Открытый урок музыки «Симфонический оркестр» 4 класс
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Анисимова Марина Павловна

Цель урока: Знакомство с понятием симфонический оркестр. Знакомство с группами симфонического оркестра и с тембрами струнно-смычковой группы. Прослушивание записи музыкальных произведений, созданных для симфонического оркестра.

Тип урока: Познавательный. 

Форма урока: Урок с использованием музыкального оборудования и инновационных компьютерных технологий.

Задачи: 
• Ознакомительная: 
по знакомить детей со звучанием инструментов симфонического оркестра. 
• Развивающая: 
по знакомить детей с музыкальными произведениями симфонического оркестра. 
• Воспитательная: 
воспитание восприятия содержания музыкального произведения, развитие художественного вкуса. 
Материал к уроку: 
• Музыкальные произведения: Б. Бриттена, «Путеводитель по оркестру для молодежи».
• Плакаты музыкальных инструментов и партитуры. 
• Записи отдельных инструментов. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki.docx25.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большеокуловская СОШ

Открытый урок музыки

«Симфонический оркестр»

 4 класс

                                                                Разработала учитель музыки

                                                                                       Анисимова М. П.

2018 год

Тема: Симфонический         оркестр

Цель урока: Знакомство с понятием симфонический оркестр. Знакомство с группами симфонического оркестра и с тембрами струнно-смычковой группы. Прослушивание записи музыкальных произведений, созданных для симфонического оркестра.

Тип урока: Познавательный. 

Форма урока: Урок с использованием музыкального оборудования и инновационных компьютерных технологий.

Задачи: 
• Ознакомительная: 
по знакомить детей со звучанием инструментов симфонического оркестра. 
• Развивающая: 
по знакомить детей с музыкальными произведениями симфонического оркестра. 
• Воспитательная: 
воспитание восприятия содержания музыкального произведения, развитие художественного вкуса. 
Материал к уроку: 
• Музыкальные произведения: Б. Бриттена, «Путеводитель по оркестру для молодежи».
• Плакаты музыкальных инструментов и партитуры. 
• Записи отдельных инструментов. 

ХОД УРОКА: 
I. Ознакомительная часть 
Дети входят в класс под музыку симфонического оркестра.  На стене висят рисунки и  плакаты музыкальных инструментов.

1 слайд презентации с названием урока.

  1. Музыкальное приветствие 
    Учитель аккомпанирует приветствие на баяне: 
    - Рада вас ребята видеть и приветствовать сейчас (пропевает учитель), 
    - И мы рады очень рады, здравствуйте учитель наш (пропевают ученики). 
    2. Вспомним и повторим. 
    В течение первого полугодия мы, изучали  творчество Оливье Мессиана «Тема Востока». Каждый урок для нас был как новый не изученный день, приносящий что-то новое и необычное. 

    Прослушивание песни: музыка Г. Струве «Дом под крышей голубой».

2 слайд На котором фотографии Оливье Мессиана и других композиторов.

На наших уроках мы много разговаривали о многообразии музыкальных инструментов. К, примеру,  для воплощения грандиозных смыслов заключенных в названиях, композитор обратился к крупному музыкальному жанру - симфонии. За счет средств музыкальной выразительности достигается эффект грандиозности звучания.  Давайте рассмотрим плакаты на которых изображены музыкальные инструменты симфонического оркестра.(Ребята называют инструменты). Какие-то из этих инструментов струнные, какие-то ударные, духовые. И сегодня речь тоже пойдет о музыкальных инструментах симфонического оркестра. И тема нашего сегодняшнего урока «Симфонический оркестр». (Дети записывают в тетрадь тему урока). 

3 слайд На нем изображены инструменты симфонического оркестра

Цель нашего урока познакомиться со строением симфонического оркестра, узнать на какие группы он делится. 


II. Основная часть урока 
1.Симфонический оркестр 
Начиная с первого класса, мы неоднократно слушали разные музыкальные произведения, разных композиторов. Одни из них исполнялись отдельными инструментами, другие – оркестром. Ребята, кто-нибудь из вас сможет разъяснить, что такое оркестр? (Дети высказывают свои ответы). 

Учащиеся записывают правило в тетрадь, а так же делают зарисовки музыкальных инструментов.

Прослушивание отрывка симфонического оркестра.

А теперь посмотрите на доску и ответьте на вопрос, кто же в оркестре занимает главную роль?

4 слайд На нем изображены пустые клетки в виде кроссворда с вопросом: «Кто является главным в симфоническом оркестре»

 (Дети высказывают свои ответы). 


Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек. Такому большому составу участников для согласованной игры необходимо умелое руководство. Эта роль принадлежит
дирижеру

5 слайд В клетках автоматически появляется правильный ответ . под клетками фотография дирижера.

В составе симфонического оркестра огромное количество разных музыкальных инструментов, но все они делятся на четыре группы. Каждая группа в симфоническом оркестре имеет своё название. 

Учитель предлагает детям самим разделить инструменты на  4 группы.
(Детям раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Под звучание симфонической музыки они должны разделить их на четыре группы.) 

6 слайд На слайде так же появились 4 пустых раздела, которые нужно заполнить необходимыми  инструментами.

Одному ребенку предлагается проделать работу по распределению инструментов по группам на доске.

Обсуждение проделанной работы. 
Теперь проверим вашу работу(учитель диктует каждую группу музыкальных инструментов, учащиеся проверяют)
• Первая группа симфонического оркестра - эта струнно-смычковая. В эту группу входят: скрипка, альт, виолончель, контрабас. 

7 слайд Изображение 1 группы - струнно-смычковые инструменты.

Струнно-смычковые музыкальные инструменты — это группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением, осуществляемым в основном в процессе ведения смычка по натянутым струнам. 
Источник звука у всех инструментов — струны, которые резонируют с корпусом инструмента и передают колебания по воздуху до слушателя. Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра.

Запись в тетрадь 

• Вторая группа – деревянно-духовая. В эту группу входят: флейта, гобой, кларнет, фагот. 

8 слайд Изображение второй группы – деревянно-духовые инструменты.

Деревянные духовые инструменты — это группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга. 
На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами. 

Запись в тетрадь 

• Третья группу – медно-духовая. В эту группу входят: труба, валторна тромбон, туба. 

9 слайд Изображение третьей группы – медно-духовые инструменты.


Ме́дно-духовы́е инструменты — это группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых заключается в получении гармонических созвуков, путём изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ. 
Наименование «медные» исторически восходит к материалу, из которого изготавливались эти инструменты, в наше время для их изготовления помимо меди нередко используется латунь, реже серебро. Запись в тетрадь 


Запись в тетрадь

• В четвертую входят инструменты ударной группы: треугольник, литавры, барабаны, ксилофон, бубен и др.

10 слайд Изображение четвертой группы – ударные инструменты.

Ударные музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Это самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов. 
Ударные инструменты бывают с определённой высотой звучания, которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда. К таким инструментам относятся литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики и ряд других; 
Ударные инструменты бывают с неопределённой высотой звучания, которые не имеют настройки на определённые звуки. Среди этих инструментов — большой и малый барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие. 


Вот так выглядит строение симфонического оркестра. 

Ребята рассматривают плакат с изорбражением симфонического оркестра.

Но есть еще в симфоническом оркестре такие инструменты, которые не входят ни в одну из перечисленных групп. Это орган, арфа, рояль. Эти инструменты в оркестре играют солирующие роли. Для них композиторы пишут концерты. 

11 слайд Изображение инструментов: орган, арфа, рояль.

Прослушивание вступления путеводителю по оркестру для молодежи Б. Бриттена.

Как вы считаете, какие группы инструмента в большей степени схожи по тембру(дети дают свои ответы)

Рассматриваем партитуру в учебнике.

Партитура это специальная запись многоголосного произведения, в котором партия каждого инструмента представлена на отдельном нотоносце

Дети записывают  в тетрадь новый термин и его определение

III. Обобщающая часть
Ребята, цель нашего урока была познакомиться с понятием «Симфонический оркестр» с его  строением, узнать на какие группы он делится, послушать звучание инструментов симфонического оркестра и ответить на вопросы. Мы достигли нашей цели? (Да) Давайте вспомним основные моменты нашего урока. 

(Учащимся предлагается ответить на вопросы) 

1.В каких музыкальных жанрах важна роль симфонического оркестра?(Опера, симфония)

2.Как называется запись музыкального произведения, созданного, для симфонического оркестра?(Партитура)

3.Как вы думаете, почему дирижер симфонического оркестра должен читать все партитурные голоса в одновременности?(Потому что роль дирижёра объединить музыкальные инструменты в одну симфонию)

Домашнее задание: Слушание симфонического оркестра в других интерпретациях.

12 слайд Изображение общего вида симфонического оркестра с дирижером.

Звучит запись симфонического оркестра.

Урок окончен.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыки в 4 классе

Открытый урок музыки в 4 классе. Тема четверти: Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ Тема урока: Музыка Франции Цель урока: познакомить учащихся с...

Открытый урок музыки в 1 классе (авт. программа Г.С.Ригиной)

Конспект урока  "Музыкальный карнавал животных"  и технологическая карта к нему  с поэтапно расписанной деятельностью учителя и учащихся, а также с УУД, которые будут формироваться ....

Музыкальные портреты ОТКРЫТЫЙ УРОК МУЗЫКИ в 1 классе

Открытый урок в 1 классе по теме "Музыкальные портреты"по программе Г. П. Сергеевой ,Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной проходил в виде игры и с элементами театрального представления ( фрагмент музы...

открытый урок музыки в пятом классе

Тема: Тембр.Цель: Дать учащимся понятие тембр через ознакомление с человеческими голосами и голосами музыкальных инструментов. Расширить кругозор детей через новую информацию о музыкантах и создателях...

Открытый урок музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»»

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»». Тип урока: урок открытия нового знани...

Конспект открытого урока музыки в 4 классе Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»

Конспект открытого урока музыки в 4 классе     Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»...