Главные вкладки

    конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
    план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

    Хейчиева Юлия Сергеевна

    Урок музыки в 4 классе

     

    Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

    По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой

    Автор: Хейчиева Юлия Сергеевна

    учитель музыки «МОКУ «Хар-Булукская СОШ» Целинного района  РК

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок музыки в 4 классе

    По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой

    Автор: Хейчиева Юлия Сергеевна

    учитель музыки «МОКУ «Хар-Булукская СОШ» Целинного района  РК

    Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

    Цели: 

    • Познакомить детей с понятием «опера».
    • Познакомить учащихся с творчеством русского композитора  М.И.Глинкой.
    • Познакомить  с содержанием Оперы «Иван Сусанин»  М.И. Глинки.        
    • Учить учащихся  внимательно слушать классическую музыку и определять ее характер.
    • Развивать умение рассуждать о роли музыки в жизни человека.
    • Воспитание музыкальной культуры.

    Оборудование: учебник 4 класс (автор: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина), компьютерное оборудование, портреты композиторов (Л.В. Бетховен, М.И. Глинка), схемы, фонотека, словарь эстетических эмоций, мультимедиа презентация, иллюстрации оперных сцен и декораций.

    Музыкальный материал: фрагменты «Патетической сонаты» (Сонаты № 8) – Л.В. Бетховен, фрагменты из оперы М.И. Глинки  «Иван Сусанин».

    Ход урока:

    1.Орг. момент.

    Приветствие.

    2.Музыкальная угадай-ка.

    -Что за музыкальный фрагмент?

    -Где вы его могли услышать?

    - Что такое соната?

    - Что вы можете рассказать об авторе этого произведения

    После прослушивания характеристика каждой части.

    3.Содержание занятия.

    Тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин» М.И Глинки.

    Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. В детстве он обучался игре на фортепиано и скрипке. Переехав в 1817 году в Петербург, будущий  композитор  усиленно занимался музыкой, участвовал в любительских концертах. К 1822 году относятся его первые творческие опыты: вариации на мелодии модных романсов и арий. Затем появляются собственные романсы, инструментальные пьесы. К 1829 году относится первая публикация его сочинений. В 1830-1834 годах Глинка жил в Италии, Австрии и Германии, знакомясь с музыкальной культурой этих стран, совершенствуя свои познания в области теории музыки. В этот период были созданы первые зрелые произведения, а по возвращении на родину Глинка осуществил заветный замысел национальной героической оперы. Создание "Ивана Сусанина" (1836) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора-"Руслан и Людмила" (1842). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом.

    В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. Крупные замыслы этих лет - опера "Двумужница" и симфония "Тарас Бульба" - остались неосуществленными. Глинка умер 3 (15) февраля 1857 года в Берлине. Но в течение года  после смерти, по настоянию его сестры, тело было привезено в Россию и захоронено в Санкт-Петербурге.

    - Что такое опера?

    Опера- музыкально - театральное произведение, содержание которого передается через музыку и пение.

     Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера увертюра( антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму.

    - Кто такой «Иван Сусанин»?

    Иван Осипович Сусанин- это реальный человек, крестьянин, совершивший патриотический подвиг в 1613 году. Москва была уже освобождена от польских захватчиков, но их отряды еще находились на русской земле. Один из таких отрядов хотел захватить в плен царя Михаила Федоровича, жившего недалеко от Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин, которого враги  пытались сделать своим  проводником, завел поляков в глухой лес и погубив их, погибает при этом сам.

    В основу содержания оперы лег этот исторический факт.

     Сегодня мы послушаем «Арию Сусанина».  Сусанин понимает, что смерть не минуема и уже совсем близка и исполняет свою прощальную песню, в которой прощается со своей Родиной и своей жизнью.

     Во время прослушивания определите характер музыки с помощью словаря эстетических эмоций.

     -Какая по характеру музыка «Арии Сусанина»?

     Заканчивается опера хором «Славься, Русь моя! (слушание)

    При прослушивании определите характер музыки.

    - Какая музыка по характеру?

    - Какое впечатление на вас произвело это произведение?

    На прошлом уроке мы познакомились с  калмыцкой народной песней «Дурна дун».

    - Кто сочинил эту песню?

    Слушание. Исполнение.

    4.Итог урока.

    - О чем мы говорили сегодня на уроке?

    -Какая тема нашего урока?

    -Что такое опера?

    -С творчеством, какого композитора, мы сегодня познакомились?

    -Что вы можете о нем рассказать?

    - О чем опера «Иван Сусанин»?

    - Какие фрагменты оперы мы слушали сегодня?

    -Дайте им характеристику.

    - Только ли крестьянина Ивана Сусанина прославляет опера М.И. Глинки?

    - Какой музыкальный инструмент усиливает торжественность заключительных хоров?

    5.Домашнее задание

    1.  Подготовиться к музыкальной «Угадай-ке»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

    Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

    Презентация к уроку музыки (3 класс). Н. А. Римский - Корсаков опера "Снегурочка"

    Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему "Н.А.Римский-Корсаков опера "Снегурочка"...

    конспект урока музыки 3 класс тема: М.П.Мусоргский " Картинки с выставки"

    дать определение термину «сюита»; познакомить с творчеством М. П. Мусоргского; показать на примере пьесы «Картинки с выставки» переосмысление композитором художественного образа в музыкальном произвед...

    Технологическая карта по музыке (2 класс) Тема: Детский музыкальный театр. Опера

    Технологическая карта по музыке для 2 класса. Тема: Детский музыкальный театр. Опера. (Путешествие в театр вместе с Незнайкой)....

    Конспект урока музыки 4 класс Тема урока: «Ярмарка».

    Тип урока: первичное усвоение новых знаний Дидактическое обеспечение: мультимедийная презентация Техническое обеспечение: ПК, проекторМетоды: с.-деятельностный подходВиды деятельности учащихся: слушан...

    План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"

    План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...

    План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"

    План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"...