Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Иванова Ирина Алексеевна

Конспект урока музыки 
1 класс Тема: "Музыка осени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_oseni.docx904.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 30.09.2021

Учитель: Андрейчикова И. В.

Студентка: Иванова И.А.

Учебный предмет: Музыка

Класс:

Тема: «Музыка осени»

Образовательная система: Школа России

Тип урока: открытие новых знаний

Цель:  

Содержательная: познакомить учащихся с понятием минор, мажор; 

Деятельностная: развивать воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать умение воспринимать природу различать лады: мажор и минор

2.Формировать умение осмысленно владеть способами певческой деятельности: проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.

Развивающие:

1.Умение развивать логическое мышление и творческие способности.

2.Развивать умение слушать вопросы и отвечать на них.

3.Развивать умение анализировать и оценивать свою деятельность.

4.Формировать умения излагать свою точку зрения; выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке.

5.Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям, прислушиваясь к мнениям других;

Воспитательные:

1. Формировать положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

Оборудование: презентация, слова песни

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Формировать умение воспринимать природу различать лады: мажор и минор

2.Формировать умение осмысленно владеть способами певческой деятельности: проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.

Личностные: 

1. Положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

Метапредметные:

Познавательные.

1.Умение развивать логическое мышление и творческие способности.

Регулятивные:

1.Умение слушать вопросы и отвечать на них.

2.Умение анализировать и оценивать свою деятельность. 

Коммуникативные:

1.Умения излагать свою точку зрения; выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке.

2.Правильное восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям, прислушиваясь к мнениям других;

План урока

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Краткий обзор о тематике прошлого урока
2.2. Работа с рисунками

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Прослушивание стихотворений поэтов об осени

5.2. Знакомство с 3 стадиями осени

5.3.Беседа с детьми

5.4. Прослушивание и анализ стихотворения А.С.Пушкина

5.5. Прослушивание пьесы Г. Свиридова «Осень»

5.6. Проведение игры «Юные композиторы»

6. Этап анализа произведения

 7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Знакомство с понятием мажор и минор
7.2. Самостоятельное определение лада в песне

7.3. Разучивание куплета из песни

8. Этап рефлексии учебной деятельности.

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Ирина Алексеевна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.

  1. Эмоциональный заряд

-Я рада видеть вас сегодня, а для того,  чтобы у вас всех был хороший настрой на урок, предлагаю от чистого сердца улыбнуться друг другу и пожелать успехов своему соседу по парте.

 –Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями на сегодняшнем уроке.

– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

Дети приветствуют учителя, садятся за свои парты.

фронтальная

К1

Л1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Краткий обзор о тематике прошлого урока
На прошлом уроке мы говорили с вами о мелодии. О том, что без мелодии нет музыки. Что мелодия есть в любом музыкальном произведении. И мы учились находить мелодию в всех её проявлениях.
2.2. Работа с рисунками
Посмотрите внимательно вот на эту выставку детских работ. Рассмотрите работы. О чём рассказывают рисунки?
http://old.sertification.net/news/snova_osen/images/0284.JPG

        https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f099f089c45ab0b7ee6fb4392e3034fb-l&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=50fb675e7586b01200ac6d25bbf94af9-l&n=13

https://ginger-cat.ru/works/large/283/work_283_302531_161840.jpg

https://ginger-cat.ru/works/large/283/0000331420x0000040887.jpg

Каким настроением пронизаны данные рисунки?

Слушают учителя. Делаю выводы.

фронтальная

П1

К1

Л1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Ребята, у нас с вами наступило какое время года?

Верно. Осень, потрясающая пора.

-Я думаю, многим из вас нравится осень. Расскажите, почему вам нравится это время года?

Многие поэты, художники очень любили это время года и посвящали ей стихи, песни. Я предлагаю вам сейчас в этом убедиться. Для этого я предлагаю вам прослушать мелодию известного русского композитора  П.И.Чайковского «Осенняя песня».

Во время прослушивания вы можете смотреть в окно на осенний вид, рассматривать представленные работы, посвященные осени. После прослушивания, я бы хотела услышать ваше мнение: Какое настроение передает эта мелодия? Что вы представляли, прослушивая эту мелодию?

Прослушивание  отрывка П.И.Чайковского «Осенняя песня». (Отвечают на вопросы)

Осень

фронтальная

Р1

П2

Р2

К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Как вы думайте, о чем пойдет речь на уроке? Что нам предстоит узнать нового?

-Ребята, я приглашаю на урок, тема которого «Музыка осени».  

Какие произведения об осени вы знаете? (стихи, песни, картины…)

  • А с помощью чего художники создают картины? (красок)
  • А чем пользуются поэты? (словами)
  • А чем рисуют осень композиторы? (звуками)

Молодцы! Совершенно верно!

Мы сегодня узнаем, а какой видели осень художники, поэты и композиторы, какие чувства вызывало это время года у них, с помощью чего им удавалось нарисовать картины осени!

Физкультминутка. Бабочка

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

фронтальная

Р1

Л1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Прослушивание стихотворений поэтов об осени

Послушайте стихотворение поэта А.Плещеева.

  • Каким настроением пронизано стихотворение? И почему?

Слайд № 3  *

«Скучная картина, тучи без конца,

Дождик так и льётся, лужи у крыльца!»

Определите настроение в другом стихотворении.

Слайд №4 

«Осень, осень, в гости просим!

Осень, осень, погости неделек восемь.

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождём, с перелётным журавлём»*

Верно,молодцы!

5.2. Знакомство с 3 стадиями осени

Ребята, а знаете ли вы, что бывает три осени? (дети отвечают – нет!)

1-ая осень - приходится на сентябрь и называется – первоосенье.

  • Перечислите признаки сентября? (ещё довольно сухо и тепло, солнышко чередуется с дождями, листья разноцветные и на земле и на деревьях)

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0974/0004eb73-8cf955cc/img3.jpg

2-ая осень - приходится на октябрь и называется – глубокая осень.

  • Перечислите признаки октября? (уже делается холодно, день короче, много дождей, листья активно опадают, дуют ветра…)

3-ья осень - приходится на ноябрь и называется – предзимняя осень.https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/k/KdBGqIsQzwE1PyFWjJ6onAt3MgZmTHkriXf4cRxeO/slide-5.jpg

  • Перечислите признаки ноября? (выпадает первый снег, листьев на деревьях не остаётся, холодно, чередуется снег с дождём…)
  • 5.3.Беседа с детьми
  • А у нас какая сейчас осень?
  • А какое настроение вы испытываете, когда наступает осень? (

5.4. Прослушивание и анализ стихотворения А.С.Пушкина

  • Давайте послушаем стихотворение А.С.Пушкина, что он делает: грустит или восхищается?

 Слайд №6

*

«Унылая пора (читаю грустно)….

Очей очарованье (читаю с восхищением)!

Приятна мне твоя прощальная краса – (повествовательно)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса».

(ответы разные: и грустит от того, что уныло стало, и в тоже время восхищается красотой осенней природы)

Правильно! Первая строчка выражает грусть поэта, вторая строчка – выражает восхищение, а следующие строки повествуют нам о том, что любит поэт в осени!

  • Как вы думаете, какой месяц осени восхищает поэта? (сентябрь)

5.5. Прослушивание пьесы Г. Свиридова «Осень»

А сейчас мы послушаем и узнаем, как композиторы рисовали осень.

  • Какие чувства переданы в их осенних произведениях?

Послушаем пьесу, которая так и называется «Осень», написал её Г.Свиридов.

Звучит «Осень» Г.Свиридова Слайд №7

*

(ответы: осень грустная получилась, композитор грустит…)

  • А какой инструмент нарисовал такую грустную осень? (ответы – скрипка) – доп.слайд №6
  • Какое из тех стихотворений, которые мы прочитали близко настроению пьесы? (ответы – первое, про скучную картину)
  • Как вы думаете, какой месяц осени рисует нам Г. Свиридов? (октябрь или даже ноябрь)
  • 5.6. Проведение игры «Юные композиторы»

Молодцы, ребята!

А сейчас, мы поиграем! Муза вас превратит в композиторов. И игра так и называется «Играем в композитора». Но сначала, разучим стихотворение. Встаньте! Повторяйте за мной! Слайд №7.

(физкультминутка)

«Мелкий дождик моросит
Кап-кап-кап-кап! (ударяем пальчик о пальчик)
В листьях сада шелестит
Кап-кап-кап-кап! (шуршим ладошками)
Мокнет мячик у ворот
Кап-кап-кап-кап! (шлёпаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап!» (щелчки руками или притопы ногами)

(выполняем 2 раза)

*

настроение грустное, печальное, тоскливое, дождик постоянно идёт, ребятам гулять нельзя, холодно, сыро…

радостное настроение от обильного урожая, листопада, осенью красиво

сожаление о том, что лето ушло, но когда солнечная и сухая, тёплая осень – радость и восхищение красотой природы; а когда становится очень холодно, дождливо и ветрено – настроение портится, становится грустно…)

Фронтальная

индивидуальная

Р1

П1

Л1

Пр2

Пр1

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

 Вижу, что вы уже готовы играть в композиторов!

Попробуйте сочинить к этим строчкам радостную мелодию, как будто вы восхищаетесь тёплым и солнечным сентябрём!

(ребята демонстрируют свои варианты – радостных мелодий)

А сейчас, сочините грустную, тоскливую мелодию. На улице октябрь, холодно, ветрено.

(ребята исполняют свои варианты – грустных мелодий)

Фронтальная

Индивидуальная

Л1

П1

К1

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Знакомство с понятием мажор и минор

Мы с вами послушали стихи про осень, музыку, попробовали исполнить свои мелодии, рассмотрели рисунки. Какое все-таки волшебное время года осень!

Продолжите фразу: Художники рисуют картины …(красками.)

А у музыкантов тоже есть краски, только они музыкальные.

Если композитор хочет выразить грусть в своём сочинении – он воспользуется минорной краской – МИНОР

Слайд №10 *

Если хочет выразить радость – воспользуется мажорной краской – МАЖОР Слайд №11 *

Сейчас мы послушаем песню, которая называется «Скворушка прощается». Слайд №12

  • Определите настроение песни?
  • Какой краской нарисовал композитор мелодию: мажорной или минорной?

7.2. Самостоятельное определение лада в песне
Возьмите зеленый карандаш – если услышите мажор, жёлтый  – если минор.
(Звучит песня в исполнении детского хора «Скворушка прощается» Тамары Попатенко)

  • Покажите карандаши какого цвета они у вас?

Правильно, ребята, должен быть жёлтый карандаш, потому что песня была написана в миноре.

Настроение у песни - грустное, печальное, тоскливое.

7.3. Разучивание куплета из песни

Давайте разучим 1 куплет этой песни. Слайд №13

Разучивание песни (1 куплет) «Скворушка прощается» Т.Попатенко (под фортепиано и МИНУС)

1. Осень-непогодушка, Тополь пожелтел. Вдруг на ветке скворушка Песенку запел

Индивидуальная

П1

П1

К1

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Ребята, подведем итог сегодняшнего урока.

  • -О чём мы сегодня говорили? (об осени; о произведениях, которые создавали картины осени)
  • -Кто посвящал осени свои произведения? (художники, поэты, композиторы)
  • -Какой была осень на нашем уроке? (разной: мрачной и светлой, тёплой и холодной, ранней и поздней, осени три – как и три осенних месяца)
  • -Какие две краски есть у композиторов? (мажор и минор)
  • -Какое настроение они передают? (мажор – радость, минор – грусть).

-Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок! До новых встреч!

Отвечают на вопросы

.

Фронтальная

Р1

К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки по теме «Музыка осени».

Урок музыки по теме "Музыка осени" для детей 1 класса....

Конспект урока музыки по теме «Музыка в мультфильмах» для 2 класса

Музыкальное занятие с использованием динамических упражнений,  речевых игр, слушанием музыки, пальчиковой и ритмической игры, музицированием на детских музыкальных инструментах....

Конспект урока музыки по теме: "Музыка рассказывает о животных" с использованием здоровьесберегающих упражнений в 1 классе школы VIII вида

Конспект урока музыки по теме " Музыка рассказывает о животных" в 1 классе школы VIIII вида - для детей с умственной отсталостью. Материал содержит пример оздоровительного массажа, пальчиков...

Презентация к уроку музыки в 1 классе Тема: Музыка утра (урок – игра)

Презентация к уроку музыки в 1 классе Тема: Музыка утра Изучение нового материала; урок – игра...

Конспект урока музыки в 1 классе Тема: Музыка утра, разработчик :Карпец Екатерина Александровна (урок – игра)

Урок в 1 классе Тема: Музыка утра Изучение нового материала; урок – игра Цель: Дальнейшее формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкальн...

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"

Конспект урока физической культуры1 класс Тема: ""Подвижные игры"...

2 класс Конспект урока Музыки по теме " Музыка в народном стиле"

Класс: 2Тип урока: открытие нового знанияТема урока: Музыка в народном стиле. Цель: Содержательная: Познакомиться с народной музыкой Деятельностная: формировать умения выявлять жанровые особеннос...