Главные вкладки

    Урок музыки в 4 классе "Сравнение музыки оперы М.И. Глинки и балета П.И. Чайковского"
    план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме

    Урок музыки для 4 класса. Материал содержит конспект урока, презентацию

    По окончании изучения темы обучающиеся должны:

    - знать: отличительные особенности оперного и балетного спектакля, краткую биографию

                   композиторов, основную музыкальную терминологию;                                

    - уметь: слушать, сравнивать, анализировать музыкальные произведения, импровизировать с

                   детскими музыкальными инструментами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Творчество и мастерство - 2012»

    Дата: 16 февраля 2012 года

    Предмет: музыка

    Класс: 4 «В»

    Тема: Сравнение музыки оперы М.И. Глинки и балета П.И. Чайковского.

    Цель: формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, на примере

                произведений русских композиторов.

    Задачи:

    Образовательные:- выявить характерные особенности оперы и балета;

                                          - направить учащихся на осмысление музыкальных образов сказочных героев;

                                   - через музыкальный материал  урока продолжить формирование знаний о том,

                                      что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры.

    Развивающие:       - развитие навыка слушания  и сравнения музыки через различные формы и

                                      методы;

                                   - развитие музыкально-двигательных, ритмических навыков, коммуникативных

                                      умений.

                                   - развитие навыков импровизации и творчества.

    Воспитательные:  - воспитывать интерес и любовь к музыке; 

                                          - пробудить желание к постоянному общению с музыкой, как одной из

                                      составляющих духовной культуры человечества;

                                    - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

    Мотивационные:  - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

    Здоровьесберегающие: - соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку;

                                             - проведение физминутки;

                                             - предупреждение переутомления.

    Учащиеся должны знать: отличительные особенности оперного и балетного спектакля, краткую            

                                                    биографию композиторов, основную музыкальную терминологию;

                                     

                                       уметь: слушать, сравнивать, анализировать музыкальные произведения,

                                                    импровизировать с детскими музыкальными инструментами.

    Тип урока: комбинированный

    Вид урока: урок-путешествие в театр оперы и балета.

    Методы:

    Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; репродуктивный.

    Стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности: ситуация занимательности;

    словесное рисование; сравнение, анализ обобщение.

    По источнику информации и характеру деятельности: словесный; наглядный; практический;

    аудиовизуальный; инструментальная импровизация; игровой.

    Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, психолого-педагогические, элементарное

                            музицирование, рефлексия.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, МР3 проигрыватель, детские музыкальные инструменты (колокольчики, синтезатор)

    Музыкальный материал: «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; «Марш Черномора»  

                                                    из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка.

    Ход урока.

    Этапы урока

    Основное содержание учебного материала

    Деятельность учащихся

    1. Организ. момент

         Здравствуйте ребята.  Меня зовут Альбина Владимировна. Урок музыки сегодня проведу у вас я. Начнем мы наш урок с музыкального приветствия. Давайте прочистим наши горлышкии подготовимся к пению. Положительный эмоциональный настрой «Птенец».

    Попевка: - Здравствуйте дети!

                     - Здравствуйте!

                     - Здравствуйте мальчики!

                     - Здравствуйте!

                     - Здравствуйте девочки!

                     - Здравствуйте!

    Выполнение дыхательногоупражнения «Птенец»

    Исполнение попевки «Здравствуйте»

    II.

    Актуализ. опорных знаний

    - Кто из вас был в театре?

    - Какие бывают театры? (кукольный, драматический, ТЮЗ, музыкальный и др.).

    - Чем музыкальный театр отличается от драматического?

    Отвечают на вопросы

    III. Введение новых знаний

    а) вступит. беседа

    б) рассказ о творчестве композитора

    в) краткое содержание балета

    г) слушание и анализ

    д) слушание с пластическим интонированием

    е) игра «найди инструмент»

    ж) физминутка

    з) рассказ о творчестве композитора

    и) слушание и анализ

    к) слушание с исполнением

    л) работа по карточкам

    н) беседа

       Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка. Вот в этот удивительный мир мы и отправимся путешествовать сегодня.

    - Какие спектакли мы можем увидеть в музыкальном театре? (оперы и балеты)

    - Чем балетный спектакль отличается от оперного? (В опере артисты поют, а в балете – танцуют).

          Обратите внимание на тему нашего урока и скажите, какова наша цель?

    Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.

          Вы уже знаете о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета.

           В Москве, например, это известный во всём мире Большой театр. Он был основан в 1826 году. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.

              (На доске появляется иллюстрация Большого театра Москвы.)

    - Что нужно для того, чтобы попасть на спектакль? (билеты)

           Их роль сегодня выполнят карточки с заданиями, лежащие на ваших столах.

            Итак, мы в театре. А давайте, заглянем в зрительный зал, где начинается волшебство. Яркие фанфары привлекают наше внимание и начинается сказка.

          Сказки любят все. Особенно, если события, о которых они рассказывают, происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких новогодних сказок сочинил немецкий писатель Эрнст Гофман. А русский композитор Пётр Ильич Чайковский по этой сказке написал музыку и получился прекрасный балет «Щелкунчик».      

            Со дня рождения Чайковского прошло  172 года. Родители Петра Ильича очень любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела. П.И. Чайковский написал очень много различных произведений. Это оперы, симфонические произведения, балеты.

             Вся музыка Чайковского восхищает разнообразием красок  и тонким мастерством, для которого композитор находит богатые и точные выразительные средства.

              Мы с вами послушаем отрывок из балета «Щелкунчик», в котором все герои делятся на реальных и вымышленных. Маша, её брат, их родители, гости, приглашенные на праздник, старый фокусник – всё это реальные персонажи балета. Но когда праздник заканчивается и Маша засыпает, то во сне она видит настоящие чудеса…

             Но давайте обо всем по порядку. Итак, представьте себе, снежные хлопья летят за окнами, а в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они радостно танцуют вокруг украшенной елки.      

            Вслушайтесь внимательно, и вы сумеете определить, какой музыкальный жанр выбрал композитор, чтобы передать настроение детей.

    - Что вам хотелось делать под эту музыку?

    - Какой жанр выбрал композитор?

    - Как вы догадались, что это марш? (слышен четкий и ровный ритм)

    - Охарактеризуйте мелодию  марша. (музыка лёгкая, сказочная, танцевальная).

    - По музыке мы можем определить, когда танцуют мальчики, а когда девочки?

    - Какая музыка характеризует мальчиков? (Музыка, характеризующая мальчиков  написана в ритме настоящего, хотя и детского, марша).

    - А музыка девочек? (изящная, стремительная).

    - Кто начинает марш: девочки или мальчики? Почему мальчики?        

            Верно, музыка в начале очень четкая, бодрая, энергичная.

    - Представьте, что мы находимся с вами у новогодней елки.

    И сейчас мы исполним небольшой фрагмент этого марша. Мы знаем, что балет строится только на танцах, а как же звучит марш в балете? Как его исполняют? (В балете Марш звучит танцевально. Его танцуют).

        Наши мальчики будут исполнять его стоя: легко, задорно, весело (на носочках).

    - А девочки маршируют так же четко, энергично, бодро, как мальчики?.. (нет, очень легко, воздушно, полётно, изящно). Они не маршируют, а танцуют. (Танцуют девочки: подушечками пальцев по столу).

    - Какие музыкальные инструменты вы услышали?

    - Перед вами на столах лежат карточки, в которых все инструменты перепутались, попробуйте назвать музыкальные инструменты, изображенные на картинке.

    ФИЗМИНУТКА «Два веселых гуся»

    - Обратите внимание на тему нашего урока, скажите, с какой еще музыкой мы должны познакомиться? (опера)

          Я хочу представить вам ещё один музыкальный фрагмент. Его автором  является М.И. Глинка. Великий русский композитор  родился 208 лет назад, в селе Новоспасском, в имении отца. Болезненный и слабый ребенок, он воспитывался своей бабушкой. Свое детство композитор провел в глубине России, на Смоленщине. Начальное образование получил дома.  Смоленщина богата народным искусством. Обрядовые песни крестьян, церковные хоры, музыка крепостных оркестров, лирические романсы – все это жадно впитывал чуткий слух юного Миши, а впоследствии нашло отклик в его творчестве.

    - С какими произведениями Глинки вы уже знакомились?

         Я предлагаю вам прослушать фрагмент оперы «Руслан и Людмила» и определить, в каком музыкальном жанре написан этот фрагмент.

    - Как вы думаете, кого из героев оперы Глинка представил этим маршем? (Черномора)

    - Как можно описать музыку?  (музыка этого марша необычная, сказочная, волшебная. Под нее важно шествует злой волшебник, карлик с длинной бородой – Черномор).  

           Музыка марша как бы рисует нам картину этого шествия.

     - Меняется ли звучание музыки? (Да, то тихо, то громко; то резко, то плавно).

             Обратите внимание: громкие, отрывистые звуки с резкими ударениями в начале марша рисует нам портрет злого страшного волшебника. В средней части мелодию исполняют колокольчики. Они звучат высоко, прозрачно, звеняще и создают впечатление волшебной сказочной музыки. Затем опять повторяется первая часть с резким, громким звучанием всего оркестра.

               Давайте попробуем представить себя музыкантами. Для этого возьмем в руки колокольчики и послушаем марш еще раз.  Как только вы услышите в марше звучание колокольчиков, то тихонько подыграйте на своих инструментах. Музыку слушайте внимательно, потому что после прослушивания вам нужно будет составить характеристику Черномора. Представим себе, что мы находимся с вами в волшебной сказке.

         Постарайтесь дать красочную описательную характеристику музыкального образа Черномора. Для этого вам даны карточки-помощники, в которые вы должны вписать недостающие слова.

              Злой волшебник Черномор – существо фантастическое, и музыка, характеризующая его в опере, необычна. В отличие от других действующих лиц, которых Глинка наделяет вокальными партиями, ариями, Черномор нигде не поет.

     - Как вы думаете, почему? (Роль карлика в спектакле играет не певец, а артист, который лишь внешне изображает волшебника в движениях, жестах, мимике. Портрет Черномора мы видим в яркой музыке Глинки. Композитор наделяет своего героя оркестровой темой).

     - Нам с вами удобно маршировать под такую музыку. Почему?        

    (нет, марш рассчитан на маленький шаг).

    - Как Глинка относится к своему герою? (смеется над ним, шутит).

    участие в беседе

    запись темы в тетрадь

    слушают и отвечают на вопросы

    работают по карточкам

    выполняют движения под музыку

    физминутка

    слушают и анализируют

    слушание и подыгрывание

    работа по карточкам

    участвуют в беседе

    III.

    Закрепление

    Итак, мы прослушали с вами два музыкальных фрагмента.

    - Что их объединяет? (марш)

    - Что общего в маршах Глинки и Чайковского? (являются фрагментами крупных произведений: оперы и балета; сказочные; звучат в исполнении симфонического оркестра)

    - Чем они различаются? (характер музыки различный, один добрый, другой зловещий).

    - Как вы думаете, почему композиторы обратились именно к маршу в своих произведениях? (Музыка всех маршей передает шаг идущего человека, его движения. Поэтому марш появляется всюду, где есть человек, где о человеке рассказывается).

    участвуют в беседе

    IV. Итог урока

    Анализ деятельности учащихся на уроке.

    Д/з нарисовать иллюстрации к понравившемуся маршу.

    Рефлексия «Музыкальная шкатулка».

    Подарки «Музыкальная раскраска»

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему "М.И.Глинка - основоположник русской классической музыки"

    Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему: "М.И.Глинка - основоположник русской классической музыки"...

    Урок музыки в 4 классе "Музыка народов закавказья"

    урок разработан с использованием презентации...

    Проект "Опера М. И. Глинки "Жизнь за царя", или "Иван Сусанин"

    Поект заьрагивает следующие проблемы:Почему опера «Иван Сусанин» почти 180 лет находится в репертуаре всех театров России и имеет свой неповторимый колорит. Как М И. Глинка показал подвиг русского нар...

    Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом". Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Г.М. ГБОУ школа №439 г.Петродворца.

    Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом» -«Азбука детской музыки».Учитель музыки высшей квалификационной категории ГБ...

    Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». 3 класс

    Урок музыки в 3 классе Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».       ...

    конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

    Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ...

    Открытый урок математики в 4 классе («Школа России» М.И. Моро) Тема: Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.

    Методическая разработка урока (в соответствии с требованиями ФГОС) Тема урока: письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.Класс: 4УМК: «Школа России» М.И. МороТип урока: ...