Главные вкладки

    План-конспект урока по музыке (4 класс) на тему:
    конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

    Хейчиева Юлия Сергеевна

    Урок музыки в 4 классе

     

    Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

    По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой

    Автор: Хейчиева Юлия Сергеевна

    учитель музыки «МОКУ «Хар-Булукская СОШ» Целинного района  РК

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок музыки в 4 классе

    По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой

    Автор: Хейчиева Юлия Сергеевна

    учитель музыки «МОКУ «Хар-Булукская СОШ» Целинного района  РК

    Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

    Цели: 

    • Познакомить детей с понятием «опера».
    • Познакомить учащихся с творчеством русского композитора  М.И.Глинкой.
    • Познакомить  с содержанием Оперы «Иван Сусанин»  М.И. Глинки.        
    • Учить учащихся  внимательно слушать классическую музыку и определять ее характер.
    • Развивать умение рассуждать о роли музыки в жизни человека.
    • Воспитание музыкальной культуры.

    Оборудование: учебник 4 класс (автор: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина), компьютерное оборудование, портреты композиторов (Л.В. Бетховен, М.И. Глинка), схемы, фонотека, словарь эстетических эмоций, мультимедиа презентация, иллюстрации оперных сцен и декораций.

    Музыкальный материал: фрагменты «Патетической сонаты» (Сонаты № 8) – Л.В. Бетховен, фрагменты из оперы М.И. Глинки  «Иван Сусанин».

    Ход урока:

    1.Орг. момент.

    Приветствие.

    2.Музыкальная угадай-ка.

    -Что за музыкальный фрагмент?

    -Где вы его могли услышать?

    - Что такое соната?

    - Что вы можете рассказать об авторе этого произведения

    После прослушивания характеристика каждой части.

    3.Содержание занятия.

    Тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин» М.И Глинки.

    Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. В детстве он обучался игре на фортепиано и скрипке. Переехав в 1817 году в Петербург, будущий  композитор  усиленно занимался музыкой, участвовал в любительских концертах. К 1822 году относятся его первые творческие опыты: вариации на мелодии модных романсов и арий. Затем появляются собственные романсы, инструментальные пьесы. К 1829 году относится первая публикация его сочинений. В 1830-1834 годах Глинка жил в Италии, Австрии и Германии, знакомясь с музыкальной культурой этих стран, совершенствуя свои познания в области теории музыки. В этот период были созданы первые зрелые произведения, а по возвращении на родину Глинка осуществил заветный замысел национальной героической оперы. Создание "Ивана Сусанина" (1836) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора-"Руслан и Людмила" (1842). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом.

    В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. Крупные замыслы этих лет - опера "Двумужница" и симфония "Тарас Бульба" - остались неосуществленными. Глинка умер 3 (15) февраля 1857 года в Берлине. Но в течение года  после смерти, по настоянию его сестры, тело было привезено в Россию и захоронено в Санкт-Петербурге.

    - Что такое опера?

    Опера- музыкально - театральное произведение, содержание которого передается через музыку и пение.

     Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера увертюра( антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму.

    - Кто такой «Иван Сусанин»?

    Иван Осипович Сусанин- это реальный человек, крестьянин, совершивший патриотический подвиг в 1613 году. Москва была уже освобождена от польских захватчиков, но их отряды еще находились на русской земле. Один из таких отрядов хотел захватить в плен царя Михаила Федоровича, жившего недалеко от Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин, которого враги  пытались сделать своим  проводником, завел поляков в глухой лес и погубив их, погибает при этом сам.

    В основу содержания оперы лег этот исторический факт.

     Сегодня мы послушаем «Арию Сусанина».  Сусанин понимает, что смерть не минуема и уже совсем близка и исполняет свою прощальную песню, в которой прощается со своей Родиной и своей жизнью.

     Во время прослушивания определите характер музыки с помощью словаря эстетических эмоций.

     -Какая по характеру музыка «Арии Сусанина»?

     Заканчивается опера хором «Славься, Русь моя! (слушание)

    При прослушивании определите характер музыки.

    - Какая музыка по характеру?

    - Какое впечатление на вас произвело это произведение?

    На прошлом уроке мы познакомились с  калмыцкой народной песней «Дурна дун».

    - Кто сочинил эту песню?

    Слушание. Исполнение.

    4.Итог урока.

    - О чем мы говорили сегодня на уроке?

    -Какая тема нашего урока?

    -Что такое опера?

    -С творчеством, какого композитора, мы сегодня познакомились?

    -Что вы можете о нем рассказать?

    - О чем опера «Иван Сусанин»?

    - Какие фрагменты оперы мы слушали сегодня?

    -Дайте им характеристику.

    - Только ли крестьянина Ивана Сусанина прославляет опера М.И. Глинки?

    - Какой музыкальный инструмент усиливает торжественность заключительных хоров?

    5.Домашнее задание

    1.  Подготовиться к музыкальной «Угадай-ке»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока математики в 4 классе. Тема: Единицы времени. Год.

    Конспект урока написан для проведения открытого урока в 4 классе. Для написания конспекта использовано методическое пособие  М. Н. Черкесовой "Математика 4 класс" Волгоград 2002...

    Конспект урока музыки в 4 классе на тему "Как сложили песню"

    Конспект урока музыки в 4 классе на тему "Как сложили песню"...

    конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

    Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

    Урок музыки в 4 классе Тема урока:«Музыка главное действующее лицо многих сказок народов мира».

    прививать учащимся любовь к музыке через сюжетырассказов и сказок. Показать воздействие музыки на жизнь человека.Раскрыть взаимосвязь сюжетов рассказов и сказок с правдоподобными случаями в жизни чело...

    конспект урока музыки в 4 классе "Сергий-капустник. Осенний календарный обряд"

    Мудрые обычаи и обряды сохранили наши бабушки и дедушки. Исстари народ знает, когда зерна в землю бросать, когда хлеба убирать, когда холсты ткать, когда свадьбы играть. Осень - время сбора урожая, ес...

    конспект урока музыки в 4 классе

    Методическая разработка урока музыки в 4 классе по теме: «Царит гармония оркестра»Цель урока:Формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной к...