Конспект открытого урока музыки в 4 классе Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Кузнецова Елена Вадимовна

Конспект открытого урока музыки в 4 классе 

    Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                 

               Конспект открытого урока музыки в 4 классе

    Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»

                                                                                          выполнила : учитель музыки

                                                                                          Дубровицкой школы  г.о. Подольск                                                                        

                                                                                          Кузнецова Е. В.

                                                               2019 г.

4 класс 4 четверть, 3 урок

Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»

Цели и задачи:

Усвоить термины «музыкальная миниатюра», «фортепианный цикл».

Продолжить знакомство с творчеством русского композитора П. И. Чайковского.

Познакомиться с историей создания фортепианного цикла «Времена года» и его содержанием.

Уметь отождествлять музыкальные образы с жизнью, через анализ музыкального произведения.

Учиться выявлять, анализировать музыкальные выразительные и изобразительные средства.

Развивать внутренний слух и воображение.

Уметь вычленять главное, сопоставлять, анализировать предложенные источники информации, с последующей интерпретацией полученных знаний в творческих заданиях.

Продолжить развитие эстетического вкуса.

Воспитывать потребность общения с классической музыкой.

Оборудование:

Портрет Чайковского, эпиграфы к пьесам цикла  «Времена года», текст песни "Мой садик". Словарь Ражникова.

Музыкальный материал:

  1.  «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковского - вход
  2.  «Подснежник» Апрель из цикла «Времена года» Чайковского – слушание, анализ, пластическое интонирование

      3.   "Мой садик" П.И. Чайковский - исполнение, импровизация на ДМИ

Тип урока: Урок знакомства и систематизации знаний.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап побуждение

Вход под «Вальс цветов» (задание войти в характере музыки).

Приветствие

Здравствуйте ребята,

Здравствуйте учитель

Рады мы гостям всегда

Вот звонок - урок начать пора.

Ребята, скажите музыка какого  композитора зазвучала в самом начале нашего урока?

 Верно. Это музыка П.И. Чайковского "Вальс цветов"из балета "Щелкунчик".

И не случайно наш урок начался с музыки П.И. Чайковского.

Наш урок будет приурочен к Международному конкурсу им. П.И. Чайковского.

Об этом конкурсе и его истории нам расскажет (уч-к)

Ребята этот конкурс является крупнейшим состязанием между музыкантами всего мира.

Этап осмысление.

1 слайд (тема и портрет)

Итак, тема урока П.И. Чайковский фортепианный цикл "Времена года"

Все ли слова понятны?

Слово цикл имеет отношение к различным видам деятельности человека. Например, вы пришли обучаться в школу, каким будет этот цикл?

Это и есть цикл – последовательность логических событий.

2 слайд (определение и картинки зама, весна, лето, осень).

музыкальный цикл– это несколько произведений, связанных между собой по смыслу.

Какую музыку мы можем услышать в  фортепианном цикле "Времена года"

Верно, музыку зимы, весны, лета, осени. А исполняться она буден на каком инструменте?

Но есть ещё очень интересная история возникновения этого фортепианного цикла. И нам об этом расскажет (уч-к)

3 слайд(фамилия издателя и название журнала)

А ещё каждой пьесе Н.М. Бернард прикрепил стихотворение-эпиграф разных поэтов. Которые стали неразрывны с пьесами.

И вот в апрельском номере журнала выходит пьеса Чайковского  под названием Апрель. "Подснежник", а перед произведением стихотворение Аполлона Майкова.

Послушайте это стихотворение, для чего Николай Матвеевич Бернард  ставит стихотворение?

4 слайд (текст на слайде и картина Н.С. Курундаков "Подснежники" )

«Голубенький, чистый
Подснежник — цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином…»

Обратите внимание на картину художника Н.С.Курундаков "Подснежники".

Верно. И это первые цветы весны.

А когда они цветут? В начале апреля.

Работа с пособием

А теперь представьте что мы с вами композиторы и нам поступило предложение сочинить музыкальную миниатюру "Подснежник". У вас на столах лежат пособия для анализа музыкальных произведений. Каждая группа откроет страницу которая соответствует номеру группы. Теперь выпишите эмоции и чувства которые по вашему мнению подходят для образа подснежника. Время 1 мин.(запустить таймер)

                       Зачитайте ваши слова, обсуждаем.

Справились с заданием. А теперь давайте послушаем произведение П.И. Чайковского, какой подснежник получился у великого композитора. Совпадают ли наши предположения с музыкой?

Звучит  П.И. Чайковский Апрель. "Подснежник"

( 1 слушание)

 - Да совпадают.

А сколько частей было в произведении?

3, 1 и 3 почти одинаковые.

(2 слушание) А теперь возьмите пособие, посмотрите на стр.7 таблица с музыкально выразительными средствами. Сейчас вы прослушаете еще раз1 и 2 части и охарактеризуете музыкально-выразительные средства. 1 гр. - мелодия, 2 группа -  лад, 3гр -  ритм, 4 гр. -  регистр, 5 гр.  - динамика, 6 гр. -темп.

мелодия из коротких фраз, которые стремятся вверх;

лад-мажор;

ритм похож на вальс, танцевальность в мелодии, пульсирующий ритм в аккомпанементе дает ощущение взволнованности;

регистр средний и высокий;

динамика разнообразная;

темп подвижный, с движением.

 П.И. создает образ нежный и светлый, маленький, радостный, трепетный, чистый и воодушевленный.

А что вам хотелось сейчас делать? Верно, танцевать.

Это произведение так популярно что его переложили для симфонического оркестра.

Пластической интонирование

Давайте исполним танец подснежника под фрагмент средней части вместе с симфоническим оркестром.

Игра на воображаемых музыкальных инструментах

Вы были внимательными слушателями, замечательными танцорами, а теперь я предлагаю стать исполнителями -музыкантами симфонического оркестра.

1 гр. - скрипки, 2- виолончели, 3 - контрабас, 4- флейта, 5 гр - труба, 6 гр. - кларнет.

Молодцы, вы были внимательными и благодарными слушателями и хорошими танцорами, а теперь я предлагаю стать певцами и исполнить песню П.И. Чайковского "Мой садик"

 Вспомните с какими чувствами нужно её исполнять?

В мелодии этой песни есть моменты молчания. Что это?

Верно паузы. Давайте эти паузы заполним хлопками.

Подходят хлопки  к характеру песни? -нет. А что могло бы подойти?

Молодцы, конечно муз. инструменты. А какие? Верно треугольники , колокольчики (Раздаю инструменты)

Давайте попробуем исполнить вместе.

Рефлексия. В заключении урока

составим коллажи по теме урока. Вы можете использовать имеющиеся картинки из наборов, а так же цифры, портреты , названия и пр.и дорисовывать, дописывать свои. Главная задача выстроить логическую цепь. Ничего не упустить.

1. Как зовут русского композитора с музыкой которого мы познакомились сегодня? Добавьте портрет.

2. В каком веке жил и творил П.И. Чайковский? добавьте цифру.

3. Как называется фортепианный цикл П.И.Чайковского?

4. Сколько в нем времен  года и сколько пьес? Добавьте цифры.

5. Как назывался журнал, найдите название и фамилию владельца издателя?

6. Какую пьесу мы с вами слушали из этого цикла?  Добавьте картину (репродукцию)

7. Чьё стихотворение предваряет слушание этой пьесы? приклейте фамилию.

Вы молодцы, отлично поработали, у вас получились красивые и интересные коллажи.

 «Времена года» Чайковского - это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.

Позднее его брат Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Пётр Ильич  любил жизнь. Каждый день имел для него значительность, прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею наполнена музыка одного из   шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года".

Спасибо за урок! До новых встреч.

Входят в класс под музыку, в характере.

Поют приветствие

Сообщение об истории конкурса уч-ся

Международный конкурс имени П. И. Чайковского является
крупнейшим событием в мире классической музыки
Конкурс проводится с периодичностью раз в четыре года, как олимпиада.

Первый Конкурс состоялся в 1958 году. В этом году состоится XVI Международный конкурс, который пройдет в Москве и Санкт-Петербурге.

Запись темы в тетрадь

Фиксируют определение

Сообщение истории уч-ся.

Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес –  миниатюр по числу месяцев в году – специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера.

Слушают, отвечают.

Смотрят, обсуждают, высказываются.

выписывают, зачитывают, анализируют.

Слушают, анализируют, отвечают.

Исполняют танец

Играют на воображаемых инструментах

Исполняют с хлопками

Пробуют извлекать красивый правильный звук.

Исполняют, импровизируют

Слушают вопрос.

Осмысливают, анализируют, систематизируют.

Выбирают правильный ответ (из множества). Оформляют и презентуют.

Отвечают на дополнительные вопросы учителя по работам .

Все оформляется на листах А3

В цикл «Времена года» П. И. Чайковского вошли 12 пьес – по числу месяцев в году.

Январь – «У камелька»

Июль – «Песнь косаря»

Февраль – «Масленица

Август – «Жатва»

Март – «Песнь жаворонка»

Сентябрь – «Охота»

Апрель – «Подснежник»

Октябрь -  «Осенняя песнь»

Май – «Белые ночи»

Ноябрь – «На тройке»

Июнь – «Баркарола»

Декабрь – «Святки»

Список литературы:

  1. Смирнова Э., Зарубежная музыкальная литература, Москва, Музыка, 1971 год, стр. 79-95.
  2. Кабалевский Д., Из истории музыкального воспитания, Москва, Просвещение, 1990 год, стр. 45 -56.
  3. Майкапар А., Времена года, Москва, Эрудит, 2005 год, стр 23-25.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Здравствуй, зимушка - зима" из цикла "Времена года"

Внеклассное занятие направлено на расширение представления о зимнем времени года, развитие внимания, речи, мышления, формирует навыки чтения....

Конспект открытого урока музыки в 1 а классе «Музыка осени»

·        закрепить знания о тембрах, научить различать тембры музыкальных инструментов;·        обучать навыкам осмысленного участ...

Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом". Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Г.М. ГБОУ школа №439 г.Петродворца.

Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом» -«Азбука детской музыки».Учитель музыки высшей квалификационной категории ГБ...

Конспект открытого урока по русскому языку«Времена года. Зима. Имя существительное. Закрепление».

Разработка урока по русскому языку для 3 класса составлена с учётом ФГОС. Целья урока является обобщение знаний учащихся об имени существительном и его грамматических признаках. С учетом цели урока со...

Конспект открытого урока по башкирскому языку на тему «Йыл миҙгелдәре» ("Времена года")

1)Йыл  миҙгелдәре менән танышыу.2)Балаларҙың һүҙлек запасын байытыу,фекерләү һәләтен арттырыу,һөйләү телмәрен үҫтереү. 3)Тыуған яҡҡа,уның тәбиғәтенә һөйөү уятыу, кешелек сифатын тәрбиәләү....

Конспект урока музыки 2 класс "П. И. Чайковский "Детский альбом" Пьеса "Мама"

Урок включает в себя понятия: Музыкальный альбом, "Детский альбом", характеристика пьесы "Мама", разучивание песни "Мама"....