Открытый урок музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»»
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»». Тип урока: урок открытия нового знания. Во время проведения данного урока используются различные технологии, которые способствуют более эффективному усвоению материала обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytiya_novogo_znaniya_po_muzyke.docx277.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 3 классе

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Раздел: ««В концертном зале»»

Тема урока: «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»»

Тип урока: открытие нового знания

Жанр урока: тематический

Цели: создать условия для формирования образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных); Создать условия, обеспечивающие формирование интереса у обучающихся к творчеству Э.Грига на примере его произведения – сюита «Пер Гюнт"; Способствовать воспитанию чувства уважения к культуре других народов на примере музыкального произведения норвежского композитора Э.Грига.

Задачи: включить обучающихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать коммуникативные взаимодействия; развивать умение обучающихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения; оценить собственную деятельность на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные результаты.  Обучающиеся научатся: воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;  использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности. 

Метапредметные результаты: умение понимать учебную задачу урока;  умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение,  обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; нацеливание обучающихся на то, что каждому действующему лицу соответствует определенный, ярко выраженный жанр музыки, с помощью которого происходит обрисовка образа;

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; осознание жизненного смысла музыкальных образов; усвоение жизненного содержания сюиты «Пер Гюнт».

Познавательные: опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем; учиться давать оценку результатам деятельности.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно (опора  на имеющийся жизненный и музыкальный опыт); использовать речь для регуляции своего действия; постановка и выполнение целей; оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя; способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки; оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать; оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.

Виды деятельности обучающихся: слушание, анализ музыкального произведения, вокально-хоровая работа, движения под музыку, просмотр презентаций. 

Методы: деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия,

ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, сравнение.

Технологии:

  • Технология развивающего обучения (ТРО).                                В конспекте
  • Технология педагогики сотрудничества,                                 обозначено

технология диалогического обучения (ТПС).                                применение

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).                технологий                
  • Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).                                аббревиатурами.
  • Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).
  • Игровые технологии (ИТ).

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийные презентации, портрет Э.Грига; плакатики с информацией; таблицы «Средства музыкальной выразительности», программки.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Музыкальный материал:

  • Э. Григ «Утро», «Песня Сольвейг», «В пещере горного короля»;
  • Песня Б.Савельева «Танцуем сидя».

Ход урока.

  I.  Организационный момент.

 Введение в атмосферу урока музыки: эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.

  • Пропевание звука «ля».                                                                             ЗДСТ
  • Пение вокализом мелодии из пьесы Э.Грига «Утро» (прим. – обуч-ся произведение незнакомо).

II. Актуализация знаний

  1. Исходная мотивация.  

Вступительная беседа.

У.: Спешу сообщить радостную весть: мы снова отправляемся в концертный зал.

 - Чем вам нравится посещение концертного зала?

Ответы обуч-ся.

У.: Вы помните, что в концертном зале можно получить программки концерта. Сегодня такие программки лежат на ваших столах. Ознакомьтесь, пожалуйста. Пока вы будете читать, будет звучать музыка.

Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига к драме Генрика Ибсена

Сюита № 1, соч. 46

1. «Утреннее настроение» («Утро»).

2. «Смерть Озе».

3. «Танец Анитры».

4. «В пещере горного короля».

Сюита № 2, соч. 55

1. «Плач Ингрид».

2. «Арабский танец».

3. «Возвращение Пер Гюнта».

4. «Песня Сольвейг».

Звучит пьеса Э.Грига «Песня Сольвейг».

2. Подводящий к теме диалог.                                                                         (ИОТ).

У.:  Что в программках вам понятно, а что – нет?

Часто повторяются следующие ответы обуч-ся: Многое непонятно. Понятны названия со словами «танец». Это, наверное, будут танцы. «Арабский танец. Кофе» мы слушали и смотрели в «Щелкунчике». Можно предположить, какой характер будет у музыки с названиями: «Утреннее настроение» («Утро»), «Смерть Озе», «Песня Сольвейг».

У.:  А кому знакома музыка (не название), которая звучала, пока вы читали?                  (ТПС).

Ответы обуч-ся.

У.:  А кому нравится эта музыка?

Ответы обуч-ся.

3.Постановка цели и задач урока.

У.: Так есть смысл остаться сегодня в концертном зале и узнать о композиторе и музыке, которой восхищается весь мир или займёмся чем-нибудь другим?                                   (ТПС).

Ответы обуч-ся.

У.: Конечно, интересно всё то, что неизвестно. Итак, вперёд.

III этап (основной) – погружение в тему урока.

1.Формулировка основной учебной задачи. 

У.: Для начала мы узнаем, кто это такие Эдвард Григ и Генрик Ибсен, а затем попробуем разобраться с сюитой. Обратите внимание на экран.                                                 (ИКТ).

2. Первичное усвоение новых знаний.

Просмотр презентации «Э. Григ» (Приложение 1).

3. Рефлексия, динамическая пауза, игровое задание.

У.: А теперь пройдите по кабинету и найдите среди плакатиков то, что сейчас было в презентации. (Прим. на стенах кабинета среди прочего, есть плакатик ««Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём». Э. Григ», картинки с изображением троллей, гномов, домика Грига на берегу озера Нордас, дома-музея Грига в Бергене, пейзажи Норвегии).

(Приложение 2)                                                                                   (ЗДСТ и ИТ).

4. Первичное усвоение новых знаний.

У.: Сейчас прозвучит фрагмент одного из самых известных произведений Грига. Попробуйте, пользуясь информацией в программках, определить, какое произведение будет звучать.

Звучит фрагмент пьесы Э.Грига «Утро».

Ответы обуч-ся.

У.: Создать музыкальный образ композитору помогают выразительно-изобразительные средства. Пользуясь таблицами, которые лежат на ваших столах, назовите их.                                (ИОТ).

Обуч-ся говорят о песенном характере мелодии, о спокойном темпе, об изменении динамики (от пиано к форте).                                                                                        (ТПС).

У.: Пьеса Грига "Утро" - один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Её музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Вот почему так названо произведение – «Утреннее настроение». Но чаще его называют просто «Утро».    (ТРО).

У.: Что знакомого есть в этой музыке для нас?

Обуч-ся: Мы сегодня пели эту мелодию вокализом.

 У.: Давайте послушаем, каким выдалось это утро: ясным и солнечным или всё же солнце, едва показавшись, спряталось за облака? Если услышите в музыке подражание щебетанью птиц, поднимите руку (прим. этот приём помогает удерживать внимание обуч-ся до самого конца музыки). А ещё мы сейчас жестом покажем, как восходит солнце (пластическое интонирование.). Представьте, что у вас в руках тоненький лучик. Он очень слабенький, самый первый. Надо очень нежно и плавно, в характере музыки   отпустить его в небо.

 Звучит вся пьеса Э.Грига «Утро».

Ответы обуч-ся.

У.: Пришло время отдохнуть. Давайте потанцуем сидя.

5. Динамическая пауза с пением песни Б.Савельева «Танцуем сидя».                        (ЗДСТ).

6. Первичное усвоение новых знаний.

У.: Я назову несколько слов, а вы скажете, что они обозначают: Генрик Ибсен, драма, сюита.

Ответы обуч-ся.

У.: Продолжим узнавать новое?                                                                           (ТПС).

Просмотр презентации «Сюита «Пер Гюнт»» по 17-й слайд и прослушивание пьесы «В пещере горного короля» (Приложение 3)                                                         (ИКТ).

3. Первичная проверка понимания. Задание обозначено в 13-м слайде: Послушаем пьесу  
«В пещере горного короля» и  представим, что  в пещере у короля происходит. А ещё определим, какой жанр – песню, танец или марш – использовал Григ, чтобы мы представили эту картину.

IV этап – итог урока.

1.Рефлексия:

 У.: Подошло к концу наше пребывание в концертном зале. Давайте вспомним:

а) Какие произведения сегодня звучали?

б) В презентации было определение сюиты. Что вы запомнили?

в) Какое произведение понравилось больше всего? В интернете (всем раздаю запись ссылки http://yandex.ru/video/search?text – беседы М. Казинника об Э.Григе) вы можете посмотреть два мультфильма, в которых звучит понравившаяся вам музыка Э.Грига. Это мультфильмы – «Гномы и горный король» и «В пещере горного короля».                                        (ИКТ).

г) Какие произведения из непрозвучавших хотелось бы прослушать? Некоторые из них мы послушаем на уроках.

2.Задание на дом: 

У.: А хотелось бы вам узнать, от чего очень сильно страдал Э.Григ?                                       (ТПС).

- Тогда найдите по той же ссылке видео –  беседы М. Казинника об Э.Григе.

3. Самооценка деятельности обучающимися.

Интернет-ресурсы:

http://yandex.ru/video/search?text

================================================================

Приложение 2  

«Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём». Э. Григ

4477ecfd6483 

В нескольких километрах от города Бергена находится Трольдхауген — холм троллей, норвежских сказочных гномов. Здесь и стоит среди сада на обрывистом берегу озера Нордас дом Грига.

http://citation.in.ua/photo/65/es2128752.jpg  http://www.anbosta.by/images/stories/Norway/souvenir-troll-800.jpg 

http://web-traveller.ru/wp-content/uploads/2012/06/fiordy.jpg   87046787

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку «Знакомство со способом действия при анализе состава слова» (2 класс)

Знакомство с правильным способом действий при разборе слова по составу...

Открытый урок по музыке в 3 классе на тему: Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»

Открытый урок по музыке в 3 классе на тему: Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»...

Открытый урок по музыке в 3 классе на тему: Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»

Открытый урок по музыке в 3 классе на тему:Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»...

Открытый урок музыки «Симфонический оркестр» 4 класс

Цель урока: Знакомство с понятием симфонический оркестр. Знакомство с группами симфонического оркестра и с тембрами струнно-смычковой группы. Прослушивание записи музыкальных произведений, созданных д...

Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра.Симфоническая сказка  С.С. Прокофьева«Петя и волк»....