Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?
план-конспект урока музыки (1 класс) по теме

 Мусина Татьяна Николаевна
Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_shchelkunchik.doc132 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

18400507Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?  Мусина Т.Н., МОБУ гимназия с. Кармаскалы.

Задачи:

-помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни;

-способствовать формированию чувства эстетического сопереживания героям музыкального произведения, умения проникать в образ   произведения.

- ознакомить с балетом Чайковского «Щелкунчик» и с  творчеством композитора;

- создать условия для оптимизации творческих способностей учащихся;

-формировать межпредметные,  метапредметные умения;

- воспитывать грамотного слушателя.

Оборудование урока:

  1. презентация POWER POINT
  2. -аудиозаписи - фрагменты балета «Щелкунчик», запись сказки «Щелкунчик» ;
  3.  раздаточный материал - сигнальные карточки учеников,   иллюстрации – раскраски к сказке «Щелкунчик», карточки для комплексного тестирования;
  4. книги Гофмана.
  5. слова –определения для характера музыки на карточках.
  1. Вход под « Вальс цветов» балета «Щелкунчик». 

№ 6.

Учитель.  Ребята, а вы догадались, куда мы с вами попадем на уроке музыки? Скажите, какое время года за окном?  Сегодня   мы попадем в волшебную  зимнюю сказку. Послушайте, как она начинается и, может быть, отгадаете ее название.  Фонограмма- начало сказки.

 Да, эта сказка называется «Щелкунчик».  Сочинил ее  для ребят немецкий писатель, композитор, художник  Теодор Амадей Гофман.  Около  200 лет прошло с тех пор, как его не стало, но все мы помним и любим его чудесную сказку, которая  называется   «Щелкунчик».    Может быть, кто – нибудь из вас знает содержание этой сказки? О чем она?

           (К маленькой девочке Мари и ее брату приезжает их дядя Дроссельмеер, который сделал для них новогодние игрушки.      Мари получила необычную куклу - Щелкунчика. С помощью неё хорошо колоть орехи. Мари от души  полюбила своего Щелкунчика, хотя на вид он был не очень красив. Но ночью Мари видит, что Щелкунчик оживает и сражается с мышиным королем. Оказывается, что Щелкунчик заколдован злобной мышиной королевой Мышильдой. Мари помогла Щелкунчику победить злую волшебницу Мышильду. После победы над  ней Щелкунчик приглашает Мари в кукольное королевство, где она видит много удивительных и неожиданных вещей. А также становится настоящей принцессой!

 Да, вы правы. История Принца-Щелкунчика и девочки Мари - это история верности и мужества,    волшебства и удачи, сказочных превращений и человеческих чувств.

Сегодня на уроке вместе с музыкой величайшего композитора всех времен и народов Петра Ильича Чайковского  к балету «Щелкунчик» мы попадем в эту замечательную сказку.  А еще эта музыка поможет нам ответить на главный вопрос сегодняшнего урока: «Что может музыка?»

 Чайковский, как и автор сказки Гофман,  жил тоже очень давно, но  его чудесная музыка до сих пор звучит по всему миру, ее любят и понимают и дети, и взрослые.  

А что такое балет? (спектакль, рассказанный при помощи танца).

Знаете ли вы, какие театры есть в столице нашей Республики Уфе? Балет «Щелкунчик» неоднократно был поставлен и на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета в Уфе, я надеюсь, что все вы там когда – нибудь побываете.

Чем обычно мы рисуем? ( Красками, карандашами)  А можно ли рисовать   словами?  Если я скажу: «В зале стоит большая красивая елка»- увидите ли вы ее?

Можно  ли  рисовать при помощи музыки? Сегодня на уроке мы увидим картины, нарисованные композитором. А   «увидеть» (представить) их  могут только ребята- фантазеры, выдумщики, веселые и нескучные люди. Я думаю, что вы все такие. Вы,  наверное, знаете,   что такое цветовой круг.   Какие цвета здесь теплые - ? Холодные? Слушая музыку,  попробуйте определить, теплая она или холодная и покажите мне соответствующую карточку.  Ведь  у музыки, как и у человека, может быть свой характер, свое настроение.    А еще мы будем характеризовать музыку словами. Например, … (читаем по карточкам с доски: грустная, веселая, забавная, уверенная, быстрая, плавная, могучая и т.д.).

Итак, представляем себе канун рождества, все в ожидании праздника.     Вот часы пробили 9 раз, и детей впустили в комнату, где  стояла красавица елка. На ее ветвях висели сладкие орехи, золотые и серебряные шары, а под елкой лежат подарки.  Вскоре все дети, и Мари, и Франц стали маршировать вокруг елки.  Мальчики сделали из подаренных игрушек целый оркестр. И у нас сегодня будет оркестр.  Давайте же послушаем  марш №  5.  Во время слушания – поиграем в игу   «Мы - музыканты», стоя. 1 ряд будет трубачами, 2 ряд –  скрипачами, 3 ряд – будут бить  в литавры. Молодцы, вы играли в оркестре просто прекрасно. А теперь поднимите карточку. Кто сможет описать музыку словами?

Определение характера  музыки при помощи карточек, затем – при помощи слов.

  Главной героине праздника – Мари – подарили куклу –щелкунчика, с которой она не расстается. Но вот наступает ночь. И мы с вами  поиграем в игру «День – ночь». Следующую музыку вы будете слушать лежа на партах, сложив голову на руки.  День – ночь.  Битва с мышами.    

  Что это за герой? А теперь поднимите карточку. Кто сможет описать музыку словами?  

  Верно, эта музыка описывает битве Щелкунчика и его друзей с мышами. Мари  помогает  Щелкунчику, и он превращается в прекрасного принца.  А Мари становится принцессой.

  Герои попадают в царство сластей, лакомств, игрушек, где их встречает фея Драже.  Чайковский использовал для описания характера феи редкий инструмент – челесту. Она похожа на пианино.  Только звук ее напоминает нам звучание колокольчика. Сейчас мы с вами попробуем дирижировать под музыку стоя. Встали, расправили спину, взяли дирижерские палочки.

Слушание. Дирижирование руками по ходу слушания. Танец феи Драже.     Сели.   Знакома ли вам эта музыка? (в новогодней рекламе часто звучала).  Цветные карточки, словами – охарактеризовать.

Понравилась ли вам музыка? Захотелось ли увидеть сам балет «Щелкунчик»? Я надеюсь, что когда – нибудь вы обязательно увидите этот прекрасный балет на сцене настоящего театра.

А теперь потренируемся в сообразительности.

Вы наверняка держали в руках диски, похожие на этот. Это – аудиодиск, то есть его нужно слушать. Сейчас мы будем выполнять задания. При этом вы можете посоветоваться с товарищем по парте, то есть работаем парами.  

Рассмотрите внимательно обложку. Что там написано? Прочитаем еще раз эти данные.

Выполняются задания на карточках,    работа в парах   на партах. Задания прочитывают вслух хорошо читающие дети, учитель поясняет. Затем – самопроверка – дети проверяют получившиеся рисунки с оригиналом.

Итог урока.

  Посмотрите на красочные обложки книги «Щелкунчик». Захотелось ли вам прочитать ее? Ну что ж, я очень рада этому. Эта книга есть и в центральной библиотеке нашего села, вот книга из библиотеки.  А теперь  ответим на главный вопрос нашего урока: что может музыка?

Эрнст Теодор Амадей Гофман  мечтал, чтобы его сказки согревали сердца. Удалось ли ему своей сказкой согреть ваши сердца? Думаю, во многом помогла этому прекрасная музыка Чайковского.  

 Хорошая музыка делает и нас добрее.

Вы большие молодцы! Мне было приятно и легко с вами работать. На память я хочу подарить вам наклейки с героями детских сказок.

 

 Приложение. Карточка учащегося.

Рассмотри обложку диска и прочитай данные о нем.

 Название: Щелкунчик.  Музыкальные     постановки для  детей.  
Издательство: Фирма Мелодия.
Продолжительность звучания:  4 часа.
 
 

Диск составлен из замечательных музыкальных постановок для детей: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане». Увлекательные сказочные спектакли с музыкой    для учеников младших и средних классов.    

                                                       

 

Выполни задания.

 1.Как называется диск?

         - Щелкунчик (Закрась на рисунке  желтым            цветом место, отмеченное цифрой 1)

     - Лебединое озеро (Закрась на рисунке красным цветом место, отмеченное цифрой 1)

2.Можно ли  прослушать весь диск за 3 часа?

- да (закрась на рисунке голубым цветом часть, отмеченную цифрой 2)

- нет (закрась на рисунке оранжевым цветом часть, отмеченную цифрой 2)

3.Кому особенно полезно    слушать эту музыку:

 -взрослым (закрась на рисунке зеленым   цветом часть, отмеченную цифрой 3)

- ученикам первых классов (закрась на рисунке синим     цветом часть, отмеченную цифрой 3)
4. Кто написал музыку для балета «Щелкунчик»?

-Гофман (закрась на рисунке зеленым цветом часть, отмеченную цифрой 4),

-Чайковский (закрась на рисунке красным цветом часть, отмеченную цифрой 4).

 Приложение.

Либретто Наталии Касаткиной и Владимира Василёва по мотивам сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».


Пролог


В канун Рождества все покрыто искрящимся снегом. Дети Советника медицины Штальбаума, маленький Фриц, Мари, Луиза и ее жених Ганс, вместе с другими горожанами радуются предстоящему празднику. Вечереет. Все спешат на праздник. Порыв ветра срывает с головы Старшего советника суда и крестного детей — Дроссельмейера, — шляпу. Он пытается поймать ее, не уронив чудесные подарки, предназначенные крестникам.


Действие первое


Картина первая: «Ёлка»

В уютном домике Штальбаумов все готово к празднику. Дети изнемогают от ожидания. Наконец, по знаку отца елка вспыхивает цветными огнями. Дети в восхищении от рождественских подарков. Фриц, который так любит маршировать, получил ружье, саблю и барабан. Мари любуется прелестным платьицем.

Взрослые надели маски и разыгрывают перед детьми сказочное представление. Вот гадкая Мышильда (ее изображает господин Штальбаум) приближается к прекрасной Принцессе Пирлипат (супруга г-на Штальбаума) и, улучив момент, касается ее прелестного личика. О, ужас! Мгновенно лицо Принцессы становится старым и уродливым. Тогда прекрасный Принц (г-н Дроссельмейер) бесстрашно бросается на Мышильду. Победа! Былая красота возвращается к Принцессе. Но, слабея, гадкая Мышь царапает лицо прекрасного Принца, и он на глазах у всех становится уродом с огромным ртом и торчащими вперед зубами! Принцесса Пирлипат отказывает своему спасителю в благосклонности и отворачивается от него.

Мари, увлеченная спектаклем, забывает, что это сказка, и со слезами бросается к несчастному Щелкунчику, чтобы утешить его. Дроссельмейер дарит Мари и Фрицу новые игрушки — Танцующую куклу и Полишинеля. Пытаются обратить на себя внимание старая Сломанная кукла и Мишутка. Огорченные неудачей куклы хотят уйти, но Дроссельмейер их возвращает. Дети пытаются познакомить своих любимцев с новыми игрушками. Но что это? Перед детьми танцует Щелкунчик из только что увиденной сказки. Мари радостно бросается к нему, но оказывается, что это Дроссельмейер водит руками и ногами куклы. Крестный дарит Щелкунчика Мари, а воинственный Фриц, надев маску противной мыши, делает вид, что хочет сломать игрушку. Добрая девочка бережно укладывает Щелкунчика вместе с другими подарками под елку.

Рождественский ужин завершается объявлением о помолвке Луизы и Ганса. Поздравить жениха и невесту пришли даже дедушка и бабушка. Праздник кончился. Влюбленные с трудом расстаются друг с другом, дети нехотя отправляются спать.

Картина вторая: «Сон Мари»

В темной гостиной появляется Мари, чтобы еще раз взглянуть на чудесную елку и подарки. Мари засыпает, и елка начинает светиться таинственным светом, а куклы оживают.

С последним ударом часов из-под елки одна за другой выглядывают злые мыши. Последней появляется отвратительная мышь с семью головами, на каждой из которых маленькая корона. Это Принц мышей. Его мать, злая Королева Мышильда, хочет женить сына на Мари. Мари охватывает ужас. Она пытается бежать, но семиглавый Принц мышей ловит ее за руку.

Оживший храбрый Щелкунчик, возглавляя Армию игрушек, вступает в бой с мышами. Щелкунчик пронзает Принца мышей саблей. Разъяренная Мышильда бросается на Щелкунчика, но Мари, отважно защищая своего любимца, кидает в Мышильду подушкой. Мыши разбегаются, а Мари с Щелкунчиком остаются наедине.

Картина третья: «Снежная поляна»

На глазах Щелкунчик превращается в прекрасного Принца. Он признается Мари в любви и ведет ее на заснеженную лесную поляну, где по знаку Дроссельмейера снежинки и снежные хлопья танцуют вальс в честь влюбленных.


Действие второе


Картина четвертая: «Путешествие по Розовой реке»

Счастливый сон Мари продолжается. Прекрасный Принц ведет ее за собой. Влюбленную пару сопровождает Дроссельмейер. Опасность еще не миновала: коварная Мышильда следует за ними. Но Дроссельмейер не подпускает Мышильду к влюбленным и гонит ее прочь.

Принц и Мари — у ворот волшебного города — Конфитюренбурга. Четверо сказочных юношей торжественно встречают их. Появляется Мышильда. Принц бесстрашно принимает бой и побеждает ее. Он слагает к ногам возлюбленной золотую корону мышей. По знаку Дроссельмейера вспыхивает волшебное сияние, и счастливая пара вступает в Конфитюренбург.

Картина пятая: «Город сластей — Конфитюренбург»

Жители волшебного города сластей — Конфитюренбурга — устраивают для Мари и Принца-Щелкунчика необыкновенный праздник. Для влюбленных танцуют Шоколад, Кофе, Чай, а вслед за ними — Дед Мороз, Снегурочка и Снеговик, Пастушки и Трубочист. Дроссельмейер пускается в пляс вместе с жителями Конфитюренбурга, чьи платья и камзолы очень похожи на взбитые сливки. Помолвка Мари и Принца-Щелкунчика завершается пышным вальсом.


Эпилог


Миновала рождественская ночь, а вместе с ней растаял волшебный сон Мари. Начался новый день. Мари и Фриц играют с куклой Щелкунчиком.

Появляется Старший советник Дроссельмейер. Он не один — с ним его юный племянник, как две капли воды похожий на Принца-Щелкунчика из сна Мари. Кукла Щелкунчик остается в руках у Фрица. Мари завороженно идет навстречу молодому Дроссельмейеру, и он заключает ее в свои объятия.

Детство кончилось, они стоят на пороге юности. И кто знает, может, сбудутся грезы волшебной рождественской ночи?

Что может музыка? Вот что сказал об это поэт:

Без музыки не проживу и дня.

Она во мне, она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов.

И в зареве рассвета над землей.

Она везде и вечно спутник мой.

Сочинение синквейна.

  1. – тема (существительное, предмет).
  2. – два прилагательных, определения, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,
  3. – три глагола по теме,
  4. – осмысленная фраза на данную тему,
  5. – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки по теме "Музыкальный портрет" , 1 класс.

Конспект урока музыки  по теме: Музыкальный портрет1 классПрограмма «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина...

Конспект урока музыки по теме «Музыка в мультфильмах» для 2 класса

Музыкальное занятие с использованием динамических упражнений,  речевых игр, слушанием музыки, пальчиковой и ритмической игры, музицированием на детских музыкальных инструментах....

Конспект урока музыки на тему "Что изображает музыка?"

Урок посторен на повторение материала прошлого урока и изучение новой темы. Новая тема усваивается с помощью анализа музыкальных произведений....

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока музыки по теме: "Музыка рассказывает о животных" с использованием здоровьесберегающих упражнений в 1 классе школы VIII вида

Конспект урока музыки по теме " Музыка рассказывает о животных" в 1 классе школы VIIII вида - для детей с умственной отсталостью. Материал содержит пример оздоровительного массажа, пальчиков...

Конспект урока музыки На тему: «Что такое музыка»

Конспект урока музыки в первом классе по теме "Что такое музыка?"...