Открытый урок по музыке в 3 классе на тему: Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Лисякова Анастасия Сергеевна

Открытый урок по музыке в 3 классе на тему: Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx29.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

Открытый урок по музыке в 3 классе на тему:

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»

Подготовила:

Учитель музыки Лисякова А.С.

Егорьевск 2017 г.

Цель: Знакомство с симфонической сюитой «Пер Гюнт»;

углубление интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

Задачи: закрепление представлений о музыкальном языке, средствах музыкальной выразительности;

развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

воспитание музыкальной отзывчивости на музыку, формирование положительных сторон характера.

Материалы к уроку:

-компьютерная презентация;

- музыкальный материал: фрагменты из симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»: «Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг»; физминутка «Зверобика»; песни: «Волшебный смычок» норвежская народная песня, «Семь подружек».

Оборудование:

компьютер;

проектор;

звукоусиливающая аппаратура (колонки);

фортепиано;

бубны, ложки.

Ход урока.

Слайд 1.

Организационный момент, музыкальное приветствие.

- Здравствуйте ребята

- Здравствуйте.

Учитель: Посмотрите  друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Давайте начнем наш урок.

Актуализация опорных знаний

Ребята, скажите, о каком музыкальном инструменте мы говорили на прошлом уроке.

Ученики: О скрипке.

Учитель: Что вы знаете о скрипке?

Ученики: Скрипка – это струнно-смычковый инструмент, у которого 4 струны.

Учитель: Молодцы. А как называется песня, которая рассказывает о чудодейственной силе скрипки?

Ученики:  «Волшебный смычок».

Учитель: Правильно. Почему она называется «волшебный» смычок?

Ученики:  Потому что, от игры музыканта на скрипке все начинали веселиться и танцевать. Слайд 2.

Учитель: Молодцы. Давайте вспомним эту песню и исполним ее, подыгрывая на бубне.

Исполнение песни «Волшебный смычок», с бубном.

Учитель: Кто мне скажет, кто сочинил эту песню, если она относится к норвежской народной песне?

Ученики: народ.

Учитель: Правильно, норвежский народ. А вы слышали про такую страну Норвегия?

(ответы учащихся)

Сегодня с помощью музыки мы с вами совершим путешествие в эту удивительную, северную страну - Норвегию. Слайд 3.

Слайд 4. Представьте себе величавые норвежские скалы, водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми статуями. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы. О красоте этой страны в своей музыке рассказал норвежский композитор Эдвард Григ. Слайд 5.

В Северной Норвегии – стране озёр, лесов и гор – родился и вырос этот композитор, портрет которого вы видите”. (Учитель показывает детям портрет композитора Э.Грига)

Самой знаменитой музыкой Э.Грига является музыка, сочиненная  для постановки спектакля, драмы, писателя  Генрика Ибсена под названием «Пер Гюнт». Слайд 6.

Сначала Генрик Ибсен написал драму. Драма-это литературное произведение в форме диалога для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать Э. Грига. Из музыки к спектаклю композитор составил сюиту, в которую вошли отдельные музыкальные картины. Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной.

Получилась сюита «Пер Гюнт». Ребята, как вы думаете, как может называться тема нашего урока?

Ученики: Сюита «Пер Гюнт»

Слайд 7. Правильно. Тема нашего урока Сюита Э. Грига «Пер Гюнт». Что же такое сюита?

Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру.

Слайд 8. Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше Пер Гюнте - смелом, обаятельном парне, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Куда только ни заносила его судьба. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину. Давайте послушаем и подумаем, что же он представлял. Слайд 9.

Слушание: «Утро» Э.Грига

Узнали это музыкальное произведение?

Ученики: Да, это звучало «Утро».

Учитель: Да, с этой частью из сюиты мы уже знакомились с вами еще в 1 классе.  О чем рассказывает эта музыка?

(ответы учеников)

Учитель: Молодцы, музыка нам рассказывает о пробуждении природы, о красоте родного края.

Наиграть и напеть мелодию со словами:

«Солнышко всходит и небо светлеет

Природа проснулась и утро пришло»

Какой характер этой мелодии?

Ученики: песенный.

Учитель: Как удалось композитору нарисовать картину утра, при помощи каких средств музыкальной выразительности?

Какая звучала мелодия?

Ученики: плавная, спокойная

Учитель: Какой темп? Быстрый, умеренный, медленный?

Ученики: умеренный темп.

Учитель: Звучание, каких инструментов вы слышали? Кто вначале солирует, поет главную мелодию?

Ученики: Флейта.

Учитель: Правильно, композитор использовал флейту в этой части, потому что звучание этого инструмента напоминает пение птиц.

Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется?

Ученики: повторяется.

Учитель: Этот повтор одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? Что?

Ученики: сила звучания музыки, прибавляются музыкальные инструменты.

Учитель: Такое развитие музыки называется – вариационным, вариация – изменение (повторение главной мелодии с изменениями создает форму вариаций). А почему, как вы думаете, композитор выбрал такое развитие, почему не сделал простой повтор? Что он хотел этим показать?

Ученики:  постепенное пробуждение природы.

Учитель: А как вы услышали, что солнце взошло?

Ученики: музыка стала звучать громче.

Учитель: Молодцы. Самая яркая точка в музыке называется кульминация. Давайте сейчас попробуем руками показать, как восходит солнышко, как происходит развитие музыки и отметить кульминацию. Слайд 10.

Пластическое интонирование «Утро»

Учитель: А сейчас вы услышите начальные звуки следующей части сюиты. Что вы можете сказать, музыка какого характера, жанра, может вырасти из этой мелодии?

Играю на фортепиано начало «В пещере горного короля»

Как звучала мелодия?

Ученики: мелодия звучала сказочно, таинственно.

Учитель: Эта пьеса называется «В пещере горного короля». Слайд 11. Главный герой, Пер Гюнт, путешествуя по миру, попадает в пещеру,  где перед ним предстают сказочные обитатели королевства – тролли. А кто такие тролли?

Ученики: злые гномы.

Учитель: Правильно. Давайте внимательно послушаем,  как Э.Григ изобразил встречу главного героя со злыми троллями.

Слушание «В пещере горного короля» Слайд 12.

Учитель: Что вы можете сказать об этой музыке? Какой характер?

Ученики: мрачный, обеспокоенный, таинственный.

Учитель: Звучание, каких инструментов вы услышали?

Ученики: Флейта, труба, барабан.

Учитель: Правильно, звучали духовые и ударные инструменты. А только ли инструменты звучали?

Ученики: нет, в конце пел хор.

Учитель: Правильно. А можно ли сказать, что и в этой части была вариация? Повторялась мелодия с изменениями?

Ученики: Да.

Учитель: Один и тот же прием развития музыки позволил композитору нарисовать такие контрастные картины – «Утро», и «В  пещере горного короля». Два разных образа: образ спокойствия, красоты и образ зла.

Если бы вы были хореографом, как бы вы исполняли «Танец  троллей»?

Давайте мы попробуем сейчас показать, как надвигались тролли на Пер Гюнта. Слайд 13.

Танцевальная импровизация (движениями рук).

Учитель: А теперь давайте мы с вами посмотрим, как в мультфильме «Гномы и горный король» изобразили фрагмент «В пещере горного короля» Слайд 14.

(видеофрагмент из мультфильма «Гномы и горный король»)

Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и потанцевать. Слайд 15.

Физминутка «Зверобика»

Учитель: Молодцы ребята. А мы продолжаем. Слайд 16.

В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей, бывает в разных странах. Но эти годы не обогатили его, он растратил свои душевные силы, а счастья не нашел.

Долго путешествовал Пер Гюнт в поисках счастья - 40 лет. Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь.

Читаю стихотворение  Г. Алексеева, при этом обращаюсь к детям

Протяни руку и на твою  ладонь

Упадет дождевая капля.

Протяни руку и на твою ладонь

Сядет стрекоза, большая зеленая стрекоза.

Только протяни руку и к тебе на ладонь

Опустится райская птица.

Протяни же руку, чего ты стесняешься?

Ты же не нищий.

Постой минуту с протянутой рукой

И кто-то положит тебе на ладонь

Свое пылкое, восторженное сердце.

А если положат камень?

Не обижайся, будь великодушным.

- Протяните руки.

Учитель: Посмотрите на экран, что это за жест? Слайд 17.

Ученики: Это жест просьбы.

Учитель: Да, это просьба, мольба. Он её бросил, камень ей положил, а она всё равно его любит, молится и  столько много  времени продолжает ждать. И все  время, когда Сольвейг вспоминала Пера, она пела песню.

Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите, какое настроение у нее было.

Слушание «Песня Сольвейг» (по щелчку) Слайд 18.

Учитель: Как вы думаете, о чем поет Сольвейг?  

Ученики: о том, как было хорошо им вместе, о любви к Перу.

Учитель: А какая музыка была по характеру и всегда ли она звучала одинаково?

Ученики: характер менялся, сначала печальная, задумчивая, потом веселая.

Учитель:  Правильно. Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни. Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они  с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг.

Ребята, а вам приходилось надолго уезжать из дома? В лагерь, например? Домой хотелось? Дом вспоминали?

(ответы учеников)

Учитель: Хотя в лагере хорошо, весело, все равно домой хочется. Так и Пер Гюнт. Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал. И только через много лет, когда он вернулся домой, увидел свою невесту, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят. Когда Пер и Сольвейг встретились, они взялись за руки и долго- долго смотрели друг на друга. Они теперь стали вместе. Хорошо им стало?

Ученики: Да, они нашли свое счастье и покой.

Учитель: Когда человек  один, ему плохо, а когда вместе - хорошо. Это и есть счастье.

Как вы думаете, ребята, в чем же настоящее счастье?

Ученики: в любви к своим близким, к своей родине…..

Итог урока:

Учитель: Итак, давайте подведем итоги урока.

С творчеством, какого композитора мы сегодня с вами познакомились?

С какой симфонической сюитой мы сегодня познакомились?

Что такое сюита?

 Домашнее задание. 

Сегодня мы с вами познакомились с сюитой «Пер Гюнт» норвежского композитора Эдварда Грига. Домашним заданием для вас будет изобразить в рисунках Пер Гюнта.

А закончим наш сегодняшний урок мы песней «Семь подружек». Слайд 19.

Исполнение песни «Семь подружек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по музыке. 1 класс. Школа 2100

Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»Цель: познакомить детей с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским.За...

открытый урок по музыке 1 класс

открытый урок по музыке " Всюду музыка живёт"...

Открытый урок по музыке 2 класса Тема: «О чём говорит музыка»

Основные задачи урока.Закрепить представление о том у ребят, что музыка выражает характер и настроение человека.Певческое развитие учащихся на уроке.Вызвать у учащихся эмоциональный отклик к звучащим ...

Открытый урок по музыке 3 класс Тема: «Древнейшая песнь материнства»

Цель: познакомиться с более расширенным и углублённым образом матери, а так же познакомить учащихся с произведениями, в которых средствами музыкальной выразительности воплощён образ богоматери в икона...

Открытый урок по музыке 3 класс Тема: «Тихая моя, нежная моя»

Цель: развитие эмоционально – нравственной сферы учащихся; воспитание чуткости к самому дорогому человеку, способности откликнуться на прекрасное доброе.Задачи: раскрыть смысл слов «нежнос...

Открытый урок по музыке в 3 классе на тему: Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»

Открытый урок по музыке в 3 классе на тему:Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»...