гюнт"?

-  Как звали девочку, которую Э.Григ встретил в лесу?

  • Что подарил Григ Дагни?
  • Как называются изменения в музыке?
  • Как называется музыкальное произведение, изображающие картины природы, сцены сельской жизни?
  • Что преобладает в произведении Э.Грига  с которым вы сегодня познакомились?
  • Из какого произведения прозвучал отрывок?

Задание №2 «Пазлы»   https://learningapps.org/display?v=p0db607vc18

Дети собирают пазлы , работая в парах.

Учитель:  Какой вывод можно сделать на сегодняшнем уроке?

Дети:

  • Эдвард Григ очень любил свою родину, восторгался ее красотой и хотел , чтобы все об этом узнали и услышали.
  • Если бы он родился художником, он писал бы прекрасные картины, отображавшие необыкновенную природу этого края, если бы он стал поэтом, он сочинял бы стихи, посвященные своей стране.
  • Григ показал природу любимой родины при помощи музыки.  
  • Используя самые яркие музыкальные краски , он создавал целые музыкальные картины – пейзажи.
  • Его музыка  не только выразительна,  но и очень  изобразительна.

Учитель: .  И  его «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» - яркая иллюстрация рассвета, великое мгновение жизни природы.

Детям раздаются листы рефлексии, которые они самостоятельно заполняют. (СЛАЙД 18)

Подсчитываются нотки, которые заработали дети, правильно отвечая на вопросы, и объявляется победитель - «Самый лучший» участник учебного процесса.

Далее учащиеся записывают в дневники домашнее задание:

1) с помощью любых изобразительных средств  нарисовать «свое» утро;

2) подобрать небольшой отрывок в стихах, или прозе на тему: «Утро».

Выставление оценок в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Сказочные образы в музыке Эдварда Грига"

Цель урока: ввести детей в мир сказочных музыкальных образов....

Урок музыки в 4 классе "Сравнение музыки оперы М.И. Глинки и балета П.И. Чайковского"

Урок музыки для 4 класса. Материал содержит конспект урока, презентациюПо окончании изучения темы обучающиеся должны:- знать: отличительные особенности оперного и балетного спектакля, краткую биографи...

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

"Путешествие в музыку Эдварда Грига"

Презентация к уроку музыки раскрывающая секрет музыкальности произведений Э.Грига....

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Презентация к уроку музыки в 1 классе Тема: Музыка утра (урок – игра)

Презентация к уроку музыки в 1 классе Тема: Музыка утра Изучение нового материала; урок – игра...

Конспект урока музыки в 1 классе Тема: Музыка утра, разработчик :Карпец Екатерина Александровна (урок – игра)

Урок в 1 классе Тема: Музыка утра Изучение нового материала; урок – игра Цель: Дальнейшее формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкальн...